РАЗРАБОТКА ТЕМАТИКИ АВТОРСКОГО КОМПОНЕНТА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗРАБОТКА ТЕМАТИКИ АВТОРСКОГО КОМПОНЕНТА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

Даутова Г.А. 1, Латипова Л.Н. 1
1Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырех разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла», а к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. Содержание раздела «Электротехника» в 5-7 классах изучается совместно с изучением содержания раздела «Технологии домашнего хозяйства» [3].

По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.

Новизной данной программы является новый методологический подход, направленный для школьников. Эта задача может быть реализована, прежде всего, на занятиях по художественным ремеслам [1].

Посчитав часы в 6 классе всего примерное тематическое планирование выходит 68 часов, из них предлагаю в раздел «Художественные ремесла» включить авторский компонент «Тапочки ручной работы в 6 классе» на 10 часов.

В таблице 1 указанно примерный план, что будем выполнять и сколько временипотребуется на каждое занятие.

Таблица 1 – Примерный план «Тапочки ручной работы в 6 классе»

Тема

Кол-во часов

1

Вводный инструктаж по ТБ, ПБ, ЭБ.

1

2

Материалы и приспособления

1

3

Конструирование и моделирование тапочек

1

4

Последовательность построения чертежей тапочки различной формы. Условно-графические обозначения деталей при построении чертежей

1

5

Способы раскладки выкройки на ткани. Экономические требования к раскрою

1

5

Изготовление подошвы

2

6

Сборка деталей

2

7.

Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия

1

Ученики:

должны знать/ понимать: назначение различных швейных изделий; основные стили в домашних тапочках и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

уметь: выбирать вид ткани для определения типов швейных изделий; снимать мерки, строить чертежи для изготовления изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры ноги; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

Делая выводы, что в раздел «Художественные ремесла» мы можем включить авторский компонент, так как в 6 классе отводится для технологии 68 часов. Из этих 68 часов можно 10 часов выделить для авторского компонента для выполнения изделия «Тапочки ручной работы». Сшить тапочки не составляет большого труда. Для девочек это будет интересно, и будут введены в программу новшество.

Сшить домашние тапочки очень просто и легко, для этого не нужно много труда. Вовсе не обязательно идти в магазин, для пары тапочек много материала не понадобится. Можно использовать остатки ткани и пряжи, кожу от старых сумок или перчаток и многое другое. Инструменты можно найти дома или приобрести в специализированных магазинах, что совсем несложно [2].

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение; демонстрация, практическая работа.

Изучение технологии «Тапочки ручной работы» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Решаются следующие задачи:

  • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно [4].

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим и экологическим.

Таким образом, цель авторского компонента «Тапочки ручной работы для 6 класса».

- способствовать повышению эффективности обучения школьников и уровня их творческого развития на уроках технологии. Внедрение такого пособия в практику учебного процесса по данному предмету должно решать такие задачи:

-развивать мышления школьников;

- более прочно усваивать теоретический материал,

-приобретать практические умения и навыки решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач;

-овладение алгоритмами решения основополагающих задач школьного курса технологии;

-контроль за ходом обучения школьников конкретной учебной дисциплине «Технология» и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

Список литературы

  1. Буйлова, Л.И. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей: (статья) / Л. И. Буйлова, Н. В. Кленова, А. С. Постников //Справочник заместителя директора школы. - 2008. – C13c.

  2. Павлова, М. Б. Технология. 5-9 классы. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М. Б. Павлова, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2000.– 33c.

  3. Павлова, М. Б. Технология. 6 класс. Метод проектов в технологическом образовании школьников / М. Б. Павлова, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2004.- 5 c.

  4. Сасова, И. А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / И. А. Сасова, А. Ф. Аменд. - М.: 2009.- 11 c.

Просмотров работы: 2307