ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА УРОКА МУЗЫКИ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА УРОКА МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество на разных этапах жизни человека предъявляет к нему требования быть активным социальным субъектом, осмысливающим свою жизнь, интенсивно познающим мир, самосовершенствующимся и передающим свой опыт другим. Следовательно, в настоящее время возросла потребность в активном педагоге, решающем тактические задачи, выступающем на уроке в роли организатора, помощника, корректора, консультанта, побуждающего к самостоятельному поиску знаний. Учитель из транслятора знаний превращается в организатора, руководителя и соучастника учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью [6]. Такая форма педагогического взаимодействия возможна при использовании интерактивных методов обучения (interact (англ), где inter – взаимный, act – действовать). Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Учебный процесс в интерактивном обучении предусматривает вовлечение практически всех учащихся в совместную деятельность, в процесс познания, освоения учебного материала, в обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, изучение документов и различных источников информации, используются творческие задания. Всё это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Таким образом, интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений: использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. [6].

К методам интерактивного обучения относят: кейс-метод, тренинг, дискуссии, ролевые игры, метод проектов, «мозговой штурм», «круг идей», «микрофон», «аквариум». К перечисленным методам также относят урок пресс-конференцию. Остановимся на данном типе урока подробнее.

Урок пресс-конференция проводится в виде ролевой игры, предполагает наличие определенных ролей и инсценировку беседы «членов делегаций» (артистов, продюсеров, ученых и т.п.) при помощи «ведущего» с «журналистами-критиками»,«аналитиками», представляющими различные СМИ. Данный тип ролевой игры – это точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Урок пресс-конференция имитирует проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем.

Перед участниками конференции ставится определенная задача, дается роль. В ходе подготовки к уроку ученики изучают материал о способах и стилях проведения настоящих пресс-конференций; ищут биографические сведения о героях пресс-конференции, готовят вопросы и ответные реплики за своего «персонажа». Учитель помогает подбирать и составлять вопросы, продумывать план беседы, выстраивать устное выступление, подмечать главное, анализировать и систематизировать материал. При проведении урока пресс-конференции часть класса превращается в представителей прессы – сотрудников различных газет; другая – в героя или героев встречи. «Представители прессы» задают подготовленные ими вопросы, а герой отвечает на них, опираясь на имеющиеся у него знания о своем «персонаже». Начинается пресс-конференция со слов приветствия в адрес участников. Далее сообщается её тема (для гостей) и общий круг вопросов, которые будут рассмотрены. Затем – представление специалистов и прессы. «Продюсер» готовит небольшую информацию и в новостном формате представляет её аудитории, журналисты задают вопросы ему и герою, ведущий регулирует ход конференции. Вопрос обычно начинается словами: «Читателей нашего журнала интересует вопрос...» или «В редакцию нашего журнала пришло письмо с просьбой объяснить следующее явление...». Ход урока оформляется соответствующим антуражем (бутафорские микрофоны, столы, ручки, блокноты, бэйджи с названием СМИ для корреспондентов, карточки на столе героев пресс-конференции с указанием имени, званий и т.п). В конце ведущий подводит итоги.

Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь, стремление к творческому поиску, они помогают становлению собственной точки зрения, развитию умений аргументировать свои слова и быть тактичным, дипломатичным. В современной педагогической практике встречаются уроки пресс-конференции по химии, литературе, истории. Мы предлагаем сценарий урока музыки для учащихся 8 класса общеобразовательной школы, проведенный в форме пресс-конференции и посвящённый творчеству Л. Бетховена. Урок соответствует теме № 18 третьей четверти («Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен») в тематическом планировании программы «Музыка» для общеобразовательных учреждений В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Людвиг ван Бетховен: встреча через века.

Урок пресс-конференция для учащихся 8 класса.

Цель: Помочь учащимся понять богатство и выразительность музыки Бетховена иеё значение для современной музыкальной культуры.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с творческим и жизненным путём Бетховена.

2. С помощью интерактивного метода урока-пресс-конференции вовлечь учеников в активную поисковую и творческую деятельность по освоению материала программы.

3.Воспитать осознанное отношение учеников к восприятию сочинений Бетховена.

Оборудование: бутафорские микрофоны, столы, ручки, блокноты, бэйджи с названием СМИ для корреспондентов, карточки на столе героев пресс-конференции с указанием имён, званий; ноутбук, демонстрационная доска, проектор, DVD-записи фильмов о Бетховене («Переписывая Бетховена» 2006, «Бессмертная возлюбленная» 1994, «Бетховен: жизнеописание великого мастера» - телеканал History) , СD-диски с записями исполнения музыки Бетховена.

Ход урока.

В центре класса за столом сидят: ведущий (учитель), ученик, исполняющий роль Бетховена (в костюме и парике), ученик, исполняющий роль его продюсера. За партами в классе: учащиеся, исполняющие роли журналистов, экспертов, критиков, которые подготовили сообщения по теме и инте­ресные вопросы; гости урока.

Ведущий (учитель): – Мы рады приветствовать всех гостей и участников нашей пресс-конференции. Тема нашей встречи: «Людвиг ван Бетховен: встреча через века».Я, являясь председателем данной конференции, определю круг вопросов, которые нам предстоит рассмотреть. Кто этот человек? В чем заключалась сущность его творчества? Насколько современно оно сегодня? Разрешите представить вам участников нашей встречи: композитор Людвиг ван Бетховен, продюсер, журналисты, эксперты, критики. Позвольте отметить, что в конце нашей совместной работы мы выберем и наградим билетами на концерт симфонической музыки автора самого интересного вопроса и автора самого неожиданного вопроса.

Итак, начнем нашу работу. Прошу господина продюсера кратко познакомить нас с биографией героя.

Продюсер: – Кратко изложу для собравшихся биографические сведения о господине композиторе. Биографическую справку проиллюстрирую видеоматериалами (демонстрация презентации в программе Power Point).

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Его отец Иоганн был певцом, тенором, в придворной капелле. Дед Людвига – родом из Нидерландов, отсюда и приставка «ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и начал обучать его игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой – на скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлиб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена – вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. В продолжение моего рассказа предложу ознакомиться с фрагментом биографического фильма (просмотр фрагмента документального фильма «Бетховен: жизнеописание великого мастера» 10 мин.)

Ведущий (учитель): – Предлагаю собравшимся задавать вопросы мастеру и продюсеру.

Журналист: – Вопрос к господину Бетховену.Читателей нашего журнала интересует вопрос: действительно ли состоялась Ваша встреча с Моцартом в Вене?

Бетховен: – Да, В 1787 году. Моцарт послушал меня и сказал: «Он всех заставит говорить о себе!». Однако наше дальнейшие уроки не состоялись. Я узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года.В возрасте 17 лет я был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях.

Журналист: – Что из юношеских сочинений кажется Вам наиболее удачным?

Бетховен: – Я не спешил печатать свои первые произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было мною переработано. Из моих юношеских сочинений известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».

Продюсер: – Предлагаю напомнить собравшимся эту знаменитую песню (прослушивание аудиозаписи).

Журналист: – Господин композитор, какое влияние на вас оказала весть о Французской революции в 1789 года?

Бетховен: – Огромное. Я бы сказал, определяющее для моих взглядов и творчества. Тогда я сочинил «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул». Эти слова много значат для меня. Я усвоил музыкальные особенности чеканных революционных маршей, воинственный характер их мелодий, интонации народных песен. Они преобразали мой музыкальный стиль.

Журналист: – Господин композитор, расскажите о вашей учебе у Гайдна. Было ли это сотрудничество полезным и интересным для Вас в те годы?

Бетховен: – Осенью 1792 года я покинул Бонн, приехал в Вену и начал занятия с Гайдном. Замечу, что занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Я считал и до сих пор считаю, что Гайдн был недостаточно внимателен к моим стараниям; Гайдна же пугали мои достаточно смелые высказывания и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал мне: «Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта – это всегда он сам». Возможно, он был прав, но таков мой характер, и такова моя музыка.

Критик: – Хочу отметить, чтоуже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Он смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов. Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («в духе фантазии»). Сонату № 14 поэт Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением.

Продюсер:– Предлагаю прослушать фрагменты первых частей сонат № 14 и № 8 (прослушивание аудиозаписей).

Журналист: – О Вас, господин композитор, много говорят как о человеке со сложным характером, крайней резкостью в обращении, что Вы сильно выделялись своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени.

Бетховен: – Я готов опровергнуть эти слухи, но, в то же время, повторить Вам и другим надменным господам слова, которые я произнес уже однажды заносчивому князюЛихновскому: «Тем, чем являюсь, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же – только один!»

(просмотр фрагмента фильма «Бессмертная возлюбленная», сцена гнева Бетховена – 5 мин)

Продюсер: – Позвольте мне сказать несколько слов в защиту композитора и отметить, что он,несмотря на свой суровый характер, добрый человек. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Однажды я услышал сказанные им слова: «Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст, и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды».

Бетховен: – Благодарю, это так.

Журналист: – Я понимаю, господин композитор, что Вам тяжело говорить о своей болезни, однако, расскажите, когда Вы почувствовали её первые признаки?

Бетховен: – В 1796 году. У меня развился тинит – воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей я надолго уединился в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшили моего самочувствия. Я начал понимать, что глухота неизлечима. Вы не можете представить себе, что это значило для музыканта! В эти трагические дни я написал письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Я рассказал о своих переживаниях, и, признаюсь… Был близок к самоубийству. Но я слишком беззаветно любил музыку! Собрав всю силу воли, я сказал себе: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем меня согнуть ей не удастся!». К счастью, внутренний слух остался неповрежденным, и я мог продолжать заниматься сочинением музыки. Я нашел спасение в моём искусстве, именно оно дало мне силы преодолеть болезнь и жизненные трудности.

Эксперт: – Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».

Бетховен: – Признаюсь, это было огромным разочарованием для меня.

Критик: – Из-за глухоты Бетховен редко выходил из дома, стал угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создал свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работал над своей единственной оперой «Фиделио». После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начал работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена – «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Журналист: – В редакцию нашего журнала пришло письмо с просьбой рассказать подробнее о премьере Девятой симфонии.

Бетховен: – Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила мне овацию. Увы, я стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла меня за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Продюсер: – Предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Переписывая Бетховена», где показан описываемый господином композитором момент.

(показ фрагмента фильма «Переписывая Бетховена» – 5 мин.)

Журналист: – Господин Бетховен, все знают, что Вы много занимались педагогической деятельностью. Расскажите о Ваших учениках.

Бетховен: – Очень многое в моей жизни связано с преподаванием – и счастливые моменты, и горестные… Я начал давать уроки музыки ещё в Бонне. Мой боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался моим самым преданным другом. В Вене моей ученицей стала юная графиня Джульетта Гвиччарди… Я увлёкся ею и даже думал о женитьбе. Моя «Лунная соната»… Она связана с мыслями о Джульетте, я посвятил эту сонату ей… Но Вы знаете – она предпочла другого… Моей ученицей была и Тереза Брунсвик, нас связывала длительная дружба. Она прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала. Отдельно хочу рассказать о Карле Черни. Он пришел ко мне ещё ребёнком и прозанимался у меня пять лет, после чего я выдал ему документ, в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память». Память у Черни действительно была поразительной: он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя. Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Его ученик Ференц Лист перенял мою манеру игры на фортепиано – трактовать рояль как оркестр.

Продюсер: – Считаю необходимым сказать о том, что в своём творчестве Бетховен воспринял достижения европейской музыки, в первую очередь Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. Вместе с тем в своих произведениях он стал смелым новатором, оказавшим огромное влияние на развитие всего музыкального искусства. Его музыка богата образами героической борьбы, глубоких раздумий и созерцания красоты природы.

Эксперт: – Хочу отметить, что нашему гостю посвящено огромное количество литературных, музыкальных произведений, фильмов.Бетховен стал прототипом главного героя – композитора Жана Кристофа – в одноимённом романе французского автора Ромена Роллана. Известны биографические исследования А. Альшванга и Б. Кремлева. Во множестве художественных фильмов звучит музыка Бетховена. В песнях многих рок- и металл групп композитор упоминается как символ свободолюбия и цитируются темы его наиболее известных произведений. Его финал Девятой симфонии на текст «Оды к радости» Шиллера стал гимном Евросоюза. В Германии и по всему миру открыты музеи и памятники композитору, его музыка является обязательной частью концертных выступлений лучших оркестров и классических музыкантов мира.

Журналист: – У меня вопрос к продюсеру: почему музыка Бетховена, написанная несколько веков назад, является столь актуальной в наши дни?

Продюсер: – По мнению многих критиков и экспертов, музыка Бетховена отличается огромной силой и свободой человеческого духа. Она передает все оттенки человеческих чувств – от нежной лирики до драматического порыва, от горестного монолога с самим собой до призыва объединиться всем людям Земли. Эти чувства и мысли актуальны для каждого человека любой эпохи, поэтому и музыка, выражающая их с такой силой и красотой, останется актуальной всегда.

Ведущий (учитель): – Подведем итоги нашей пресс-конференции и проведем голосование. На голосование выносится один вопрос: считаете ли вы, все присутствующие, что музыка Л. ван Бетховена осталась актуальной для слушателей начала 21 века? Голосование: Да? Нет? Воздержались? Простым большинством голосов мы даём положительный ответ на заданный вопрос. Напомню, что в начале нашей совместной работы мы обещали выбрать автора самого интересного вопроса и автора самого неожиданного вопроса. Порошу гостей пресс-конференции предлагать кандидатуры участников (выбирают). И теперь на мне лежит приятная обязанность – наградить победителей, а также всех участников пресс-конференции (награждение).

Наша пресс-конференция подошла к концу. Благодарю всех за работу.

***

Таким образом, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих. Использование интерактивных методов в процессе урока позволяет менять формы деятельности, переключать внимание на основные вопросы тем занятий. Ученик, выполняя творческие задания, вступает в диалог с преподавателем, расширяет свою познавательную активность и выступает субъектом обучения, что позволяет ему осуществлять саморазвитие, самопознание, самореализацию в учебном процессе.

Список использованных источников.

  1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 606 с.

  2. Глингольд, Л. В поединке с судьбой / Л. Глингольд. М.: Музыка, 1989. 31 с.

  3. Киселева, Н.В. Урок пресс-конференция с импрессионистами. http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/kiseleva/lesson1.html (дата обращения 11.10.2012)

  4. Лебедева, В.Н. Урок пресс-конференция «Поэзия подвига» http://festival.1september.ru/articles/410580/ (дата обращения 22.10.2012).

  5. Марченко, А.В. Урок пресс-конференция по теме: «Религии мира» http://mou-sosch6.ucoz.ru/publ/urok_konferencija_po_teme_religii_mira/1-1-0-17 (дата обращения 20.10.2012).

  6. Постольникова, Е.М. Интерактивное обучение http://nsportal.ru/postolnikova-elena-mikhailovna (дата обращения 8.10.2012).

Просмотров работы: 7393