ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ НОРМАТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ОТЦА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ НОРМАТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ОТЦА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который бы не зависел от семейных условий в настоящем или в прошлом. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. В зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у подростков формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действия, поведения и деятельности.

Одной из самых актуальных в современном мире является проблема значения отцовской фигуры для гармоничного психического развития подростка. Современный мужчина уделяет меньше внимания семье и детям, что приводит к формированию недостаточного образа отца в сознании подростка и к нарушению взаимопонимания между ними. «Для молодого человека очень важно иметь положительный образ отца, иметь с ним отношения, подкрепленные деловым и нравственным авторитетом мужчины, поскольку именно такой авторитет способствует формированию гармонично развитой личности подростка» [2].

Кроме того, огромное влияние на сознание подростка оказывают факторы из внешней среды, как правило, это средства массовой информации. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ зачастую формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка [5]. Становится понятно, что более гармоничное развитие личности и нормативные представления о роли родителей подростка будут обеспечены ему тогда, когда он живет и развивается в условиях благоприятной, облагороженной информационной среды.

Мы предположили, что формирование у подростков нормативных представлений о социальной роли отца будет проходить более успешно, если:

  1. отец ребенка обладает необходимыми характеристиками (полное осознание отцовской роли и ее воплощение в жизни, гармоничные взаимоотношения с женой, незагруженный рабочий график и т.п.), что подает подростку нужный пример для подражания;

  2. подростку оказывается помощь в выборе образцов и ориентиров из СМИ, на которые он может опереться в будущем и которые также могут повлиять на его сознание;

  3. родители совершенствуют свои воспитательные навыки, обмениваются опытом с другими родителями, читают соответствующую литературу.

Содержание отцовской роли до недавнего времени можно было описать при помощи социальных норм, составляющих мужскую гендерную роль. К числу таких норм относятся «норма статуса, норма эмоциональной и физической твердости и норма антиженственности» [1]. Норма статуса подразумевает, что мужчина должен завоевывать статус и уважение других, а главная обязанность отца – содержать семью и исправно приносить в дом деньги. Чтобы соответствовать ожиданиям, мужчина должен почти все время посвятить работе, вследствие чего ослабевает его контакт с детьми. По мере того как доходы отца растут, его вклад в воспитание уменьшается. Нормы твердости и антиженственности подразумевают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежат исключительно женщинам. Отцы могут стесняться выражать свои чувства по отношению к ребенку. Поскольку в обществе существует стереотип восприятия мужчин как сильных и уверенных в себе, способных преодолевать различные трудности, многие из них подавляют свои переживания.

Современная отцовская роль постепенно трансформируется, становится менее жесткой. В последние десятилетия появилось понятие «новый отец», в отношении отцовства все чаще звучат такие термины, как «продуктивное» [2] или «ответственное» [2; 4] отцовство. Предполагается, что мужчины вновь открыли для себя ценность отцовства. Для многих современных мужчин семья выходит на первый план, становится не менее, а порой и более важной, чем работа, сферой жизни. Все больше семей полагаются на уход отцов за детьми, пока матери на работе: если мама работает, папа проводит с ребенком 20% своего времени, если мама домохозяйка, от 5 до 14% [4]. Растут ожидания по отношению к отцам. Зарплатой, которую отец приносит домой, уже не исчерпывается его роль. Ожидается, что отцы и физически и вербально будут вовлечены в воспитание. Ожидания являются результатом того, что все больше женщин работают вне дома, в связи с чем приобщают своих партнеров к радостям и обязанностям родительства; мужчины начинают обнаруживать качества, которые было принято считать женскими: нежность, привязанность и заботу о малышах. Действительно, более молодые отцы участвуют в процессе подготовки к рождению ребенка, в некоторых случаях присутствуют при родах, рано приобщаются к уходу за ребенком, проводят больше времени с детьми (при условии совместного проживания). Именно по отношению к такому эмоционально вовлеченному в жизнь ребенка мужчине используется термин «продуктивное отцовство».

Еще одной проблемой современного общества является общее ослабление института брака. В 1999 г. почти 28% всех родившихся в России детей появились на свет вне зарегистрированного брака, за 10 лет внебрачная рождаемость выросла более чем вдвое, причем данное явление не является исключительно российским [4].

Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят, как мы отметили выше, средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.

С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Современный мир все чаще характеризуют как информационное общество, то есть как такую социально-экономическую и социокультурную реальность, в которой «информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию» [3].

С другой стороны, усиление роли информационных агентов влияния определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально востребованными человеком современной эпохи. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ позволяют решить эту задачу максимально «удобным» способом. Подаваемая ими «информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации, как бы ее объективный характер ни подчеркивался. Собственно перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации» [6].

СМИ также предоставляют современному человеку больший простор поиска оснований для социальной идентификации. Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, «расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности, ибо дает более широкий перечень различных групп, их спектр и совершенствует оценку их со стороны потребителя информации» [6]. Значительно большая интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности.

Другая отмечаемая характерная особенность современных СМИ – их экспрессивность – также способствует общей задаче социальной ориентировки человека (построения им образа социального мира и социальной самокатегоризации): готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.

Анализ молодежных СМИ позволяет нам утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса и молодёжные телевизионные программы формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д.

Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание. К одной из таких тем относится отношение подростка к родителям. Чаще всего молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения именно в обществе своих сверстников и в молодежной прессе и воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Можно с большой долей уверенности предположить, что молодежные СМИ формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. Примерами таких изданий могут служить молодёжные журналы «Молоток», «Хулиган», «Yes», «Cool».

Отсюда можно сделать вывод, что конфликт в отношениях родителей и детей не возникает случайно и внезапно. Следствиями ускоренного темпа современной жизни часто являются родительская неподготовленность, непонимание особенностей переходного возраста, неготовность принять происходящие изменения, научиться правильно на них реагировать и помочь тем самым подростку пережить этот и для него тоже нелёгкий период. Становление личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: наряду с педагогическим воздействием происходит процесс самовоспитания. Поэтому, строя взаимоотношения с подростками, чрезвычайно важно знать и учитывать образцы и ценности, на которые они ориентируются, что для них является важным и значимым. Очень часто эти образцы и ценности подростки выбирают из доступных для них источников, таких как СМИ. Воздействие средств массовой информации действительно существует, и оно достаточно значительное. Имеет место как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе, а также в неправильном и ненормативном формировании у подростков представлений о семье, об отцовстве. Поэтому важно, чтобы подросток обдуманно и сознательно подходил к выбору источников информации и жизненных приоритетов.

Мы провели ряд исследований среди учащихся 8-9 классов МОУ СОШ Павинская средняя школа Костромской области. В исследовании приняли участие 25 школьников в возрасте 14-15 лет. Для исследования представлений об отцовстве у подростков была использована анкета, позволяющая определить приоритеты учащихся в области СМИ, письменное сочинение-рассуждение на тему «Каким я представляю себе образ идеального отца», а также авторская методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе».

Мы попытались узнать, что именно предпочитают современные подростки, проведя опрос, позволяющий выявить, как часто они смотрят телевизор, какие сериалы, телепередачи и т.п. они предпочитают смотреть, какие любят читать журналы и из каких источников СМИ они чаще всего предпочитают брать информацию. Так, по результатам исследования выяснилось, что в среднем школьники каждый день тратят на просмотр телевидения 5-6 часов; это не может не указывать на то, что информация, поглощенная с экранов телевидения, оказывает значительное влияние на сознание учащихся. Из наиболее часто просматриваемых сериалов были выделены такие: «Папины дочки», «Воронины», «Счастливы вместе», «Закрытая школа», «Интерны», «Универ»; из телепередач – «Пусть говорят», «Доброе утро», «Даешь, Молодежь!». Из журналов были названы «Yes», «Oops», «Все звезды», «Cosmopoliten»; но важно также отметить, что больше половины опрашиваемых журналы не читают вовсе!

Среди подростков довольно высок уровень доверия информации, потребляемой через телевидение, но основным источником информации и приоритетом в доверии является Интернет. Предпочтение радио и прессы по сравнению с Интернетом и телевидением менее значительно.

Проведя исследование представлений современной молодежи об образе идеального отца, мы увидели, что представления имеют новый, по сравнению с традиционными стереотипами, характер. Молодежь считает, что отец должен иметь желание воспитывать ребенка, обучать его и уделять ему много времени. Данного поведения в традиционной семье более 20 лет назад не ожидали. Но зачастую данные ожидания и представления не реализуются в поведении самих юношей и девушек в будущем.

Мы предложили учащимся 8-9 классов написать сочинение на тему «Каким я представляю себе идеального отца» с целью выяснения представлений образа идеального отца в сознании школьников.

Подавляющее большинство учащихся на первое месте среди обязательных качеств «идеального отца» выдвинули его возможность материального обеспечения семьи. «Я думаю, самое главное – у отца должен быть хороший заработок, для того чтобы он один сам смог прокормить свою семью и обеспечить…». «Он должен обеспечивать семью, но в то же время не пропадать на работе». «Идеальный отец должен быть кормильцем в семье». Многие пишут о взаимоотношениях в семье, о том, что отец должен много времени посвящать детям: «Он должен вслушиваться в слова своей семьи, если их что-то не устраивает или чего-то не хватает». «Он не должен допоздна сидеть с друзьями где попало после работы». «Всегда активно участвует в решении семейных вопросов». «Большую часть времени он проводит со мной и моим младшим братом», – пишет ученица 9 класса о своем отце как об идеальном. Показательно, что довольно много учеников считают именно своего отца идеальным!

Дети также писали в своих работах об отношениях идеального отца со своей женой. «Любит баловать маму», «Должен уважать и заботиться о жене», «Отношение к жене должно быть как, в первую очередь, к матери своего ребенка, ведь это ей приходится переживать все самое тяжелое с детьми». «Он должен уважать жену, это главное, пусть и иногда будет ругань».

Можно говорить о том, что образ идеального отца в сознании подростков вполне реален, дети не требуют от него чего-то завышенного, нереального для осуществления; повторимся, что многие дети в своих сочинениях основывались на впечатлении о своем родном отце, считая его идеальным. Часто в сочинениях дети писали о семейном быте, о том, что должен уметь делать отец по хозяйству. «Хозяйственность должна быть в норме, а то как же мужчина-отец – и не умеет вколотить гвоздь, повесить полку, починить кран…» Встречались и противоречивые мнения: «отец должен во всем помогать жене по хозяйству» – «он должен выполнять только мужскую работу по хозяйству».

Ярко выражен в сочинениях ребят и эмоциональный компонент. Многие считают, что отец должен быть добрым, должен любить детей, уважать их, менее выражены были качества, относящиеся непосредственно к отцу, не направленные на ребенка, такие как счастье, радость и др.

Поведенческий компонент, отраженный в письменных работах ребят, повторяет основные пункты, набравшие наибольшее количество баллов в опросниках, а именно: воспитывающий, обучающий, помогающий, хвалящий, иногда командующий.

Анализ мини-сочинений на тему «Каким я представляю себе идеального отца» в целом подтверждает выводы, сделанные на основе опросника по методике Р.Г. Овчаровой. Полученные результаты свидетельствуют о том, что традиционно сложившийся взгляд на отцовство постепенно меняется, уже с юного возраста молодые люди начинают осознавать значимость и необходимость участия отца в воспитании детей.

В целом, ребята придают отцовству большое значение, предъявляют идеальному отцу соответствующие требования.

Исходя из результатов исследований представлений подростков об образе идеального отца, мы видим, что представления имеют современный, соответствующий нашему веку и далекий от уже устаревших семейных стереотипов характер. Молодежь считает, что отец должен воспитывать ребенка, уделять много времени ему и жене, и эти представления действительно в большинстве современных семей реализуются практически полностью.

В качестве рекомендаций ниже мы приводим примеры необходимых школьникам и их родителям материалов, художественных, документальных фильмов и телепередач, рекомендуемых для просмотра и способствующих позитивному влиянию на сознание подростка и формированию у него нормативного представления об образе отца, а также способствующих укреплению благополучной атмосферы в семье.

  1. Как ребенка вырастить счастливым? 2006 г. (фильм-беседа в трех частях). Реж. С. Андрюшкин. В фильме раскрываются условия создания в семье здорового морально-психологического климата, необходимого для успешного формирования личности ребенка, поднимаются вопросы взаимоотношений супругов, родителей и детей, даются практические советы, без которых счастье семьи оказывается невозможным.

  2. Война полов / Фильм 2-й. 2009 г. О трудностях, с которыми сталкиваются отцы-одиночки.

  3. Долго и счастливо: все о мужчине, женщине и семье. 11 частей. Россия, 2009. Например: часть 6- Чужой среди своих - подросток в семье. К рождению ребенка семья успевает подготовиться за время беременности. К появлению в семье подростка родители оказываются морально не готовы. Почему подростки так резко меняются, откуда возникают проблемы во взаимоотношениях родителей и подростков - делится психолог Ольга Троицкая.

  4. Папа может всё. Док. фильм. Реж. Ю. Боголепова.

  5. Три, триста сорок! Док. фильм реж. Н. Маханько.

  6. Отец. Мультфильм. реж. Ю. Милехина.

  7. Папины дети. Док. фильм реж. Н. Панасюк.

  8. Счастье новой жизни. Док. фильм реж. М. Мартыненко.

  9. Радости и горести отцовства. Док. фильм реж. Н. Мисоченко.

  10. Ничего не бойся, сынок. Док. фильм реж. Г. Сушко.

  11. Про Сашу. Док. фильм реж. А. Поляков, с. Медное.

  12. Наш папа. Док. фильм реж. братья Колесниковы.

  13. «Трудоголик» из Красных ткачей. Док. фильм реж. Е. Лобачева-Дворецкая.

  14. Трудное сочинение. Док. фильм реж. В. Овчинников.

  15. Отцы и дети нашего времени. Док. фильм Реж. Т. Подгорнова.

  16. Сережа. СССР, 1960. Драма. Реж. Г. Данелия.

  17. Вам и не снилось... СССР, 1981. Мелодрама. Реж. И. Фрэз.

  18. В погоне за счастьем. США, 2006. Драма. Реж. Г. Муччино.

  19. Папа. Россия, 2004. Драма. Реж. Владимир Машков.

  20. Мой сын для меня. Франция, 2006. Драма. Реж. М. Фужерон.

  21. О родителях и детях. Чехия, 2008. Комедия, драма. Реж. В. Михалек.

  22. Итальянец. Россия, 2004. Реж. А. Кравчук.

  23. Жизнь прекрасна. Италия, 1997. Реж. Р. Бениньи.

  24. Свои дети. Россия, 2007. Реж. А. Кириенко.

  25. Возвращение. Россия, 2003. Реж. А. Звягинцев.

  26. Отец и сын. Россия, 2003. Реж. А.Сокуров.

  27. Дорога. США, 2009. Реж. Джон Хиллкоут.

  28. Крамер против Крамера. США, 1979. Реж. Р. Бентон.

  29. Охламон. Россия, 2007. Комедия. Реж. Д. Панченко.

  30. Миссис Даутфайр. США, 1993. Реж. К. Коламбус.

  31. Чти отца своего. 2002.Реж. Дж. Бергер.

  32. Отец солдата. СССР, 1964. Реж. Р. Чхеидзе.

  33. Папаши. Франция, 1983. Реж. Фр. Вебер.

  34. Папины дочки. Телесериал. Россия, 2007.

  35. Лжец, лжец. США, 1997. Реж. Том Шэдьяк.

  36. Бьютифул. Испания, 2009. Реж. А. Г. Иньярриту.

  37. Нефть. США, 2007. Реж. Пол Томас Андерсон.

  38. Как говорит Джинджер, семейный мультсериал. 2000г.

  39. Потомки. США, 2011. Реж. Александр Пэйн.

  40. Телеканал Teen TV – телеканал для подростков с позитивной направленностью.

Список литературы

1. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Евсеенкова, Ю.В. Отцовство как психологический фактор развития личности: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Ю.В. Евсеенкова. – Новосибирск, 2006.

3. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория [Текст] / А.И. Ковалева // Социологические исследования. – №1. – 2003.

4. Кон, И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.

5. Проневская, И.В. Образ семьи в средствах массовой информации [Текст] / И.В. Проневская. – М.: Эксмо, 2006.

6. Сергеев, В.К. Молодёжная культура и СМИ [Текст] / В.К. Сергеев. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.

Просмотров работы: 4732