РЕСТАВРАЦИЯ ФАСАДА АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЗДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕСТАВРАЦИЯ ФАСАДА АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЗДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня Россия действительно является страной городов. Три четверти населения живет в городах. Но если в 80х годах города росли, то сейчас наметился процесс их разрушения, дезурбанизации. В первую очередь за счет высокого уровня выбывания основных фондов, находящихся в ветхом и аварийном состоянии. Изношенного фонда сегодня в РФ около половины. При этом износ централизованных систем инженерного обеспечения приближается к двум третям.

Таганрог – это один из старейших и интереснейших городов юга России. [приложение 7, фото 5]. Таганрог является первым русским городом, который застраивался по заранее разработанному плану, в котором была предусмотрена в то время единственная площадь, названная «Генераловой» т.е. главной.

Сложная историческая судьба выпала на долю Таганрога, которая включает в себя его строительство, разрушение до основания и новое возрождение. Город менял неоднократно и свой статус: город-крепость, страж южных рубежей России, город-купец, крупный внутренне и внешнеторговый порт, город труженик, значительный промышленный пункт Юга страны, с 2011 года городу присвоено звание «Воинской Славы».

В разные периоды жизни Таганрога возникали в нем площади, одни исчезли, другие сохранились, третьи образовались уже в недавние времена.

Таганрог - это музей под открытым небом, его экспонаты – улицы и площади, памятники архитектуры и истории, мемориальные здания, парки и скверы. Они помогают ощутить подлинность прошлого, его связь с настоящим. Наша цель рассказать о возможностях восстановления первоначального исторического облика здания. При визуальном обследовании города было решено, что состояние исторического облика зданий неудовлетворительное, поэтому мы рассмотрели некоторые современные технологии, которые помогут вернуть зданиям первоначальный вид. [приложение 7, фото 1, 2].

Ухудшающаяся экологическая ситуация, кислотные дожди не только убивают живую природу, но и разрушают памятники архитектуры [приложение 7, фото 2]. Прочный, твердый мрамор, смесь окислов кальция (СаО и СО2), реагирует с раствором серной кислоты и превращается в гипс (СаSО4). Смена температур, потоки дождя и ветер разрушают этот мягкий материал. Исторические памятники Греции и Рима, простояв тысячелетия, в последние годы разрушаются прямо на глазах.

Особенность циркуляции атмосферы над Северным Кавказом такова, что основная часть кислотных дождей имеет отечественное происхождение, приходя с востока и севера, чем и объясняется их редкое присутствие в последнее время. Свойства кислотных дождей весьма коварны: в почве кислотный раствор вступает в реакцию с щелочными компонентами, характерными для черноземов на глубине 0,5-1,5 метра, изменяя химическое строение почвы, и усиливает коррозию фундаментов и оснований. К концу XX века загрязнение воздуха в городе обеспечивается главным образом автомобильными выхлопами. Средний автомобиль за год сжигает около 200 кг кислорода, выбрасывает более 2 кг окиси серы и 100 кг несгоревших углеводородов и окислов азота. Автомобильные выхлопы соседствуют в воздушной массе с промышленными газами, пылью и бытовыми выбросами, иногда вступая друг с другом в сложные фотохимические реакции, образуя новые, более токсичные вещества. При неблагоприятных метеорологических условиях они скапливаются в приземном слое воздуха, выступая в роли ядер консолидации. В результате в атмосфере города наблюдается рост конвективной облачности, увеличивается число дней с туманом и на 20-30 миллиметров количество осадков. Поскольку асфальтированные улицы и каменные массивы зданий плохо задерживают и не поглощают влагу, в летнее время микроклимат города приближается к климату пустынь с их жарой и крайней сухостью воздуха. Влажность в городе на 6% ниже, чем в окружающей местности. Вредное влияние загрязнителей воздуха проявляется в снижении солнечной активности на 20-30% по сравнению с пригородом, воздействии на здания (обветшание фасадов, потеря защитных свойств краски), возрастании скорости коррозии (для железа в 20 раз, для алюминия в 100 раз), заболевании и гибели растений и животных.

Целью нашей работы являлось изучение современных подходов к принятию решений в области реставрации зданий, привлечение внимания к необходимости создания новой науки - архитектурной экологии.

Термин "экология" означает дословно "мысль о родном доме". В последние два десятилетия экологическая наука накопила такой большой банк информации, что стала интенсивно ветвиться. Появились новые отрасли знаний - экология человека, военная экология, политическая экология, экология нации, экология языка и другие. И хотя официально еще не объявлено о создании новой науки - архитектурной экологии, но стоит признать, что необходимость в этом давно назрела.

Под архитектурной экологией следует понимать взаимоотношения человека нынешнего с ценной в художественном отношении архитектурной пластикой прошлых эпох. Ведь в этом взаимодействии человек, безусловно, обогащается, а произведения архитектуры могут не только оберегаться, но, к сожалению, и гибнуть.

Архитектурная экология предполагает три основных вида деятельности:

  • формирование заповедников или заповедных, т.е. охранных зон;

  • консервацию произведений архитектуры, живописи, интерьеров, произведений скульптуры, культовой и другой утвари;

  • реставрацию произведений архитектуры, скульптуры и мебели.

Такой многогранный характер экологической работы в области архитектуры приобретается благодаря колоссальному числу произведений русского зодчества, нуждающихся в защите. Например, в России на государственном учете состоят 150 тысяч памятников истории, археологии, культуры. Несколько тысяч из них ежегодно разрушаются. В Таганроге заслуживают внимания более 285 памятников. В июне 1981 года был создан литературный и историко-архитектурный заповедник в Таганроге (точнее, в границах старого Таганрога от морского порта до старинного железнодорожного вокзала).

Принципиальная разница между заповедными и историческими городами состоит в том, что в заповедниках новое строительство запрещено, а если нужно "заполнить" какие-то провалы в застройке кварталов на месте уже разрушенных или подлежащих сносу строений, строительство ведется только по индивидуальным проектам, с соблюдением масштабности и стилевых особенностей сопредельной застройки.

В наши дни, когда атмосфера перенасыщена окислами азота, углерода, в туманные осенние дни, во время дождей воздух, благодаря высокой влажности, насыщается азотной и углекислотой. Выпадая на поверхность зданий и произведений скульптуры, кислотные дожди постепенно разрушают кирпич, бетон и особенно мрамор. Например, в таганрогском некрополе вся мраморная скульптура прошлого века стала шершавой на ощупь и утратила первозданный белоснежный цвет: с шершавой поверхности ни дождь, ни ветер не сносят и не смывают оседающую городскую пыль и копоть промышленных предприятий.

При близком же исследовании выявляется утрата изначальных прочностных свойств мрамора, следовательно скульптура разрушается. Это явление в реставрации носит название "каменного рака". Каменный рак - болезнь почти повсеместная.

Рис.1

Венец саркофага работы итальянского мастера, вывезенный из некрополя во двор картинной галереи [рис 1.]

В таганрогском некрополе, как отмечалось выше, выполнены консервационные работы и то на самом примитивном уровне: простая побелка известью или цементным молоком. Спустя год от такой "консервации" практически не остается и следа.

Более серьезно ведется у нас консервация фасадов отреставрированных зданий. Она применяется на объектах так называемой "краснокирпичной эклектики" или "краснокирпичного барокко". Впервые пропитка облицовочного кирпича после цветовой расшивки швов была осуществлена в Таганроге при реставрации "Лавки Чеховых", а затем на более профессиональном уровне при реставрации старого вокзала.[приложение 7 фото 3], Для консервации кирпича используются растворы на жировой или любой водоотталкивающей основе. Как показала практика, консервация кирпича предупреждает его деструктуризацию, по крайней мере, в течение 15 лет. К сожалению, этот вид работ у нас мало изучен и находится в стадии эксперимента.

В нашей работе детально рассмотрен и изучен объект таганрогского металлургического колледжа.

Он находится на углу улицы Петровской, 40 и Добролюбовского переулка. Представляет собой великолепное трехэтажное здание, которое внесено в реестр памятников истории и архитектуры Таганрога. Это здание выполнено в стилизации под барокко. Когда дворцы Петербурга строились в стиле барокко, Таганрог лежал в руинах. [приложение 7 фото.4].

Таких домов в Таганроге много и строились они в стиле так называемом «русском барокко», имеющим новые черты.

Автор проекта - архитектор Загоскин, который является также автором проекта Мариинской женской гимназии. Здание построено 1878 году и вскоре передано под таганрогский Окружной суд. В убранстве здания соседствуют строгость, простота и умеренность классицизма с вычурностью и пышностью барокко. Фасад весьма выразителен. Своеобразие зданию придают два крыла, примыкающие к выступающей парадной части. Фасадная 3-х этажная часть здания расположена на срезанном углу, посередине прямоугольная ниша, обрамленная наличниками с замковым камнем [приложение 7 фото 2]. В средней нише 2-го этажа скульптурное изображение. Красиво смотрятся 34 стройные колонны на двух наружных стенах. Венецианские окна 2-го этажа оформлены небольшими легкими колоннами с арками. Эти колонны близки к классике. Первый этаж рустован. Очень красив межэтажный карниз сложного профиля. Между нишами 2-го этажа колонны дорического ордера, 3-й этаж - мансардный. Над центральным входом резной навес с греческим орнаментом, опирающийся на два изящных металлических столба.

Таганрожцы всегда подчеркивают, что их город любили цари и не любили царедворцы. Они при каждом удобном случае проводят аналогию своего города и столиц, обращая внимание на то, что в Таганроге тоже есть и Красная площадь, и площадь Восстания (как в Москве и Петербурге). Говоря о здании бывшего Окружного суда, жители Таганрога непременно называют его «Зимним дворцом в миниатюре».Это был первый трехэтажный дом в Таганроге и начинал его строить Николай Трофимович Джурич - городской голова.

Из-за материальных трудностей недостроенный дом Николай Трофимович продал Окружному суду. Сейчас в этом здании размещается металлургический колледж. В период оккупации с 1941 по 1943 год здание колледжа серьезно было разрушено [приложение 7 фото 4]. После оккупации зданию возвращен первоначальный архитектурный облик. В 1976 году по переулку Добролюбовскому к основному зданию пристроено современное крыло, где разместились спортзал, лаборатория и учебные классы колледжа. Это было некорректное вторжение в исторически сложившуюся архитектурную пластику такого прекрасного здания.

Собственно реставрационные работы на Дону и в Приазовье ведутся давно и в довольно больших масштабах. На самом примитивном уровне реставрация памятников истории и культуры велась уже в предвоенные годы. Впервые в нашей области реставрация проведена в 1934 году к 30-летию со дня смерти А. П. Чехова, когда был восстановлен домик в Таганроге, в котором родился писатель. Дом был освобожден от жильцов еще в 1920 году благодаря инициативе местного краеведческого общества, возглавляемого М. Андреевым-Туркиным. В 1933 году по решению городского совета он был превращен в музей, а затем реставрирован.

Рис.2

"Мемориальный домик А. П. Чехова" [рис. 2] - один из первых в нашей области реставрированных объектов.

Слово "реставрация" в переводе с латинского означает "восстановление". Выполнению собственно реставрационных работ должны предшествовать историко-библиографические и историко-архивные исследования, графо- и фотофиксация памятника, его обмеры, различные зондажи, лабораторные исследования строительных материалов, проекты восстановительных работ и приспособления памятника для современных нужд. В 1981 году в связи с организацией в Таганроге музея-заповедника в нем был учрежден Северо-Кавказский филиал Российского института Спецпроект реставрация, существующий и поныне.

Рис.3

Произведение искусства, вывезенное из некрополя во двор картинной галереи. [рис.3].

В связи с 300-летним юбилеем Таганрога и заметно возросшим объемом реставрационных работ в 1992 году на основании постановления правительства России №307 от 5 мая 1991 года в нашем городе создано самостоятельное строительно-реставрационное предприятие "Юг".

Рассмотренные технологии по реставрации фасадов:

1)Помогут защитить фасады от осадков и грязевых налётов, позволяют добиться большей или меньшей насыщенности цвета кирпича или других облицовочных материалов вплоть до создания эффекта "мокрой кладки".

2) Восстановление лепных изделий, который включает в себя обширный комплект работ.

3) Правильно выполненная работа при реставрации и воссоздании металлических конструкций и декоративных элементов позволит сохранить исторический облик города.

В ходе выполнения научно- исследовательской работы были предложены различные методы и инструменты для выполнения:

РЕМОНТ ФАСАДОВ

КОМПЛЕКСНЫЙ РЕМОНТ ФАСАДОВ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ:

  • Защита фасадов из камня, кирпича, бетона, в том числе памятников архитектуры от разрушающих природных факторов.

  • Удаление солевых отложений с кирпичных фасадов и архитектурных памятников.

  • Аварийный ремонт труднодоступных мест фасадов верхолазами-высотниками.

ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ИЗ КАМНЯ, КИРПИЧА И БЕТОНА

Начиная с 1996 года успешно применяются различные полимер-силикатные композиции для защиты строительных материалов и конструкций от разрушающих природных факторов. Основные способы работ здесь - это выполнение проникающей гидроизоляции и создание специальных защитных покрасочных покрытий. При этом материалы строительных конструкций приобретают гидрофобные свойства, химическую стойкость, повышается морозоустойчивость и их структура упрочняется.

Гидроизоляционные составы изготавливаются, исходя из конкретных условий, непосредственно перед началом работ.

Экологически чистые композиции успешно применяются для защиты фасадов и фундаментов зданий, архитектурных памятников, подвалов, лоджий, террас, бассейнов и тоннелей. Составы являются бесцветными, не изменяющими цвета и фактуры исходной поверхности, при добавлении пигментов возможны любые цветовые решения.

Предварительная обработка специальными камнеукрепляющими составами, позволяет успешно выполнять работы на слабых основаниях, в том числе по выветренным известняком и гипсом.

ОЧИСТКА ФАСАДОВ ОТ ВЫСОЛОВ

ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСОЛОВ

«Высолами» обычно называют высохший белый соляной налёт, возникающий на стенах домов. Он образуется из-за выноса водой на поверхность фасада солей, ранее содержащихся в кирпиче, кладочном растворе, в результате миграции растворённых солей из-за протечек, неправильной гидроизоляции фундаментов, вследствие выпадения сильно загрязнённых атмосферных осадков и т.д. Высолы на фасадах нарушают не только эстетичный внешний вид, но и угрожают его разрушением.

В большинстве случаев высолы - это водорастворимый сульфата натрия, соединение чрезвычайно гигроскопичное. Образующийся при соединении с водой десятиводный кристаллогидрат существенно увеличивается в объёме и оказывает расклинивающее усилие в микропорах, приводя к трещинообразованию и разрушению поверхностного слоя фасада. Постепенно соли вымываются, а по образовавшимся каналам и порам в поверхностный слой проникает конденсат или дождевая вода, растворяющие следующий солевой слой. В зимний период вода превращается в лёд, который опять оказывает расклинивающее действие в микропорах. Повторяясь циклически, данный процесс приводит к потери фасадными материалами гидрофобных свойств и лавинообразно нарастающему разрушению.

ТЕХНОЛОГИИ ОЧИСТКИ ОТ ВЫСОЛОВ

Классическая технология удаления высолов включает в себя следующие операции:

- промывка фасада водой;

- удаление поверхностных загрязнений, известкового молочка, труднорастворимых солей (в том числе солей металлов).

- удаление большинства водорастворимых солей .

- гидрофибизация поверхности фасада с целью предотвращения повторныхвысолов «Гидрофобизатором фасадным».

УДАЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Самыми распространёнными в городе загрязнениями являются сажистые тёмные налёты и копоть с потёками. Для их удаления наиболее эффективными являются моющие средства на щелочной основе, содержащие поверхностно-активные вещества, обеспечивающие высокуюсмачиваемость поверхности и проникновение в поры. При заражённости фасада микроорганизмами в раствор могут вводиться асептические добавки. Конкретный вид очистителя и его концентрация выбирается в зависимости от характера загрязнений и поверхности - стекло, камень, кирпич, стальные или алюминиевые конструкции. Мойка выполняется как вручную, так и с помощью аппаратов высокого давления, имеющих систему подмешивания моющего раствора в струю воды, а для осеннего периода - систему подогрева воды.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕСТАВРАЦИИ ЛЕПНЫХ ИЗДЕЛИЙ.

Реставрация лепных изделий включает в себя обширный комплект работ. Здесь не только полный и тщательный ремонт всех лепных изделий, но и целый ряд предварительных работ: детальное изучение орнаментов и освобождение лепнины от последующих покрасок, чтобы полностью сохранить первоначальный декор и четкость рельефных изображений.

     

Фото №1

[Фото №1] Ремонт лепных изделий заключается в восстановлении отбитых

деталей, склеивании их, а также в добавлении недостающих деталей, проверке прочности крепления лепных деталей, а в случае необходимости - постановке новых дополнительных креплений. Реставрация лепного декора возможна в тех случаях, когда сохранились образцы всех его элементов.

После тщательного осмотра и исследования сохранившихся, а также открытых в зондажах и шурфах элементов составляют их реестр по типам и делают разметку маяков-образцов в натуре несмываемыми знаками.

Под маяками-образцами подразумеваются элементы или части декора, полностью или максимально сохранившие свое первоначальное положение, форму, фактуру отделки, цвет и другие особенности. Отмеченный маяк-образец имеет значение эталона, которым пользуются при реставрации других аналогичных элементов декора. Маяк-образец нельзя ремонтировать или подвергать какому-либо другому виду обработки, он должен оставаться до окончания реставрации в том виде, в каком он был обнаружен в момент начала работ.

Границы реставрации могут быть расширены, если есть дополнительные данные для восстановления утраченной лепнины. В некоторых случаях достаточно лишь небольших фрагментов лепнины, а иногда зарисовок, описаний, следов их внешних контуров и остатков крепления, чтобы восстановить типовую деталь, встречающуюся и в других постройках.

При реставрации лепного декора может встретиться случай, когда отдельные элементы не могут быть восстановлены на основе документальных данных. Если таких элементов немного, и они имеют второстепенное значение в общей композиции, то можно использовать типичные детали с других зданий той же эпохи. Однако при этом восстанавливается их общая форма.

В тех случаях, когда нет полной уверенности в высококачественном выполнении восстанавливаемой детали или элемента (маяк-образец из-за своей изношенности не позволяет по нему восстановить первоначальную деталь), ее следует делать из временных, имитирующих подлинник, легко удаляемых материалов. В дальнейшем при получении дополнительных сведений такие временные детали могут быть заменены деталями, отвечающими первоначальным не только по форме, но и по материалу.

С гипсовых деталей с помощью растворителей краску снимают только в тех случаях, когда она не покрыта трещинами, сквозь которые растворители могут проникнуть вглубь и разрушить гипс. Растворитель (карболовая кислота или раствор едкого натра с хлористым магнием), смешанный с древесными опилками, или смоченные им тряпки накладывают на поверхность детали. Краска размягчается, и ее с помощью царапок и ветоши снимают с поверхности детали.

После расчистки лепных деталей от краски видна картина их повреждений. Чаще всего пострадавшими оказываются швы соединения отдельных частей, обнаруживаются выбоины, поломки, трещины от действия влаги или огня.

Прежде всего закрепляют детали или их части, которые могут упасть. Для этого забивают дополнительные костыли, старые подбивают в стену, ржавую проволоку заменяют новой. Все швы и трещины расшивают для дальнейшего заполнения их гипсом. Размякший гипс вырезают, места обломов подготавливают для лепки на них утерянных частей. Для восстановления мелких недостающих деталей орнамента поврежденные места покрывают , мелкой насечкой, затем разводят гипсовый раствор в ковше и, пока он еще жидкий, покрывают им места, подлежащие реставрации.

Оставшийся гипсовый раствор должен слегка загустеть, чтобы он удерживался на лопатке, а не стекал с нее. Поврежденную лепную деталь орнамента намазывают этим раствором, придают ей требуемую форму, а затем, пока гипсовый раствор не потерял своей мягкости, деталь окончательно обрабатывают. Контур орнамента обрезают острым ножом, делая его ясным и четким.

Недостающие лепные детали большого размера или выступающие от тела лепного украшения (например, свешивающиеся вниз головки верхних и нижних листьев капители, детали волюты) восстанавливают по сохранившейся детали с соседнего лепного украшения. Деталь тщательно расчищают, снимают с места установки; если требуется, реставрируют и с нее снимают эластичную форму (формопластовую или клеевую). Затем отливают детали в нужном количестве и укрепляют на те места, где они отсутствуют.

После просушки реставрируемую лепную деталь покрывают 30 %-ным раствором железного или медного купороса с помощью мягкой кисти для придания гипсу большей прочности, а затем для защиты от влаги - олифой. Отдельно отпавшие части можно склеивать только гипсом.

В реставрационной практике иногда приходится иметь дело с полностью разрушенным гипсом, который снаружи еще сохраняет форму благодаря слоям краски, но внутри превратился в рыхлую, пушистую массу. При этом рекомендуется снимать черновую форму, как это делается при снятии ее с глиняной модели. Из снятых форм "гипсоваяпушонка" легко удаляется и вымывается водой.

При реставрационных работах бывают случаи, когда деталь находится в таком ветхом состоянии, что снимать ее с места установки не представляется возможным или она изготовлена из камня и вмонтирована в общую облицовку. В этих случаях снимают форму с детали на месте. Перед снятием формы гипсовую деталь очищают от краски, расчищают, ремонтируют, покрывают спиртовым лаком и смазкой.

Многие заказчики – владельцы и арендаторы на длительный срок зданий, находящихся в статусе памятников архитектуры и зодчества, рано или

поздно сталкиваются с проблемой реставрации фасада.

   

Фото № 3 Фото № 2

Поговорим о самых распространенных работах по реставрации фасада – мокром фасаде.[фото №2]

В первую очередь выделяются пораженные места (биопоражение, излишнее скопление влаги и т. д.).

На фото № 2 показано одно из таких мест. В этом случае осуществляется полный демонтаж старой штукатурки в радиусе полметра от края,

пораженного участка. Бывает, что на фасаде штукатурка частично отсутствует. В этом случае требуемый демонтаж определяется путем простукивания для определения отслоения штукатурки. [Фото №3]

Фото №4

 

Далее производится демонтаж штукатурного слоя. Осуществляется он маломощными перфораторами и скальпелями. Делается это, во избежание деформации, путем сильной вибрации, нормальных участков [фото №4]. Затем измеряется влажность стен. Если влажность превышает 4 %, то стены нужно просушить. Процесс этот довольно длительный. Иногда занимает год и более (обычно просушка ведется естественным путем). Но можно обойти процесс просушки. В этом случае, экспозиция (перерыв между нанесением реставрационного слоя) будет дольше.

Следующий этап – это восстановление кладочного шва. Все старые кирпичные здания строились на известковых растворах.

     

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Места утрат раствора зачищаются на глубину не менее 1,5 см и восполняются свежим раствором. Некоторые участки стен могут иметь повреждение кирпичной кладки. В этом случае требуется ее отремонтировать. Делается это так – сначала набивается мелкоячеистая металлическая штукатурная сетка. В тех местах, где она не плотно прилегает, при помощи строительного пистолета восполняют раствором. Неглубокие выемки – известковым раствором, глубокие – саморасширяющимся [фото № 5]. Далее наносится первый щтукатурный слой. Слой наносится путем обмазки и не должен превышать 1,5 см. Затем выдерживается экспозиция (до 4 % влажности), устанавливаются маяки и наносятся покрывочные слои не превышающие толщины 0,5 см каждый. Промежуточные слои не заглаживаются [фото № 4]. После нанесения последнего слоя, вынимаются маяки. Последний слой выравнивается полутерками[фото № 5].

Рассмотренные участки выполняются исключительно известковыми реставрационными штукатурками. Далее следует пауза (не менее трех недель), до полного высыхания штукатурного слоя. Затем оштукатуренные поверхности обрабатываются антищелочными составами, и, только после этого приступают к выравниванию поверхностей с помощью известковой шпаклевки. Сначала наносится первый слой, затем в сырую шпаклевку утопается сетка из стекловолокна (делается это во избежание мелких трещин). Экспозиция между каждым слоем 5-7 дней. Последний слой шлифуются наждачной бумагой нескольких фракций [Фото №6].

И последний этап – покраска стен. Обычно реставрационные программы имеют зарубежные фирмы Тиккурила (Финляндия) и Аллигатор (Австрия). Краски могут быть нескольких видов – силикатные, силиконовые, известковые и т. д. [Фото №7].

Наносится не менее трех слоев. Свежеокрашенные поверхности могут иметь некоторую пятнистость. Это не страшно. Из-за неравномерного высыхания такое часто случается. Обычно через 2-3 недели краска полностью высыхает, и окрашенная поверхность приобретает ровный, единый оттенок [фото № 8].

     

Фото 8

Фото 9

Фото 10

В заключение хочется добавить, что перед нанесением каждого слоя реставрационного материала поверхности требуются грунтовать составами, одобренными в Кгиоп (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуре.) Естественно реставрационные работы на этом не заканчиваются. В данной статье хочется отметить два основных вида работ, которые почти всегда встречаются в процессе реставрации старинных зданий. Первый – это специфические работы по цокольной части здания, как правило, самой влажной и поврежденной. Современные методы гидроизоляции подразумевают после подготовки нанесения слоев специальной штукатуркой – санирующей. Это пористый материал, пропускающий влагу, впитывающий соли и щелочи. Подготовка перед нанесением аналогична подготовки перед нанесением обыкновенной известковой штукатуркой. Разница в том, что швы кирпичной кладки в обязательном порядке зачищаются на глубину не менее 1,5 см и не восполняются никаким раствором. Кроме этого, при нанесении санирующей штукатурки не используется металлическая сетка, так как ржавчина от нее со временем выйдет наружу. При подготовке есть еще одна маленькая хитрость, используемая в данных видах работ не одно десятилетие. В цокольной части, в шахматном порядке, на расстояние 200-250 мм друг от друга сверлятся отверстия диаметром 20-22 мм. Эти отверстия заполняются древесным углем (желательно березовым). Как известно, древесный уголь обладает высокими абсорбирующими свойствами, что на много дольше сохранит действие санирующей штукатурки [фото №9].

Затем наносится первый, обмазочный, слой, который играет функцию гидроизоляции [фото №10]. Данный слой наносится простой кистью-макловицей. После высыхания первого слоя (1-3 суток) наносят основной слой, играющий роль абсорбента. Этот слой можно наносить до 5 см за один раз. Затем после высыхания второго слоя (в среднем две недели) шпаклюют и красят цокольную часть общими реставрационными материалами. Вторая важная работа – это иньекцирование трещин. Почти на всех старых зданиях в большей или меньшей степени проводятся такие работы. Если на реставрационной поверхности образовались трещины, то в этом случае главное правильно поставить диагноз.[Фото №11].

   

Фото 11

Фото 12

Теоретически можно разобрать несколько слоев кладки до пустот и выложить ее заново. Но здесь, естественно, увеличиваются затраты и время на проведения всех реставрационных работ на объекте. Поэтому существует белее эффективный способ – иньецирование. Как оно происходит. Сначала нужно произвести подготовку стен (см. выше). Но и в этом случае есть свои особенности. Помимо металлической штукатурной сетки используется и кладочная – с ячейкой50 на 50 мм [фото №12].

Фото №13 Фото №14

Эту сетку кладут первой. Затем в шахматном порядке на расстоянии 150-200мм друг от друга до пустот сверлятся отверстия диаметром 20-22 мм. Далее в отверстия забиваются металлические трубки. Наружный конец трубки должен иметь резьбу. На эту резьбу навинчивается шаровой кран [фото №13]. После этого к крану подсоединяют шланг от специального насоса [фото №13]. Другой конец шланга опускают в емкость, где заранее размешивается саморасширяющийся раствор. Теперь производится закачка под давлением 2-2,5 атмосфер. После заполнения пустот шаровой кран перекрывается и шланг насоса отсоединяется. Раствор заполняет пустоты и в процессе застывания увеличивается в объеме, что укрепляет кладку и заполняет микротрещины. И последний этап – это отвинчивание кранов и вынимание металлических трубок. Далее реставрация производится по общим правилам. Конечный результат виден на фото [№ 14]

В заключении мы хотели бы отметить актуальность рассмотренного вопроса научно-исследовательской работы, которая поможет сохранить историко-архитектурные памятники нашей страны.

Помогут защитить фасады от осадков и грязевых налётов следующие методы, которые позволяют добиться большей или меньшей насыщенности цвета кирпича или других облицовочных материалов вплоть до создания эффекта "мокрой кладки":

  • Вовремя и правильно выполненная реставрация лепных изделий позволит сохранить исторический облик города.

  • В связи с организацией в Таганроге музея-заповедника необходимо проводить реставрационные работы согласованные с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

  • Привлечение внимания к необходимости создания новой науки - архитектурной экологии позволит сохранить памятники архитектуры под открытым небом.

  • Правильно выполненная работа при реставрации и воссоздании металлических конструкций и декоративных элементов позволит сохранить исторический облик города.

7. Приложения

Фото. 1. Металлургический колледж Фото 2. Визуальное обследование.

Фото 4 Металлургический колледж

после войны

Фото 3 «Лавка Чеховых»

   

Фото 5. Старые фотографии

Просмотров работы: 8142