НЕДОСТАТКИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НЕДОСТАТКИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ.

Фефилова В.С. 1
1ЯГПУ им К.Д.Ушинского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Международные общественные организации (ЮНЕСКО, BO3) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. По данным в нашей стране доля рождения здоровых новорожденных в течение последних 7 лет снизилась с 48,3 до 36.5 %. Сегодня 80% новорожденных являются физически незрелыми, около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. С каждым годом в России появляется все больше детей с интеллектуальной недостаточностью. Этой категорией детей в настоящее время интересуются во многих профессиональных сферах — психологии, медицине, педагогике. Этот контингент рассматривают с разных сторон, а именно большое внимание уделяют этиологии нарушения, возрастным особенностям, обучению и воспитанию, медицинской помощи, личности и характеру ребёнка и др.

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. Человеческую индивидуальность определяет характер. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека, обуславливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах выражающих отношения к миру и к самому себе.

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Все эти влияния очень значимы для любого возраста (детского, подросткового, юношеского…). Именно в эти периоды времени происходит формирования личности и соответственно характера.

В своей работе мы акцентируем внимание именно на подростковом возрасте, т.к. в этом возрастном периоде характер уже сформирован, но он не является совершенным.

В своей работе мы опирались на результаты исследований, таких ученых как И. В. Белякова, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, В.В. Ковалев, К. Леонгард, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, Г. Шмишек, Э. Г. Эйдемиллер и др. занимающихся изучением подростков с недостатками познавательной деятельности. Из опыта их работы видно, что именно у этой возрастной группы чаще преобладают отрицательные черты характера, чем положительные. Это проявляется в их поведении в обществе, во взаимоотношении с людьми, которые их окружают. Ученые отмечают, что у подростков с нарушениями интеллекта часто встречаются усиленные черты характера, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Выше описанное состояние в психологии именуется акцентуацией. В. В. Ковалев по этому поводу писал: «для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным т.к. типы характера не сформированы и можно говорить, об отдельных акцентуированных чертах». Акцентуация является пограничным состоянием между нормой и патологией. А. Е. Личко выделяет 10 типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый.

Исследовав учебно-методическую литературу мы сделали вывод, что на данный момент недостаточно разработано диагностических и коррекционно- развивающих программ и приемов направленных на сглаживание акцентуированных черт характера. Это и является проблемой, которая обуславливает актуальность проводимого нами исследования.

Основываясь на проблеме, описанной выше, мы поставили цель работы – на основе экспериментальных данных разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на сглаживание акцентуированных черт характера подростков с нарушением познавательной деятельности, а так же оценить ее эффективность.

Объектом исследования является процесс осуществления коррекционно-развивающей работы по сглаживанию акцентуаций у подростков, а предметом - коррекционная программа по сглаживанию акцентуированных черт характера у подростков с нарушением познавательной деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом, нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.

2. Теоретически охарактеризовать особенности характера подростков с нарушением познавательной деятельности.

3.Организовать и провести констатирующий эксперимент по выявлению особенностей черт характера.

4.Разработать содержание коррекционной работы по сглаживанию акцентуированных черт характера у подростков с нарушением познавательной деятельности.

5.Апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на сглаживание акцентуированных черт характера подростков.

6.Оценить эффективность проведенной программы, провести повторные замеры.

5.Сделать выводы по данной проблеме.

Основной задачей педагога работающего с подростками с недостатками познавательной деятельности является сгладить акцентуированные черты и поспособствовать формированию именно положительных качеств. Тех качеств, которые соответствуют нормам нравственности нашего общества, т.к. рано или поздно именно этому подростку придется адаптироваться в обществе, работать, создавать семью.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Чтобы выявить выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы, мы использовали составленный А.Е Личко модифицированный патохарактерологический диагностический опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков. В исследовании приняло участие 30 учащихся 8-11 классов.

Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. Подростку дается бланк для заполнения и инструкция: «Вам предложен ряд утверждений. Прочитав внимательно каждое утверждение, решите: характерно это для вас или нет. Если да, то отметьте номер этого утверждения на бланке ответов, если нет, просто пропустите этот номер. Чем точнее и искреннее будут ваши выборы, тем лучше вы узнаете ваш характер».

Полученные результаты уточнили результатами полученные в ходе опроса педагогов и психологом, имеющими опыт работы с данным классом. Эксперты получали диагностический лист на учащихся своего класса, на котором по вертикали слева располагались наименования типов и краткое описание их ведущих черт, а по горизонтали вверху располагался список учеников класса. Задача эксперта заключалась в следующем - необходимо было оценить в десятибалльной шкале проявление у каждого ученика класса ту или иную акцентуацию. Совпадение диагнозов, полученных по МПДО, с диагнозами, выставленными экспертами на основании "школьной клиники", составило 87%. Указанный показатель можно считать удовлетворительным.

Следующим этапом обследования была беседа с подростками. Мы предложили им набросать свой психологический портрет, обсудили, как они смотрят на жизнь, как справляются с ее сложностями.

У нас была возможность пронаблюдать за поведением подростков в школьной обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся, что позволило составить представление об их характере. Мы определили, как подросток справляется с поставленной перед ним задачей, как он относится к обязанностям, насколько важным стимулом является для него соревнование. При наблюдении большое внимание уделили наблюдению за мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемых подростков.

После проведения всего обследования было выявлено, что из всей группы подростков с нарушениями познавательной деятельности, акцентуации встречаются у 50% детей. Акцентуации представлены истероидным(5 человек), гипертимным(6 человек), циклоидным(4 человека) типами. Детям истероидного типа акцентуации присущ эгоцентриз, жажда постоянного внимания. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет. Они часто и быстро терпят фиаско.

Подростки с гипертимным типом акцентуации отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много увлечений, как правило, поверхностных и мимолетных. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности. Бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

Дети, имеющие циклоидный тип акцентуаци характеризуются довольно частыми периодическими сменами настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Отмечается повышенная раздражительность и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно.

Всеволод Петрович Кащенко говорил, что будущее страны — в детях. Мы поддерживаем его мнение о том, что полноценное будущее общества—в социальной полноценности его молодых поколений. Детская исключительность, а именно исключительность интеллекта и характера в существе своей социальна. Корригировать ее, возможно, прежде всего, педагогическими мероприятиями, то есть воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность, а осуществить это можно в первую очередь через воспитание.

Нами была разработана программа для подростков 12-17лет. Срок реализации программы - 5 месяцев. Программа состоит из 21 еженедельного занятия продолжительностью 45 минут. Целью программы является сглаживание акцентуаций. Основные методы – изотерапия, беседа.

Арт-терапевтическая работа в настоящее время используются очень широко, причем не только в здравоохранении, но и в социальной сфере, в образовании. Арт-терапия позволила нам развить в подростках ценные социальные навыки; дала возможность детям наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; научила оказывать взаимную поддержку товарищам; сформировала адекватную самооценку.

После окончания курса занятий проведены повторные замеры – у 5 детей акцентуации не выявлены, а у оставшихся 10 акцентуации присутствуют, но уже с более низким показателем. По обработанным результатам можно сделать вывод об успешности программы и возможности ее применения в СКОШ 8 вида.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу с данной группой подростков, стремясь снизить их акцентуации, совершенствовать коррекционную программу.

7

Просмотров работы: 3771