ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РИСК-МЕНЕДЖМЕНТЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РИСК-МЕНЕДЖМЕНТЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Кузина Е.Л. 1, Дроздов Н.А. 2, Кузнецова В.С. 1
1ФГБОУ ВО РУТ (МИИТ), г. Москва, Россия
2ФСПО Технологического института (филиала) ДГТУ в г. Азове, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Планирование эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятия предполагает, что для планируемых природоохранных мероприятий строятся плановые программы, которые заносятся в табличные формы. В каждой форме есть набор полей, которые отражают сущность планируемых показателей. Помимо этого необходимо проводить оценку эколого-экономической эффективности мероприятий, учитывать возможные риски [1]. Целью статьи является представление структуры и показателей плана эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Реализация цели предполагает выполнение следующих задач:
  1. Рассмотрение содержания и структуры форм плана эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

  2. Описание основных полей форм плана эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

  3. Привести примерные мероприятия плана эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

  4. Представить методику оценки рисков планирования мероприятий плана эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

  5. Представить показатель оценки эколого-экономической эффективности планируемых природоохранных мероприятий.

Все планируемые финансово-хозяйственные природоохранные мероприятия заносятся в формы планирования, каждая из которых представляет собой таблицу с определенными полями. Для плана мероприятий есть «Форма-1», которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Форма-1 – Планирование мероприятий в текущем планировании повышения эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта

Содержа

ние

меропри

ятия

Сроки внедрения

Типы затрат

Источники финансирования

Ответствен

ные испол

нители

лица

Цель внедрения мероприятий

Значение планового показателя

Экологический эффект, Ээк

1.

 

Начало работ

Завершение работ

Ка

пита

льные

Эксплуатаци

онные

         

2.

                   

3.

                   

Такая форма подходит для составления планов мероприятий для тактического планирования на срок 1 год внутри средне- или долгосрочного планирования и предназначена для сводки и обобщения уже утвержденных мероприятий плана повышения эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятия. В данной форме мероприятия плана есть дезинтегрированные мероприятия стратегического плана. Рассмотрим составляющие данной формы, а именно, то, что в ней прописывается во время процесса планирования эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

  1. «Содержание мероприятия» – описание показателя, который вносится в план.

  2. «Сроки внедрения (нач. и кон.)» – календарные сроки начала и конца планирования мероприятия.

  3. «Типы затрат (кап. и эксп.)» – Статьи затрат (капитальных и эксплуатационных), которые несет в себе планируемое мероприятие.

  4. «Ответственные лица» – ответственные лица или подразделения в системе железнодорожного транспорта, которые занимаются исполнением принятого мероприятия.

  5. «Назначение мероприятия» – на достижение каких природоохранных целей направлено планируемое мероприятие.

  6. «Значение планового показателя» – количественный или качественный результат, который однозначно позволяет сделать вывод, что планируемое мероприятие выполнено (планируемый показатель достигнут).

  7. «Ээк» – ожидаемый экологический эффект от реализации мероприятия.

Рассмотрим следующую форму – «Форму – 2», в которой уже рассматриваются мероприятия тактических планов, планируемые для производственных процессов и их элементов. Такая форма представлена в таблице 2.

Таблица 2

Форма-2 – форма планирования мероприятий в текущих планах по производственным процессам и их элементам

Содержание

мероприятия

Сроки внедрения

Типы затрат

Источники финанс.

Оценка риска

Показатель эффектив

ности

Влияние на прибыль

1.

 

Нач.

Кон.

Кап.

Эксп.

       

2.

                 

3.

                 

Показатели плана формируются на основе производственных процессов предприятия и их элементов, а также компонентов окружающей природной среды [2]. Перечислим основные производственные процессы и их элементы.

Производственные процессы:

1. Научные исследования.

2. Освоение новых видов работ, услуг.

3. Ремонт.

4. Транспортировка.

5. Хранение.

6. Утилизация.

7. Строительство.

Элементы производственных процессов:

  1. Рабочая сила.

  2. Сырье.

  3. Материалы.

  4. Работы (услуги).

  5. Комплектующие.

  6. Информация.

  7. Инвестиции и т.д.

Рассмотрим более подробно каждый из них, применительно к предприятиям железнодорожного транспорта.

Научные исследования – исследования новых форм деятельности, технологий, операций на железнодорожном транспорте, которые помогут достигать большей эффективности в будущем. На предприятиях железнодорожного транспорта научные исследования связаны с изучением применения новой техники (передвижного состава), новых типов путей, новых типов работы с очищением воздуха, воды, обезвреживания отходов и т.д.

Освоение новых видов работ, услуг – применение новых форм и методов осуществления деятельности предприятиями железнодорожного транспорта.

Ремонт – проведение работ железнодорожным транспортом по восстановлению разрушенной техники, технических узлов и агрегатов, и процессы, связанные с ним.

Транспортировка – перемещение техники, технических узлов, элементов дорожной инфраструктуры или агрегатов в пространстве, и процессы, связанные с ней.

Хранение – сохранение на длительный срок техники, технических узлов, элементов дорожной инфраструктуры или агрегатов в пространстве, и процессы, связанные с ним.

Утилизация – уничтожение или обезвреживание (захоронение) техники, технических узлов, элементов дорожной инфраструктуры или агрегатов в пространстве, и процессы, связанные с ним.

Строительство – создание новых объектов техники, технических узлов, элементов дорожной инфраструктуры или агрегатов в пространстве, и процессы, связанные с ним.

На основании предложенных производственных процессов предлагается сформировать такие показатели планов, как:

  • инвестиции в повышение экологической безопасности процессов строительства на железнодорожном транспорте;

  • контроль развития энвайронментальной культуры персонала организации;

  • повышение скорости передачи и обработки информации об экологических авариях и катастрофах, связанных с транспортировкой отходов и пр [3].

Для оценки рисков мероприятий тактического планирования используется метод сценариев (имитационное моделирование), сущность которого заключается в следующем: на основе экспертной оценки по каждому мероприятию присваивается один из пяти возможных уровней риска [4]:

  • критический;

  • высокий;

  • средний;

  • низкий;

  • минимальный.

Для каждого уровня риска рассчитывается среднеквадратическое отклонение ΔS – разности ущербов до и после реализации планируемого мероприятия. Уровень риска определяется вероятностью его осуществления. Предлагается оценивать уровни риска в зависимости от его вероятности следующим образом:

  • критический – вероятность: 0,81 – 1;

  • высокий – вероятность: 0,61 – 0,8;

  • средний – вероятность: 0,41 – 0,6;

  • низкий – вероятность: 0,21 – 0,4;

  • минимальный – вероятность: 0 – 0,2.

Тогда по формуле (1) имеем:

(1)

среднеквадратическое отклонение результата планирования от среднего значения;

– средневзвешенная величина разности ущербов по вероятностям P(k) для реализации каждого из трех возможных сценариев;

– разность ущербов окружающей среде до реализации планируемого мероприятия повышения эколого-экономической эффективности и после него до него для мероприятия, реализующегося при k-м сценарии;

вероятность отклонения разницы ущербов от среднего значения.

Предлагается оценивать эффективность данных мероприятий по формуле (2):

Ээк = где (2)

Ээк – показатель оценки эколого-экономической эффективности планируемого финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия;

ущерб окружающей среде, наносимый до реализации планируемого финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия, руб.;

ущерб окружающей среде, наносимый после реализации планируемого финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия, руб.;

коэффициент качества управления системой природопользования на предприятии, вычисляемый методом экспертных оценок;

размер суммарных затрат (капитальных и эксплуатационных), необходимых для реализации финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия за год, руб.;

размер платы за природопользование, которую предприятие экономит при реализации планируемого финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия, руб. [5].

Оценив риски, необходимо дать соответствующую оценку эколого-экономической эффективности планируемого мероприятия для принятия решения о том, будет ли оно вноситься в план или нет.

Таким образом, планирование финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предполагает создание планов развития, которые представлены в табличных формах. Помимо самих мероприятий в формы вносятся количественные и качественные показатели их осуществления, показатели оценки рисков и эколого-экономической эффективности.

Список литературы:

  1. Кузина Е.Л. Управление экономической устойчивостью хозяйствующего субъекта на примере системы железнодорожного транспорта // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2010. № 2. – С. 75-81.

  2. Кузина Е.Л., Дроздов Н.А. Стратегическое планирование в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2014. – № 4. – С. 60-65.

  3. Кузина Е.Л Обоснование критерия экологической безопасности функционирования системы железнодорожного транспорта // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2010. – Т. 4. – № 44. – С. 107-116.

  4. Marina A. Vasilenko; Nikita A. Drozdov; Julia A. Tagiltseva; Elena L. Kuzina; Marina A. Kuzina Systematic approach and advanced marketing in public-private partnerships // 2017 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies" (IT&QM&IS).–27–31р.–Режим доступа: http://ieeexplore.ieee.org/document/8085891/.

  5. Дроздов Н.А. Экономико-математические методы в планировании в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Труды международной научно-практической конференции «Транспорт-2015» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения». – 2015. – С. 87-89.

Просмотров работы: 58