ИЗУЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РАМКАХ КУРСА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗУЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РАМКАХ КУРСА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бикбаева Р.А. 1
1«Оренбургский государственный педагогический университет» Институт физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представления несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых районах принимают острые, а то и пугающие формы. Число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений растет, происходят и другие негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации.

Одной из причин роста количества преступлений, совершенных несовершеннолетними является то, что большинство раскрытых преступлений являются многоэпизодными.

Чаще всего причинами совершения подростками преступлений являются: неблагополучие, малообеспеченность семей, в которых воспитываются подростки, отсутствие контроля со стороны родителей; особенности характера несовершеннолетнего также являются причиной совершения преступления, так как многие подростки, в силу переходного возраста, склонны попадать под чужое не всегда положительное влияние взрослых приятелей, а также отсутствие организованного досуга в микрорайонах, особенно в частном секторе.

В целях профилактики преступности несовершеннолетних с подростками, состоящими на учете, проводятся различные мероприятия: кинолектории, заседания «круглых столов» с участием специалистов заинтересованных в профилактике подростковой преступности ведомств и учреждений, проводятся лекции и беседы на правовые темы.

Особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особый порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом. Этот же закон не признает молодежными организациями объединения молодых граждан, созданные общественными организациями и ведущие свою деятельность в рамках установленных задач и на основе решений их руководящих органов, и тем самым, лишает участия управлением государством, хотя права несовершеннолетних затрагиваются государственной политикой не в меньшей мере, чем скажем малочисленных народов.

Функции воспитания и обучения законопослушной личности учащегося-подростка возлагаются, прежде всего, на школу. Преподаватель-организатор «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) несет большую ответственность за обучение учащихся основам уголовной ответственности несовершеннолетних. К изучению данного раздела должны привлекаться различные специалисты и представители различных силовых структур. Именно со школы начинается воспитание грамотной, рассудительной и разумной личности, которая способна контролировать свое поведение, не совершать противоправных действий и способна принимать правильные решения в любых ситуациях, не переступая черту закона.

Вышесказанное определяет актуальность темы реферата.

Цель: изучение уголовной ответственности в общеобразовательных учреждениях в рамках курса основы безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1) выявить степень разработанности проблемы изучения учащимися уголовной ответственности несовершеннолетних;

2)изучить методику формирования знаний у учащихся по уголовной ответственности несовершеннолетних;

3) выявить критерии и показатели формирования знаний у учащихся по уголовной ответственности несовершеннолетних;

Объект исследования: процесс обучения учащихся в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования:изучение уголовной ответственности в общеобразовательных учреждениях в рамках курса ОБЖ.

Глава 1. Обзор литературы

1.1. История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве России

С 1845 г. главным источником нашего уголовного законодательства было "уголовное Уложение", в котором государство закрепляет отказ от уголовного наказания малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41 или хотя и вменяемое, но при условиях, указанных в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или лиц, у которых они находились. Затем "Уложение" определяет ответственность детей за упорное неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность должна быть, назначена судом на общем основании.

По мнению Н.В. Гуля дисциплинарная власть осуществляется самими родителями, причем закон не определяет ни объема, ни характера дозволенных к употреблению средств. Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имеет дисциплинарная власть школы. Выполнение обязательного воспитания падает, прежде всего, на семью, но там где она не хочет или не может выполнить этого назначения своими средствами, на помощь ей является государство, а осуществителем его забот становиться школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого типа устраняет действие карательной власти государства, допуская ее вмешательство разве только в случае совершения наиболее тяжких преступлений воспитанниками старшего возраста, например 14-ти и более лет (таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и т.д.). С другой стороны, государство должно установить надзор за школьными взысканиями, определить для них известные пределы эти взыскания должны налагаться с исключительной целью исправления, а не быть актом возмездия. Подобными наказаниями могут быть часто воспитательные взыскания: выговоры, уменьшение баллов по поведению, лишение льгот, карцер. Взыскания дисциплинарные могут быть налагаемы или властью воспитательной, единоличной - инспектора, директора, или в важнейших случаях педагогическим советом заведения. Регулируя действия дисциплинарной власти школы, государство, конечно, сохраняет за собой и право контроля над его органами, подвергая их взысканиям дисциплинарным и уголовным за превышение власти [22].

Уложение о наказании, издание 1885г., в ст. 92 указывается 3 категории уголовной невменяемости, одна из категории является малолетство - неразвитость, зависящая от естественных условий развития человеческого организма. Юный возраст преступника играет в уголовном праве роль весьма разнообразную: в эпоху детства возраст устраняет как вменяемость, так и привлечение к ответственности в порядке уголовного суда; в эпоху отрочества возраст служит основанием или невменяемости и уголовной безответственности, или же замены наказания исправительно-воспитательными мерами, когда суд, установив виновность малолетнего в предписываемом ему деянии, установив наличность условий вменяемости по отношению к подсудимому, определив размер той ответственности, которой он должен был бы подлежать, будучи взрослым, заменяет таковую согласно закону; в эпоху юности возраст служит основанием особого смягчения уголовной ответственности, которой подлежал бы виновный за учиненное деяние, если бы был взрослым [14].

В 1742г. Сенат вместе с президентами коллегий указал, что малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17 лет и что таковых нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых. Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на исправление для употребления их там на всякие тяжелые монастырские работы, чтобы они никогда праздны не были, а по освобождению из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда кто прислан, а из этих мест отсылать их в прежние жилища [39].

Указом "Екатерины II 26 июня" 1765г. установлена полная невменяемость до 10 лет, а от 10-17 лет допускалось смягчение наказания, причем обвиняемых в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, велено представлять в Сенат; при смягчении ответственности за прочие преступления различались малолетние от 10-15 и от 15-17 лет. Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемым, и отдавал виновных без придания суду и без наказания на исправления родителям, родственникам или опекунам [35].

Уложение 1845г. отступило от этой системы, приняв предельным возрастом 7 лет, но так как по п. 1 ст. 173 (по изданию 1885г.) дети от 7-10 лет не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании в действительности предельным сроком периода детства являлось и, по Уложению истечении 10 лет. Период отрочества (от 10 до 17 лет) - замена для них наказания наступает только в случае признания их обладающими вменяемостью, а в противном случае применяется обще правило об уголовной безответственности за невменяемостью. Но отроческий возраст, даже по отношению к детям, признанным обладающими вменяемостью и учинившим тяжкие злодеяния, требует не только смягчения, но и замены обыкновенных карательных мер. Они не подлежали наказанию кнутом и публичному наказанию плетьми, а малолетние от 10-14 лет - и каторжным работам. Рядом с отрочеством Уложение 1845г. ставило юность от 17-21 года, которая признавалась только причиной уменьшения ответственности. При этом закон различал случаи присуждения их к наказаниям уголовным и наказаниям исправительным. Из наказаний уголовных к несовершеннолетним смертная казнь и ссылка на поселение применялись без изменений, бессрочная каторга заменялась срочной, а сроки каторги уменьшались на 1/3. По отношению к наказаниям исправительным Уложением 1845г. заменяло ссылку на житье или отдачу в арестантские отделения или рабочий дом отдачей в военную службу, а низкие наказания применялись без замены, но со смягчением на одну или две степени. С другой стороны, Уложение 1845г. знало одно условие, при котором молодость теряло всякое значение, а именно по ст. 146 (издание 1885г.) малолетние несовершеннолетние в случае учинения ими нового преступного деяния наказывались как совершеннолетние [2].

Декрет Совета народных комиссаров (далее СНК) от 14 января 1918 г. провозгласил отмену судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасное деяние, подлежали рассмотрению комиссии по делам несовершеннолетних, которая должна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния. До конца 20-х годов сохранялся приоритет принудительных и воспитательных мер перед мерами уголовного наказания, применять к несовершеннолетним меры медико-педагогического характера, была отменена Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 года были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних.

Постановлением СНК СССР от 23 января 1942 года "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" было предусмотрено создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детских домов, приемников-распределителей, организация суворовских школ. Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 года "О применении указов от 4 июня 1947 года в отношении несовершеннолетних" судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить вопрос о прекращении дела в уголовном порядке и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии [2].

Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР от 25 декабря 1958 г. и Уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961гг. повысили возраст, по достижению которого наступала уголовная ответственность. Согласно статье 10, ответственности подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За совершение убийства, умышленное нанесение тяжких повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, кража, злостное и особо злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекших тяжкие последствия, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда - уголовная ответственность наступала с 14-ти лет [7].

В Основах принятых в 1991 г. статья 10 несколько дополнена: ответственность с 14-ти лет наступает также за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ и за хищение наркотических веществ. К несовершеннолетним не применялись ссылка, высылка, лишение свободы в виде заключения в тюрьме и др. Законодательство ориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного наказания в случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности (часть 3 статьи 10 Основ; часть 3 и часть 4 статьи 10 УК РСФСР). Согласно пункта 6 статьи 63 УК РСФСР в качестве одной из принудительных мер воспитательного характера предусматривалась передача несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации или отдельному гражданину, либо назначение общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних [2].

При назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица может быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. " О дополнении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик статьей 39-1"). В 1982 году институт отсрочки приговора был распространен и на совершеннолетних [12].

1.2. Уголовная ответственность несовершеннолетних в современном законодательстве Российской Федерации

Уголовный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. в значительной мере восполняет пробелы и недостатки предыдущего УК, он в большей степени отвечает задачам построения и защиты нового общества, государственного и общественного строя Российской Федерации. Учитывая особенности психологии несовершеннолетних, в новый Уголовный кодекс введен специальный раздел "Уголовная ответственность несовершеннолетних", в котором учтена специфика этой возрастной группы. Необходимость специальных норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма [2].

В соответствии со ст. 87 УК РФ, который вступил в действие 1 января 1997г. "несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет". Минимальный возраст несовершеннолетнего как особого участника уголовного правоотношения - минимальный возраст уголовной ответственности. Уголовное право России ограничивает минимальный возраст уголовной ответственности 14 годами. Малолетние, не достигшие 14-летнего возраста, не подлежат уголовной ответственности. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности (14 или 16 лет), совершивший преступление проходит перед назначением наказания комплексную судебную психологически-психиатрическую экспертизу, которая является одним из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология, патопсихология детей и подростков [42].

Поскольку экспертное заключение относительной способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, основывается на совместных выводах и психиатров, и психологов, судебно-следственными органами должны формулироваться вопросы, относящиеся как к компетенции психиатров, так и к компетенции экспертов - психологов. Выявление наличия и формы психического расстройства служит необходимой предпосылкой для решения вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации. Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемость в соответствии со ст. 22 УК РФ. При выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психологического расстройства, определят его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости (ст. 21 УК РФ), т.о. подэкспертный не подлежит уголовной ответственности. Применение к нему принудительных мер медицинского характера могут быть назначены судом (п "а", ч. 1, ст. 97 и ст. 99 УК РФ). Если же у несовершеннолетнего обвиняемого обнаружили психическое расстройство, ограничив его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ) (Н. Салева, 2003).

В случаях же, когда подэкспертный обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства, либо отставания в психическом развитии, не связан с психическим расстройством, или нет, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

По достижении 18-летнего возраста лицо утрачивает правовой статус несовершеннолетнего [26].

В соответствии со статьей 96 УК уголовно-правовые нормы, устанавливающие особенности ответственности несовершеннолетних, в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет. К этим лицам не может быть применено помещение их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Данная норма может применяться в случаях, когда лицо, достигшее 18-летнего возраста, не достигло обычного для этого возраста уровня психической и социальной зрелости, и применение специальных норм об ответственности несовершеннолетних лучшим образом обеспечивает реализацию принципов уголовной ответственности [32].

Среди норм об уголовной ответственности несовершеннолетних следует различать, по мнению Н.С. Таганцева:

- нормы, действующие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия ко времени совершения преступления;

- нормы, действующие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия ко времени применения нормы.

Первая группа норм (включает правила о видах наказания, назначении наказания, условно-досрочном освобождении, сроках давности и судимости) - следствие реализации принципа справедливости, смягчение уголовно-правовых последствий, адекватное возрастной незрелости преступника.

Вторая группа норм (определение вида колоний, принудительные меры воспитательного воздействия) обусловлена необходимостью целесообразной организации исправления преступника с учетом возрастных особенностей его личности.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда СССР "О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность от 3 декабря 1976г. «наказание несовершеннолетних в особой степени должно быть подчинено цели исправления и перевоспитания виновных и предупреждения совершения новых преступлений" (в редакции постановления Пленума № 17 от 05.12.1986г.) [22].

Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применяемых к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим) [15].

Видами наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются в соответствии с частью 1 статьи 88 УК РФ:

а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Имущество должно ему принадлежать на праве собственности, то есть должно быть приобретено несовершеннолетним правомерно. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Определяя размер штрафа, суд должен учитывать, что это наказание не должно лишать осужденного необходимых для нормальной жизни материальных благ.

В соответствии с частью 3 статьи 88 УК РФ обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день. "Свободное от учебы время" не включает в себя время, необходимое несовершеннолетнему для самоподготовки, выполнения домашних заданий, при этом учитывается время дополнительного обучения несовершеннолетнего: музыкальные школы, спортивные секции и т.д. Обязательные работы работающему несовершеннолетнему назначаются с учетом характера и тяжести труда его по месту основной работы [44].

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до одного года (часть 4 ст. 88 УК РФ). Наказание это применяется только к работающим несовершеннолетним. Данное наказание по возможности не должно препятствовать социальному развитию несовершеннолетнего, например: поступлению в учебное заведение. В соответствии с частью 6 статьи 88 УК гласит, что арест назначается несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет к моменту вынесения приговора, на срок от 1 до 6 месяцев. Назначая несовершеннолетнему арест, суд должен учитывать то обстоятельство, что данная мера по возможности не должна вредить учебе несовершеннолетнего [8].

Вид наказания как лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается: несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола - в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, - в колониях усиленного режима.

Пленум Верховного Суда РСФСР в п.10 постановления от 25 декабря 1990 года № 5 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную деятельность" разъяснял: "Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы только тогда, когда исправление и перевоспитание его невозможно без изоляции от общества. Следует исключить из судебной практики случаи необоснованного назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на краткие сроки, когда в соответствии с законом к ним может быть применено наказание, не связанное с лишением свободы. К несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления, должны в необходимых случаях применяться строгие меры наказания. Обсуждая вопрос о применении таких мер наказания, суды обязаны учитывать не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность, а также причины и условия, способствовавшие совершению преступления" (Н. Салева, 2003).

Но "не по всем делам о преступлениях несовершеннолетних принимаются меры к выявлению взрослых лиц, причастных к совершению преступления, к выяснению их роли в вовлечении подростка в преступление. При установлении случаев совершения преступления в состоянии опьянения по многим делам не принимаются меры к выяснению источников приобретения спиртных напитков и наркотиков, обстоятельств их употребления, причастность к этому взрослых лиц; не решается вопрос о привлечении виновных взрослых к административной и уголовной ответственности" [10].

В соответствии с частью седьмой статьи 88 УК РФ суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. Это могут быть особенности психики несовершеннолетнего, физическая слабость и плохое состояние здоровья, способности и склонности к определенному виду деятельности. Особенности назначения наказания несовершеннолетним предусмотрены статьей 89 УК. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, степень психического развития, иные особенности личности. Несовершеннолетние как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается в совокупности с другими обстоятельствами, смягчающими и отягчающими наказание [13].

Довольно часто даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время. Велико значение личностных данных в индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних. Основными элементами, характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение; психические особенности; потребности и интересы, отношение к нормам права и морали, отношение к родителям, к учебе или к своим обязанностям на работе (Н. Салева, 2003).

Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:

1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения); 2) условий жизни и воспитания; 3) причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним; 4) наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников [41].

Успешное исправление несовершеннолетнего преступника предполагает наличие комплекса социальных и экономических условий, необходимых для нормального вхождения его в общество. Среди этих условий наиболее важным следует отметить возможность общения несовершеннолетнего в социально здоровой среде, отсутствие вредных влияний, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятия правомерной деятельностью, удовлетворяющей его материальные и духовные потребности. Отсутствие необходимых условий не означает возможности назначения несовершеннолетнему несправедливо строгого наказания, не соответствующего характеру и общественной опасности преступления. В данном случае в соответствии с законом суд должен принять возможные меры по устранению причин и условий преступления [42].

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия [45].

Часть вторая статьи 90 УК РФ предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия:

а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Статья 63 УК РФ, действовавшего прежде, выделял такие виды мер воспитательного характера как возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему; объявление выговора или строгого выговора; передача несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации.

В соответствии с частью первой статьи 91 УК РФ "предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом". Предупреждение имеет важное воспитательное и правовое значение. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При применении данной принудительной меры родители ограничиваются в способах выполнения этой обязанности: обязанность родителя конкретизируется, и ему поручается, например, обеспечить контроль за свободным временем ребенка, не позволять ребенку покидать дом после определенного часа и др. Данная мера является своеобразным предупреждением родителям и другим лицам о возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с тем, чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности. В случае, когда родители и другие лица не согласны принять обязанность по надзору либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, отдается предпочтение специализированному государственному органу (часть вторая статьи 91 УК). Обязанность загладить причиненный вред назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего. Гражданское законодательство предусматривает имущественное возмещение морального вреда, однако, в некоторых случаях с согласия потерпевшего моральный вред может быть заглажен извинением нарушителя (часть четвертая статьи 91 УК). Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть уничтожение достоинства несовершеннолетнего [43].

Так как принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного характера. Предусмотренная законом система принудительных мер воспитательного воздействия создает основу для применения к несовершеннолетним освобождения от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Основанием для применения принудительных мер воспитательного воздействия является совершение несовершеннолетним впервые преступления небольшой и средней тяжести, возможность достижения исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия [27].

По общему правилу факт совершения лицом преступления может быть установлен только вступившим в законную силу приговором суда. Поскольку в этом случае допускается исключение из общего принципа, то уделяется особое внимание установлению факта совершения преступления. Данную меру нецелесообразно применять к лицу, не признавшему своей вины в совершении преступления, при этом следует учитывать, что признание, как и любое другое доказательство, должно оцениваться критически. У несовершеннолетнего могут быть веские основания для самооговора (например: страх перед уголовным наказанием или перед действительным преступником). Возможность исправления несовершеннолетнего может быть установлена исходя из характера и степени опасности данного конкретного преступления, личности виновного, условий его жизни и воспитания и других обстоятельств дела. Освобождение от уголовной ответственности по статье 90 УК - условное освобождение. "В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности" (часть 4 статьи 90 УК). Освобождение от уголовной ответственности и применение принудительных мер не прерывают и не приостанавливают течения давности привлечения к уголовной ответственности, что необходимо учитывать при отмене принудительных мер [19].

Судимость - уголовно-правовая характеристика личности преступника, особенности личности несовершеннолетнего, поэтому учитываются в применении этого института. Возраст от 14 до 21 года - это возраст социальной адаптации лица, которая требует от несовершеннолетнего значительных усилий. С другой стороны, естественные возрастные потребности несовершеннолетнего достаточно велики, в ряде случаев выше потребностей взрослого человека (потребность самоутверждения, желание существовать в разумном и справедливом обществе), возможности же реализации потребностей у несовершеннолетнего весьма ограниченны, что часто приводит несовершеннолетнего к "бунту против общества" и принятых в обществе порядков и норм, способствует совершению преступлений. Кроме того, несовершеннолетние ввиду своей психической незрелости не могут отвечать за совершенное преступление в равной мере со взрослыми преступниками. Социализация лица (приобретение профессии и материальной независимости, создание семьи) приводит очень быстро к изменению отношения молодого человека к обществу, более или менее полному принятию социальных норм. Высокая динамика изменения личности несовершеннолетнего и требование справедливого соотношения преступления и его правовых последствий предполагают существование специальных норм, регламентирующих судимость несовершеннолетних. В соответствии с частью четвертой статьи 18 УК РФ судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений [9].

Статья 95 предусматривает сокращенные сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступление до достижения возраста 18 лет:

а) один год после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести; б) три года после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление [3].

К несовершеннолетним применяются предусмотренные в статье 86 УК общие положения о судимости (части первая и шестая ст. 86), положения о несудимости лиц, освобожденных от наказания (часть вторая статьи 86), о погашении судимости в отношении лиц, условно осуждённых,- по истечении испытательного срока (пункт "а" части третьей), и в отношении лиц, осужденных к более мягким наказаниям, чем лишение свободы - по истечении одного года после отбытия наказания (пункт "б" части третьей), о погашении судимости при условно-досрочном освобождении (часть четвертая) и о снятии судимости (часть пятая ст. 86 УК РФ.). Но применение данных статей возможно только при примерном поведении и честном отношении к труду несовершеннолетнего [39].

1.3. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания

Часть первая статьи 92 УК предусматривает норму об освобождении несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 УК. Освобождение несовершеннолетнего от наказания в соответствии со статьей 92 УК - безусловное освобождение от наказания, оно не может быть отменено иначе, как в уголовно-процессуальном порядке отмены незаконных и необоснованных актов [14].

Часть вторая статьи 92 УК предусматривает возможность помещения несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Данная мера также является принудительной мерой воспитательного воздействия. Уголовный закон предусматривает в части второй статьи 92 особый порядок и основания применения этой меры. Применение этой меры регламентируется Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предотвращению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с этими актами несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста, помещаются в специальные профессионально-технические училища или в лечебно-воспитательные учреждения (в случае, если последний страдает физическим или психическими недостатками либо заболеваниями, препятствующими его помещению в специальное профессионально-техническое училище: слепота, психическая отсталость и др.; лица, страдающие наркоманией в специальные учебно- и лечебно-воспитательные учреждения не направляются), где они находятся до достижения совершеннолетия. Статья 92 УК ограничивает срок содержания несовершеннолетних в этих учреждениях также максимальным сроком наказания, предусмотренного УК за совершенное несовершеннолетним преступление, максимальным сроком наказания является максимальный срок лишения свободы. Пребывание в специальных воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях может быть прекращено до истечения срока (максимального срока наказания), если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более для своего исправления в дальнейшем применении этой меры. Продление пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении после истечения срока допускается только в случае необходимости закончить общеобразовательную или профессиональную подготовку. Комиссия по делам несовершеннолетних регулярно (не реже одного раза в год) рассматривает вопрос о необходимости дальнейшего пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении [45].

Совершение лицом преступления, от наказания за которое он был освобожден по статье 92 УК, не влечет судимости несовершеннолетнего и не может учитываться при назначении наказания и при квалификации в случае совершения нового преступления, но факт совершения преступления после освобождения от наказания по статье 92 УК является обстоятельством, характеризующим личность преступника, личность же учитывается как при назначении наказания, так и при решении вопроса о возможности и виде освобождения лица от уголовной ответственности или наказания [2].

К несовершеннолетним применяются как специальные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, так и общие виды освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности по общим нормам в связи с деятельным раскаянием (статья 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим (статья 76), в связи с изменением обстановки (статья 77), в связи с истечением сроков давности (статья 78). Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания по общим нормам об условном осуждении (ст. 73,74 УК), условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 79,80), освобождении от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК), отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК), освобождении в связи с истечением сроков давности исполнения приговора (ст. 83 УК) [7].

Предыдущий Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривал возможность применения отсрочки исполнения приговора не только беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, но и остальным лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста [2].

Условное осуждение целесообразно применять к совершеннолетним и близким к достижению совершеннолетия лицам, совершившим преступление до достижения совершеннолетия, если, назначив наказание в виде лишения свободы или исправительных работ, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания. Статья 93 УК устанавливает сокращенные сроки, после отбытия, которых несовершеннолетний может быть условно-досрочно освобожден от отбывания наказания. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам или к лишению свободы, после фактического отбытия:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести; б) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление; в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

На несовершеннолетних распространяются предусмотренные в ст. 79 УК РФ) общие нормы об основании применения условно-досрочного освобождения (часть первая ст. 79 УК РФ, которая гласит: "Лицо, отбывающее исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания"), о возложении на условно-досрочное освобожденного определенных обязанностей (часть вторая ст. 79), об обязательном минимальном сроке отбытия наказания (часть четвертая ст. 79 УК) и о применении условно-досрочного освобождения к лицам, ранее условно-досрочно освобождавшимся (п. «в» части третьей), о контроле за поведением условно-досрочно освобожденного (часть шестая), об отмене условно-досрочного освобождения и назначении наказания в случае совершения условно-досрочно освобожденным нового преступления в течение неотбытой части наказания (часть седьмая ст. 79 УК). В соответствии со ст. 94 УК срок давности, предусмотренный ст. 78 УК, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от наказания сокращается наполовину. Максимальный срок давности уголовной ответственности несовершеннолетнего составляет 7,5 лет. Истечение сроков давности, установленных статьями 78 и 94 в отношении несовершеннолетнего, не препятствует возбуждению уголовного дела по факту совершения преступления и производству необходимых действий для установления истины по делу, в частности, установления возможного участия в преступлении взрослых лиц. Предусмотренные статьей 94 УК сокращенные сроки давности могут быть применены при наличии оснований, предусмотренных статьей 96 УК, к лицам в возрасте от 18 до 20 лет. При этом суд должен учитывать, что преступление было совершено лицом, психически и социально незрелым ввиду юного возраста. К несовершеннолетним, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование [19].

  1.  
    1. Изучение темы «Уголовная ответственность несовершеннолетних» на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»

Программа курса основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ предусматривает изучение основ уголовной ответственности несовершеннолетних. В разделе 1 программы ОБЖ для 10 класса, которая называется «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» есть глава 1 «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения» в которой указывается на изучение темы «Уголовная ответственность несовершеннолетних». Для рассмотрения данной темы отводится 2 часа. На этих двух уроках учащиеся должны ознакомиться с различными понятиями, законами и правилами. Материал очень обширный и охватить его полностью на двух уроках просто невозможно, поэтому учащиеся получают неполные знания, а незнание законов не освобождает от ответственности [44].

На первом уроке учащиеся рассматривают такие понятия как:

- несовершеннолетние преступники;

- задачи уголовного кодекса;

- понятие вины;

- «состав преступления»;

- преступление; преступное поведение;

- хулиганство; вандализм;

- бездействие;

- преступление небольшой тяжести;

- преступление средней тяжести;

- тяжкие преступления;

- особо тяжкие преступления;

- понятие «невменяемости»;

- умышленное преступление;

- преступление, совершенное по неосторожности.

На втором уроке учащиеся знакомятся с такими понятиями как:

- субъект преступления;

- привлечение лиц к уголовной ответственности, достигших к моменту совершения преступления 14 лет;

- виды наказаний несовершеннолетних;

- лишение свободы отбывается…

- освобождение от уголовной ответственности;

- принудительные меры воспитательного воздействия [30].

Как уже было сказано выше, рассмотреть весь этот материал в рамках двух уроков невозможно. К такому серьезному вопросу как уголовная ответственность несовершеннолетних нужно подходить со всей ответственностью и привлекать инспектора по делам несовершеннолетних, социального педагога, участкового и других лиц.

1.5. Методика изучения уголовной ответственности в общеобразовательных учреждениях в рамках курса ОБЖ

Для организации эффективной внеурочной работы с учащимися экспериментальной группы разработана программа внеклассных занятий, которая включает в себя 17 учебных часов, и рассчитана на 1 час в неделю. Внеклассные занятия проводятся учителем-организатором ОБЖ. Выделим основные темы, которые будут рассматриваться на внеурочных занятиях [44], [25], [40], [9].

Тема 1. «Преступление».

Понятие преступления; «состав преступления»; преступное поведение; бездействие. Умышленное преступление; преступление по неосторожности. Преступление небольшой тяжести; преступление средней тяжести; тяжкие преступления; особо тяжкие преступления. На рассмотрение данной темы отводится 1 час.

Тема 2. «Невменяемость».

Понятие «невменяемости»; вменяемости при совершении преступления. Медицинская экспертиза. Алкогольное и наркотическое опьянение, как признак «невменяемости». На рассмотрение данной темы отводится 1 час.

Тема 3. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

Задачи Уголовного Кодекса; статьи о несовершеннолетних преступниках; знакомство с Уголовным Кодексом. На рассмотрение данной темы отводится 1 час.

Тема 4. «Наказание несовершеннолетних преступников».

Виды наказаний несовершеннолетних. Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. На рассмотрение данной темы отводится 1 час.

Тема 5. «Освобождение от уголовной ответственности».

Условия освобождения от уголовной ответственности; часть первая и вторая статьи 92 УК РФ; условное осуждение; условно-досрочное освобождение; замена не отбытой части наказания более мягким наказанием; освобождение от наказания в связи с болезнью и др. На рассмотрение данной темы отводится 1 час.

Тема 6. «Принудительные меры воспитательного воздействия».

Часть вторая статьи 90 УК РФ. Предупреждение; передача по надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. На рассмотрение данной темы отводится 1 час.

Тема 7. «Несовершеннолетние преступники».

Отношение общества и государства к несовершеннолетним преступникам; причины детской преступности; пути решения данной проблемы. На рассмотрение данной темы отводится 1 час.

Тема 8. «Документальный фильм о малолетних преступниках».

Просмотр фильма о судьбе несовершеннолетних преступников; причины преступлений; и т.п. Отводится 1 час на просмотр и на обсуждение 1 час.

Тема 9. «Пятый угол».

Просмотр цикла передач о несовершеннолетних преступниках. Рассказывают о своей жизни сами дети. Интервью берет журналист Сергей Александров. На просмотр передач отводится 4 часа и на обсуждение передач 4 часа.

Тема 10. «Детская комната милиции Центрального РОВД».

Беседа с инспектором по делам несовершеннолетних; статистика и причины детской преступности; профилактика преступлений. Отводится 1 час на беседу и 1 час на обсуждение услышанного материала.

Тема 11. «СИЗО ».

Посещение СИЗО, где содержатся несовершеннолетние преступники; причины совершаемых преступлений; вопросы заключенным; знакомство с бытом заключенных. Отводится 1 час на посещение и 1 час на обсуждение увиденного в СИЗО №3.

Тема 12. «Комиссия по делам несовершеннолетних.».

Присутствие на заседании комиссии, где заслушивались дела несовершеннолетних; знакомство с делами, обстоятельствами и причинами; накопление личного опыта поведения, поступков, действий. Отводится 1 час на заседание и 1 час на обсуждение услышанного материала.

Тема 13. «ЮК 25/1».

Посещение юношеской колонии; знакомство с бытом заключенных; беседа с заключенными; предупреждение преступлений, и т.п. Отводится 1 час на посещение и 1 час на обсуждение увиденного в колонии.

Тема 14. «Опрос».

Проверка знаний учащихся по пройденному материалу. Проводится 2 раза за время внеклассных занятий в форме устного опроса.

Тема 15. «Сочинение».

Написание учащимися сочинения на тему: «Судьба несовершеннолетнего заключенного». Размышления учащихся. Лучшие сочинения зачитываются. Отводится 1 час.

Тема 16. «Ситуативные задачи».

Практические занятия. Учащимся предлагались различные ситуации, задачи, которые они должны были решить; дать правильный ответ. Отводится 1 час.

Тема 17. «Игра».

Итоговое практическое занятие проводится в форме игры «Слабое звено». Проверка знаний, полученных в ходе внеклассных занятий; определение лучших учеников. Отводится 1 час на проведение игры.

ВЫВОДЫ

В настоящее время наблюдается рост детской преступности. Зачастую на скамье подсудимых оказываются несовершеннолетние, которые не знают Конституцию РФ, законов РФ, Уголовного кодекса. Поэтому задачами преподавателя-организатора ОБЖ являются: ведение разъяснительной и воспитательной работы с подростками, он должен научить детей уважать закон и быть благоразумными в своих действиях, мыслях и поступках.

С целью профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, можно использовать темы предложенных занятий в общеобразовательных учреждениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. М.1993.

  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2006 г.).

  3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями от 30 декабря 2006 г.).

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.1990 г. № 5 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную деятельность" (в редакции Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 11.).

  5. Уголовный кодекс РСФСР (с изменениями и дополнениями на 01.07.1994 года). М.: Издательство БЕК, 1994.

  6. Уголовной кодекс Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА.М-Норма, 1996.

  7. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Общая часть. М.: Издательская группа ИНФРА.М-НОРМА, 1996.

  8. Астемиров, З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних: учебное пособие / З.А. Астемиров. М.: Изд-во "Юридическая литература", 2004. 102с.

  9. Бранин, Я.Б. Основания уголовной ответственности: учебное пособие / Я.Б. Бранин. Харьков, 2003. 116с.

  10. Вдовенков, В. Не исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: криминалистический анализ и пределы уголовной ответственности / В. Вдовенков, В. Широков // Российская юстиция. 2003. №12. С. 12-16.

  11. Волков, Б.В. Мотивы преступлений: учебное пособие / Б.В. Волков. Казань, 2002. 126с.

  12. Гаверов, Г.С. Проблемы наказания несовершеннолетних преступников: учебное пособие / Г.С. Гаверов. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 2006. 64с.

  13. Гуль, Н.В. Уголовная ответственность за не исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего / Н.В. Гуль // Журнал Российское право. 2005. №3. С. 3-6.

  14. Заряев, А.В. Ювенальное право: учебник для вузов / А.В. Заряев. М.: Изд-во Юстицинформ, 2005. 262с.

  15. Здравомыслов, Б.В. Уголовное право: учебное пособие / Б.В. Здравомыслов, Ю.А. Красиков А.И. Рарог. М.: Изд-во Манускрипт, 2002. 206с.

  16. Ильясова, Т.В. Тестирование как инструмент педагогического измерения: материалы лекций / Т.В. Ильясова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 96с.

  17. Ильясова, Т.В. Практикум по курсу «Компьютерные и телекоммуникационные технологии в обучении»: учебное пособие / Т.В. Ильясова, Е.Е. Полянская, У.В. Фабрикантова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. 86с.

  18. Кайгоров, П.И. Концептуальные основы интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» / П.И. Кайгоров // ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ. 2003. №6. С. 14-25.

  19. Карпушин, М.П. Уголовная ответственность и состав преступления: учебное пособие / М.П. Карпушин, В.И. Курляндский. М.: Изд-во Юридическая литература, 2004.106с.

  20. Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие / Е.Ю. Коржова. М.: Изд-во УРАО, 2005. 206с.

  21. Котик, М.А. Психология и безопасность: учебно-методическое пособие / М. А. Котик. Талин: Изд-во ТГПУ, 1999. 106с.

  22. Кригер, Г.А. Наказание и его применение: учебное пособие / Г.А. Кригер. М.: Изд-во Юридическая литература, 2002. 96с.

  23. Лебедев, В.И. Человек в экстремальных ситуациях: учебное пособие / В.И. Лебедев. М.: Просвещение, 2001. 342с.

  24. Легкий, В.П. К построению модели поведения обучаемых в условиях чрезвычайных ситуаций / В.П. Легкий // ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2002. №2. С. 4-5.

  25. Малелин, М.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность: учебное пособие / М.С. Малелин. М.: Изд-во Юридическая литература, 2005. 206с.

  26. Малков, В.Д. Криминология: учебник / В.Д. Малков. М.: Изд-во Юстицинформ, 2004. 254с.

  27. Меркушов, А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних / А. Меркушов // Российская юстиция. 2000. №6. С. 8-12.

  28. Миньков, Н.Н. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: материал к преподаванию предмета ОБЖ / Н.Н. Миньков. Самара: Издательство Самарского ОИПКиПРО, 1994. 354с.

  29. Михлин, А.С. Высшая мера наказания: история, современность, будущее / А.С. Михлин. М.: Изд-во Дело, 2000. 162с.

  30. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности / Б.И. Мишин. М.: Педагогика, 2002. 234с.

  31. Назарова, Т.А. Так о чем же этот курс? О сущности концептуальной проблемы курса ОБЖ / Т.А. Назарова, Т.И. Шаповаленко // ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2003. №5. С. 9-13.

  32. Наумов, А.В. Российское уголовное право / А.В. Наумов. М.: Наука, 1999. 324с.

  33. Невский, В.В. Борьба с преступностью. Анализ законодательства / В.В. Невский // Гражданин и право. 2000. №3. С. 14-18.

  34. Орлов, О.Г. Учебная база для занятий по ОБЖ / О.Г. Орлов // ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2004. №2. С. 33-37.

  35. Пудовочкин, Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники / Ю.Е. Пудовочкин // Журнал Российское право. 2002. №3. С. 6-8.

  36. Салева, Н. Условия назначения наказания несовершеннолетним / Н. Салева // Российская юстиция. 2003. №11. С. 6-9.

  37. Салева, Н. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, требуют особого рассмотрения в суде / Н. Салева // Российская юстиция. 2003. №2. С. 2.

  38. Сластёнин, В.А. Основы педагогики и психологии: учебное пособие / В.А. Сластёнин, В.П. Каширин. М.: Изд-во Просвещение, 2001. 342с.

  39. Таганцев, Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. П том / Н.С. Таганцев. М.: Наука, 2004. 206с.

  40. Толкаченко, А.А. Новое в законодательстве об уголовных наказаниях: материалы для проведения занятий по специальной юридической подготовке / А.А. Толкаченко // Право в Вооруженных Силах. 2004. №6. С. 3-8.

  41. Трунов, И.Л. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних / И.Л. Трунов, Л.К. Айвар // Журнал Российского права. 2005. №10. С. 14-16.

  42. Чихалова, С.Н. Трудные судьбы подростков - кто виноват?: учебное пособие / С.Н. Чихалова. М.: Изд-во Юридическая литература, 2001. 98с.

  43. Шапинова, С.А. Подросток: общество и закон: учебное пособие / С.А. Шапинова. Алма-Ата: Наука, 2003. 98с.

  44. Шойгу, С.К. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: программа курса «ОБЖ» / С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеева. М.: Изд-во «ММТ и ДО», 2002. 244с.

  45. Яковлева, Л. Новый порядок освобождения несовершеннолетних от наказания / Л. Яковлева // Российская юстиция. 2002. №5. С. 16-18.

Просмотров работы: 7185