ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ И АРТ-КЛАСТЕРОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ И АРТ-КЛАСТЕРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Текст

Методология исследования образовательных пространств включает в себя комплекс деятельности, представленный методами, совокупно отражающими результат проведённого визуального осмотра. Экспертное заключение о состоянии образовательного пространства может включать как позитивы, так и негативы в виде выявленных несоответствий. Конечная цель такой процедуры – консультация по устранению участков несоответствия нормативу, что часто называют «зоной риска». Для проведения занятий и комфорта визуального восприятия аудиторий и подсобных помещений рекомендуется выявлять зоны риска и удалять. Уточним, что нормативный стандарт всегда имеет свои частные особенности. Они самостоятельно формируются и постепенно становятся нормой. Мы назвали эту тенденцию «локальный норматив стандарта».

Наша статья является рефлексией на стратегию модернизации образования и, соответственно, образовательной среды, образовательного пространства. В этом направлении исследований уже есть научные работы, статьи, раскрывающие особенности подходов к рассмотрению проблематики (П.Ю.Деменчук, Л.К.Рябова, Э.Р.Скорнякова, Е.И.Соколова, Л.А.Шильдт, И.А.Белова).

В статье мы определили два подхода к изучению вопроса: часть 1 (учебно-практическая) и часть 2 (системный анализ литературы).

ЧАСТЬ 1. Назовём основные параметры подхода к исследованию образовательных пространств: визуальный осмотр, методы анализа и сбора информации, фиксация несоответствий нормативу, выявление частных особенностей. Методы исследования можно разделить на несколько групп. Мы использовали в рабочем задании технологии дизайна: идейно-ценностную, культурно-языковую, инструментальную (см. учебник «Метафорическая образность в дизайне». Автор - профессор Академии им. С.Г.Строганова Е.В.Жердев).

Идейно-ценностный показатель. Ценность идеи рассматривается с позиции её социальной востребованности. Говоря про образование, одним из первых можно ставить вопрос о задачах образовательного учреждения по профессиональной подготовке дизайнеров. Например, метод целеполагания подразумевает наличие цели и постановку задач в обучении в образовательном заведении конкретной профессии. Цель – подготовить профессионального специалиста, владеющего знаниями и навыками по выбранной специальности.

Следующий метод конкретизации степени мотивации выпускника к выполнению заданий по НИРС. В данном случае постановку вопроса можно сформулировать в таком виде: 1) Какие формы популяризации авторской проектной идеи отражены в достижениях НИРС? Как правило, популяризация идеи ведется с помощью одиночных терминов и развернутых формулировок. Формами популяризации идеи в рамках достижений НИРС являются: научное сообщение, научная статья, формула идеи в инфографике, участие в конференции студенческого научного Форума. Именно с помощью этих средств студент имеет возможность донести свои мысли до окружающих. На данный момент создано достаточно много возможностей, почти в каждом крупном образовательном учреждении проводятся конкурсы, семинары, студенческие встречи, участия в различных конкурсных программах.

Метод соответствия функции профессионального обучения предполагает наличие рабочего алгоритма «лекция – лабораторная – семинар - контрольные показатели отчётности». Функция преподавателя – профессора заключается в передаче знаний, его ассистенты (аспиранты) должны научить студента применять знания в выполнении практических заданий. На лабораторных занятиях студент получает необходимую дополнительную информацию. К контрольным показателям отчетности относятся зачеты и экзамены. В ходе них делается вывод о степени сформированных компетенций, запрограммированных в рабочем модуле специальности.

Важным показателем выдвигается культурно-языковая технология и её методы визуального выражения (национально-культурные маркеры, логотипы, цветовые и фактурные коды, в том числе эстетика, этикет).

Следующий метод в группе методов культурно-языковой технологии можно сформулировать как «анализ цветовой гармонии». Метод предполагает анализ цветового решения в предложенном проекте. Например, цветовая гармония в очень часто в вузах цветовое решение однотипно, стандартно, в нем явно не хватает «изюминки».

Третий метод «делового имиджа» мы также считаем важным, так как именно образ педагога и студента, выпускника, аспиранта, стажёра отражает уважение к учебному заведению и культурным навыкам. Сейчас большинство студентов одеваются в свободной форме. Каких-либо требований не существует. Однако одежда и обувь должна быть удобной и практичной для занятий, без вульгаризмов. Часто студенты-художники, дизайнеры не имеют рабочей формы с авторским логотипом. В аудиториях, где применяют краски, мел, резьбу по линолеуму, изготовление декоративных предметов необходимо иметь рабочую форму одежды. Важным моментом является и наличие комнаты для смены одежды и обуви, так как климатические условия в России связаны с дождями и снегопадами, это требует на улице зимней обуви. Но в такой обуви находиться целый день в аудитории нежелательно, это не соответствует комфорту и удобству обучающихся.

Последний метод анализа подразумевает наличие «Ложной Информационной Привлекательности». К таким феноменам может относиться рекламная информация на сайте учебного заведения. Она может красиво описывать достижения и образовательные программы Вуза, однако в реальной жизни эти достижения существенно скромнее. Необходимо учитывать, что в современном обществе информация играет огромную роль. Значительная часть абитуриентов и их родителей получают информацию о понравившемся им учебном заведении из описания на официальном сайте Вуза. Красивые описания и обещания о том, что студенты получат гарантированную работу после обучения, может привести к тому, что студенты, которые поступили в Вуз, могут разочароваться в нем.

Следующая группа методов имеет отношения к инструментальной технологии. На наш взгляд, важно предусмотреть оснащённость компьютерными программами и освоение ступеней дидактики на занятиях в творческом вузе. Суть метода в том, что любое обучение должно строиться по принципу усвоения занятий от простого к сложному. Если речь идет о художниках, то начинать обучение этому ремеслу необходимо с зарисовки самых простых форм, постепенно переходя на более сложные. На каждом этапе желательно иметь четкое представление относительно того, что ученики должны сделать и запомнить, и применять соответствующие формы контроля.

Большое значение имеет информационно-структурный метод. Метод подразумевает наличие определенной информации и её структурирование в строгом соответствии с тематикой контента и задачами. Важно учитывать, что количественный показатель структурных инфо-таксонов демонстрирует мотивированность студента на успешность в обучении. Инфо-таксоны могут быть основой презентаций.

Заключительный метод можно назвать прагматико-семиотическим. Использование семиотического метода (от термина семиотика — наука о знаках, их признаках и видах, системах и условиях использования) основывается на признании знакового характера единиц и системной их организации. Прагматика - это раздел семиотики, изучающий соотношение знаков и их пользователей в конкретной речевой ситуации. Данный метод формирует у студентов понимание, что инфо-блоки знаковых сообщений нацелены на реализацию не только в учебных, но также в прагматических проектах.

ЧАСТЬ 1. Общий вывод и его формулировка

1. Триада универсальных технологий современного дизайна является основой для разворачивания частных методик и практик педагогов-исследователей и студентов магистратуры.

2. Практическое задание демонстрирует студентам образец - авторский подход к формированию нового вектора исследований в триаде технологий современного дизайна с учетом художественной специфики учебного заведения.

3. Таким образом, краткие аннотации к вопросам конструируют тематический формат знаний о том, что педагогическая деятельность по авторской технологии призвана создавать условия для новых маршрутов, для активизации мыслительной деятельности студентов.

4. Авторские формулировки помогают осваивать новые термины и мыслительные конструкции, необходимые для разработки параграфов ВКР.

ЧАСТЬ 2. Образовательное пространство включает в себя не только учебные аудитории, рекреации для кратковременного отдыха, но также арт-пространства. Обращение к интернет-ресурсам помогает понять, какое внимание уделяется арт-кластерам. Однообразное решение образовательных пространств по стандартам учебного заведения сегодня дополняется визуальными эффектами «арт-кластерами». В этом направлении мы нашли работы, где этот феномен с культурно-познавательным и образовательным компонентом рассматривался в научных и специальных статьях, опубликованных на страницах сетевой структуры.

Автор Л.К. Рябова в статье [2] предлагает обзор методов изучения воображаемого пространства города. Такой подход автора определяется интересом к проблемам территориальной и культурной идентичности. Становится понятно, что методы должны иметь междисциплинарный характер. Наш вывод после знакомства со статьёй: по аналогии мы определили, что для образовательного пространства также важно конкретизировать фактор идентичности и фактор междисциплинарного подхода.

Автор статьи П.Ю.Деменчук представляет описание основных концепций образовательного кластера и их классификацию в рамках трех направлений: инновационного, культурно-творческого и кластера образовательных учреждений. Каждая из представленных концепций ставит перед собой различные цели, однако общим принципом их формального объединения является идея интеграции, реализуемая на основании методологии проектного подхода [1]. Наш вывод после знакомства со статьёй: по аналогии мы определили, что для образовательного пространства важно продумать концептуальный подход к проектированию арт-кластера в учебном заведении.

Как отмечают многие специалисты, педагоги высшей школы, что термины «инновационное развитие» и «запросы постиндустриального общества» применимы и к сфере креативных кластеров. На наш взгляд, роль арт-кластера состоит в том, чтобы пробудить стремление студентов к самоидентификации своего творчества в проектировании объектов дизайна в соответствии с потребностями общества. Именно в этом заключается социально-ценностный показатель устремлений студента к авторскому творчеству.

Каждая волна молодого поколения считает, что современные искусства требуют свободного пространства, установление границ вызывает бунтарские настроения. Однако обучение в художественных вузах также опирается на постулаты, выработанные за тысячелетия в профессии любого жанра: театр, вокал, балет, поэтическое искусство.

Авторы Шильдт Л.А., Белова И.А. в своей статье «Развитие творческих кластеров» подробно рассматривают структуру кластеров [6]. Учитывая отраслевую специфику социально-экономического развития регионов, авторы выделяют следующие типы кластеров:

1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний-поставщиков, развивающихся вокруг предприятий и строительных организаций.

2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно- бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие.

3. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях.

4. Туристические кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других.

5. Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.

6. Кластеры смешанных типов могут сочетать признаки нескольких типов кластеров».

Авторы Шильдт Л.А., Белова И.А. отмечают, что в конце XX века в развитых странах на смену традиционной индустриальной стратегии пришла концепция «творческих индустрий», когда источником добавленной стоимости и рабочих мест является деятельность по производству интеллектуальной собственности: архитектура, музыка, изобразительное искусство, дизайн, мода, антиквариат, кино- и видеопроизводство, издательское дело, реклама, теле-, радио- и Интернет-вещание. Соединение понятий «культура» и «индустрия» произошло в тот момент, когда появились новые технические средства, позволяющие тиражировать произведения искусства – фотография, репродукция, звукозапись и т.д.

Например, интеллектуальный кластер «Игры разума» – это новое пространство в центре Санкт-Петербурга, включающий в себя множество образовательных и культурных проектов, ориентированный на интеллектуальный гедонизм – особое и главное из удовольствий, которое точно развивает и делает нас лучше. Здесь расположены Высшая школа методологии, арт-пространство, издательство и типография, школа детского развития, бутик-отель, студия красоты, digital-агентство. Ежедневно в кластере проходят лекции по психологии и методологии, встречи с известными деятелями культуры и науки, образовательные семинары и мастер-классы, творческие фестивали и литературные вечера. Не выходя из кластера, можно стать участником научной конференции, посетить выставку, издать свою книгу или пообедать в прекрасной компании.

Европейская экономика теперь производит и продает преимущественно интеллектуальный продукт. На практике эта концепция воплощается в создании «творческих кластеров» — объединений независимых творческих предприятий и мастерских, которые возникают на месте бывших промышленных зон. Творческие кластеры тесно связывает свободный творческий поиск с экономическими моделями успешного бизнеса, с решением социальных задач, развитием территории в целом.

Будучи инновационным направлением для России, продвижение творческих индустрий сопряжено с рядом проблем и дефицитов. Не хватает, прежде всего: понимания значимости творческих индустрий для развития культуры и экономики страны; теоретической базы – тема творческих индустрий практически не звучит и не освещается в работах по современной культуре и менеджменту; профессионалов-практиков в сфере творческих индустрий.

Большой интерес вызывает работа Э.Р.Скорняковой «Управление современной школой на примере создания образовательного кластера» [3]. Представляемый автором статьи образовательный кластер включает три кластерные плоскости.

Первая кластерная плоскость – “территория” образовательного учреждения (основное образование, дополнительное образование, служба сопровождения)

Вторая кластерная плоскость – “территория” школьных клубов.

Третья кластерная плоскость состоит из четырех сред:

  1. социальной (представители власти, общественные и политические организации, система социальных учреждений, население региона, институт семьи);

  2. научной (научные школы, вузы, исследовательские организации, консультационные центры);

  3. экономической (система экономических хозяйствующих субъектов (производственные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг), ресурсный потенциал);

  4. культурной (организации культуры, организации дополнительного образования).

Каждая среда включает в себя представителей различных организаций (социальных партнеров). В зависимости от поставленных задач количество кластерных плоскостей и сочетание элементов в них могут быть различны.

Мы согласны с автором статьи Э.Р.Скорняковой, что сама по себе идеология кластеров интересна и неисчерпаема с точки зрения реализаций. Но в основе любой реализации столь непростой системы лежит практический интерес и целесообразность. Образовательный кластер – это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия.

ЧАСТЬ 2. Формулировка вывода. Новый подход к организации образовательного пространства в виде арт-кластеров выявляет потребность в дополнительных площадях. В том случае, если здание находится в городской среде, дополнительных площадей нет, можно подумать об участии студентов в проектах арт-трансформеров, что позитивно изменит творческое лицо вуза.

Литература

  1. Деменчук П.Ю. Образовательный кластер как институциональная система интеграции образования. Научная статья. // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.../obrazovatelnyy-klaster-kak-institutsionalnaya-sistema-integr

  2. Рябова Л.К. 2015. К методологии исследования восприятия городского пространства. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.../k-metodologii-issledovaniya-vospriyatiya-gorodskogo-prost

  3. Скорнякова Э.Р. Управление современной школой на примере создания образовательного кластера.// Фонд грантовых проектов. Педагогическая мастерская. Режим доступа: https://фонд1сентябрямастерская.

  4. Соколова Е.И. Термин «Образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики. Современный научный лексикон непрерывного образования // Журнал «Непрерывное образование: ХХ1 век». Петрозаводский государственный университет. Выпуск № 2(6). 2014.
  5. Ткалич С.К. Учебно-методический курс по дисциплине «Методология исследования образовательных и арт-пространств». ХГФ Институт изящных искусств МПГУ. 2018.

  6. Шильдт Л.А., Белова И.А. Развитие творческих кластеров.//Уфимский государственный нефтяной технический университет. 2012. Изд-во «Научные технологии». / Conference - cnf-2012-02.

Просмотров работы: 80