ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В Г. О. Г. ПЕРВОМАЙСК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В Г. О. Г. ПЕРВОМАЙСК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Есаева А.С. 1
1НИ "МГУ им. Н. П. Огарева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Планирование - это важнейшая функция управления. С его помощью хозяйственная система приспосабливает свои ресурсы к изменению внешних и внутренних условий. Это – средство борьбы с неопределенностью путем принятия плановых решений уполномоченными на то органами или лицами. По мнению Р. Аркоффа, «Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем. Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку».

Из этого следует, что планирование представляет собой подсистему управления, состоящую из взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов материального, правового и организационного свойства, имеющих определенную цель – решение задач местного значения и осуществление отдельных государственных функций с учетом мнения жителей муниципального образования.

В системе местного самоуправления сложились традиционно три основных вида планирования:

- планирование социально-экономического развития территории;

- финансовое (бюджетное) планирование;

- организационное планирование.

Все три вида планирования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Планы социально-экономического развития выполнимы только при наличии бюджетных средств у муниципального образования, если есть финансовые ресурсы, значит есть возможность для решения задач местного значения, для обеспечения жизнедеятельности. Если же финансовых ресурсов нет или недостаточно, планы не выполняются или намеченные работы выполняются не в полном объеме. Поэтому при формировании планов социально-экономического развития в обязательном порядке необходимо сопоставить их показатели с наличием финансовых ресурсов, т. е. бюджетными показателями.

Что касается организационного планирования органов местного самоуправления, то его предназначение состоит в обеспечении выполнения плана социально-экономического развития и бюджета муниципального образования. Умение организовать управленческую деятельность полностью обусловлено наличием качественного организационного плана, связывающего все звенья управления муниципальным образованием.

Все виды планирования должны осуществляться профессионалами своего дела, т. е. должностными лицами, имеющими соответствующее образование, опыт управления территорией, способности в области плановой работы, обладающими комплексным, системным методом моделирования территориального развития.

С целью обеспечения соответствия текущей деятельности местной администрации стоящим передней целям и задачам формируется система планирования работы администрации, которая представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых местной администрацией и ее структурными подразделениями с целью определения задач, текущих результатов деятельности, средств и способов их достижения в соответствии с целями администрации на основе анализа ситуации, прогнозных оценок ее развития, возможных ресурсов. Планирование обеспечивает эффективное использование организационных ресурсов, внутреннюю координацию, адаптивность структурно-функциональной организации администрации к внешним требованиям, осознание организационных стратегий руководителями и специалистами. Процесс планирования включает в себя анализ стратегических целей, являющихся отражением текущего состояния и проблем в сфере деятельности местной администрации; прогноз будущего состояния целевых объектов и внешних условий; формирование системы задач; определение оптимальных стратегий деятельности.

Эффективному планированию деятельности местной администрации должно предшествовать определение приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, основанное на всестороннем анализе текущей ситуации во всех сферах жизни местного сообщества. На базе сформулированных приоритетов формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования (или вносятся коррективы в существующую стратегию), определяются цель и задачи деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.

В свою очередь, на основании стратегии развития, целей и задач деятельности органов местного самоуправления формируются среднесрочные программы социально-экономического развития и стратегический план (концепция) деятельности местной администрации.

На основе программы социально-экономического развитии муниципального образования на среднесрочную перспективу и соответствии со стратегическим планом (концепцией) деятельности местной администрации разрабатывается годовой план работы администрации.

Такая комплексная многоуровневая система планирования обладает значительным потенциалом в решении и текущих проблем и долгосрочных задач, стоящих перед администрацией, однако и настоящее время в связи с недостаточной степенью использования программно-целевых методов управления на уровне муниципальных образований является практически невостребованной1. [1, с. 98]

Как правило, существующие системы планирования работы администрации направлены в основном на согласование во времени деятельности руководства местной администрации и ее структурных подразделений. С этой целью в администрациях разрабатывают годовые и квартальные, а иногда и месячные планы работы местной администрации и ее структурных подразделений. На урон не структурных подразделений могут формироваться недельные планы работы. Система планирования поддерживается и регулируется внутренними правовыми актами, главным из которых является регламент местной администрации.

Далее рассмотрим систему планирования в городском округе городе Первомайск. Городской округ город Первомайск Нижегородской области образован в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.07.2012 № 82 – 3 «О преобразовании муниципальных образований Первомайского муниципального района Нижегородской области», путем объединения поселений Первомайского района, образованного в 1929 году. Городской округ осуществляет планирование посредством реализации муниципальных программ и разработки прогнозов (таблица1).

Таблица 1 – Система планирования в г. о. г. Первомайск

Муниципальные программы на 2015-2020 годы

Прогноз социально-экономического развития

- Муниципальная программа «Содействие занятости населения городского округа город Первомайск Нижегородской области»;

Решение от городской Думы городского округа город Первомайск Нижегородской области от 04.10.2016 № 411 О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на 2017 год и на период до 2019 года (опубликовано 05.10.2016)

- Муниципальная программа «Развитие инвестиционного климата городского округа город Первомайск Нижегородской области»;

Постановление от 20.09.2016 № 898 О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на 2017 год и на период до 2019 года (опубликовано 21.09.2016)

- Муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом городского округа город Первомайск Нижегородской области»;

Решение от городской Думы городского округа город Первомайск Нижегородской области от 20.10.2015 № 338 О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на 2016 год и на период до 2018 года (опубликовано 02.11.2015)

- Муниципальная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в городском округе город Первомайск Нижегородской области»;

Решение от 18.11.2014 № 264 О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на 2015 год и на период до 2017 года (опубликовано 02.12.2014г.)

- Муниципальная программа «Охрана окружающей среды в городском округе город Первомайск Нижегородской области»;

Решение от 15 ноября 2013 № 154 О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года

- Муниципальная программа «Социальная поддержка граждан городского округа город Первомайск Нижегородской области»;

Решение от 16.10.2014 № 254 О ходе реализации прогноза социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на 2014 год ( опубликовано 11.11.2014г.)

- Муниципальная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики городского округа город Первомайск Нижегородской области»;

Решение от 19 ноября 2012 № 30 О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на 2013 год и на период до 2015 года

- Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами городского округа город Первомайск Нижегородской области";

Решение от 22.11.2011 № 150 Об утверждении прогноза социально-экономического развития Первомайского муниципального района на 2012 год и на период до 2014 года

- Муниципальная программа «Развитие культуры городского округа город Первомайск Нижегородской области»;

Решение от 16.11.2010 № 65 Об утверждении прогноза социально-экономического развития Первомайского муниципального района на 2011 год и на период до 2013 года

- Муниципальная программа "Обеспечение населения городского округа город Первомайск Нижегородской области доступным и комфортным жильем";

Решение от 07 декабря 2009г. № 534 Об утверждении прогноза социально-экономического развития Первомайского района на 2010 год и плановый период до 2012 года

- Муниципальная программа «Развитие транспортной системы городского округа город Первомайск Нижегородской области»;

Решение от 15.09.2009 № 506 О ходе реализации прогноза социально-экономического развития Первомайского района на 2009 год

- Муниципальная программа "Развитие образования городского округа город Первомайск Нижегородской области";

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Первомайского района на 2008 год

- Муниципальная программа "Развитие агропромышленного комплекса городского округа город Первомайск Нижегородской области";

Основные бюджетообразующие показатели социально-экономического развития области на 2008-2010 годы по Первомайскому району Нижегородской области

- Муниципальная программа «Обеспечение населения городского округа город Первомайск Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства»;

Постановление от 10.10.2017 № 1021 О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов) (опубликовано 30.10.2017)

- Муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Первомайск Нижегородской области на 2018-2022 годы»;

Постановление от 10.10.2017 № 1022 О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на долгосрочный период (до 2023 года) (опубликовано 30.10.2017)

- Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Первомайск Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 -2018 годы»;

Решение от 24.10.2017 № 17 О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Первомайск Нижегородской области на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов) (опубликовано 01.11.2017)

- Муниципальная программа «Развитие предпринимательства и торговли городского округа город Первомайск Нижегородской области»;

 

- Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Первомайск Нижегородской области»;

 

- Муниципальная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах городского округа город Первомайск Нижегородской области»;

 

- Муниципальная программа «Информационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа город Первомайск Нижегородской области» .

 

Стоит отметить, что 29.03.2017 утверждена протоколом министерства экономики и конкурентной политики Нижегородской области, программа под названием «Комплексное развитие муниципального образования городской округ г. Первомайск». Так как данная программа совсем новая, то провести оценку эффективности планирования, на ее основе, в настоящее время, невозможно.

Именно поэтому рассмотрим, на примере муниципальной программы «Обеспечение населения городского округа город Первомайск Нижегородской области доступным и комфортным жильем», эффективна ли система планирования в данном муниципальном образовании.

Целью данной программы является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:

  • создание благоприятных условий для проживания отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области;

  • поддержка молодых семей в городском округе город Первомайск Нижегородской области в решении жилищной проблемы;

  • создание долгосрочной и гарантированной системы государственной поддержки граждан в решении жилищной проблемы с использованием ипотечного жилищного кредитования в целях повышения уровня благосостояния населения и утверждения высоких стандартов качества жизни населения городского округа город Первомайск Нижегородской области.

В ходе реализации программы были проведены и проводятся следующие мероприятия, которые выполняются в рамках трех подпрограмм и обеспечивают решение задач программы:

а) мероприятия подпрограммы 1 «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области» обеспечивают решение задачи повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан»;

б) мероприятия подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в городском округе город Первомайск Нижегородской области» обеспечивают решение задачи первичной финансовой поддержки молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, при приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья, при рождении детей;

в) мероприятия подпрограммы 3 «Ипотечное жилищное кредитование населения городского округа город Первомайск Нижегородской области» на 2015 – 2020 годы, обеспечивает завершение задачи в части обязательств по компенсации части платежа по выданным ипотечным жилищным кредитам (займам) гражданам - участникам Подпрограммы.

Что касается первой подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области», было запланировано к 2020 году, что доля граждан достигнет 63,5%, а количество граждан-участников подпрограммы составит 40 человек.

Таблица 2 – Результаты выполнения подпрограммы 1.

Наименование индикатора/непосредственного результата

Ед. измерения

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018г.

Индикатор 1:

Доля граждан, относящихся к отдельным категориям, установленным законодательством, обеспеченных жилыми помещениями от общего количества граждан данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий (нарастающим итогом)

%

22,2

31,7

38,1

44,4

53,9*

Непосредственный результат 1:

Количество граждан – участников Подпрограммы, улучшивших жилищные условия (нарастающим итогом)

человек

14

20

24

28

34*

На сегодняшний день из таблицы 2 видим, что реализация данной подпрограммы постепенно движется к намеченному результату. Если в 2014, доля граждан, которые относились к отдельным категориям, нуждающихся в улучшении жилищных условий было 22,2 %, то уже в 2017 году данный показатель составил 44,4 %. Количество граждан, которые улучшили свои условия, участвуя в подпрограмме, с каждым годом становится больше. В 2014 году улучшили свои условия 14 человек, в 2015 году – 20 человек, в 2016 – 24 человека и в 2017 данный результат составил 28 человек. То есть, можно сказать, что к 2020 году, данные показатели достигнут запланированного результата, так как наблюдается положительная динамика роста граждан, улучшивших свои жилищные условия благодаря данному мероприятию.

Вторая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в городском округе город Первомайск Нижегородской области», предполагает обеспеченность социальными выплатами молодых семей в 2016 году – 42,9 процента от общего числа молодых семей, состоящих на учете. Если рассмотреть таблицу 3, то можно увидеть, что данным запланированный индикатор составил соответствующее значение, а в 2017 году увеличился еще на 2,6 %, по сравнению с 2016 годом.

Таблица 3 – Результаты выполнения подпрограммы 2

Наименование индикатора/непосредственного результата

Ед. измерения

2014

г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Индикатор 1:

Обеспеченность социальными выплатами молодых семей

% от общего числа семей, состоящих на учете

63,6

100

42,9

45,5

Непосредственный результат 1:

Площадь приобретенных жилых помещений, тыс. кв. метров (по годам)

Кв. м.

456

294

114

288

Непосредственный результат 2:

Количество молодых семей, получивших поддержку в решении жилищных проблем (по годам)

семей

7

5

2

5

Рассмотрим реализацию подпрограммы 3, Ипотечное жилищное кредитование населения городского округа город Первомайск Нижегородской области» на 2015 – 2020 годы на основе таблицы 4.

Доля ранее выданных ипотечных кредитов, по которым выполняются обязательства по выплате компенсации части ежемесячного платежа – 100%, в каждом рассмотренном году. Нужно сказать, что данное значение запланировано с 2014 по 2020 годы, и реализуется и в наши дни.

Таблица 4 – Результаты выполнения подпрограммы 3.

Наименование индикатора/непосредственного результата

Ед. измерения

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

Доля ранее выданных ипотечных кредитов, по которым выполняются обязательства по выплате компенсации части ежемесячного платежа – 100%.

%

100

100

100

100

100*

Если говорить о муниципальной программе «Обеспечение населения городского округа город Первомайск Нижегородской области доступным и комфортным жильем» в целом, то доля семей, которым должно быть предоставлено доступное и комфортное жилье к 2020 году (от общего количество семей, состоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий) составит 68,0 %.

Количество же семей, которые улучшат условия проживания к 2020 году, должно составить 48 человек.

Таблица 5 – Результаты выполнения муниципальной программы в целом.

Наименование индикатора/непосредственного результата

Ед. измерения

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

Индикатор 1:

Доля семей, которым предоставлено доступное и комфортное жилье от общего количества семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (нарастающим итогом)

%

30

40,3

45,8

51,4

59,7*

Непосредственный результат 1:

Количество семей, улучшивших жилищные условия к 2020 году (нарастающим итогом)

семей

21

29

31

36

42*

Из таблицы 5, следует, что реализация программы «Обеспечение населения городского округа город Первомайск Нижегородской области доступным и комфортным жильем», следует заданному курсу. Начиная с 2014 года, доля семей, которым предоставлено доступное и комфортное жилье от общего количества семей, состоящих на учете, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий увеличивается нарастающим итогом. К 2020 году, данный показатель вполне может составить запланированные 68 %. Что касается, семей, которые улучшат жилищные условия к 2020 году, то данные результат так же движется к запланированному и в 2017 году, составил 36 семей.

Основными внешними факторами, негативно влияющими на реализацию муниципальной программы и соответствующих подпрограмм, могут явиться отсутствие или неполное финансирования Подпрограмм из областного и местных бюджетов; изменение федерального и областного законодательства, а так же, форс-мажорные обстоятельства. В качестве механизмов минимизации негативного влияния внешних факторов предполагается подготовка предложений, направленных на финансирование мероприятий Программы в полном объеме, и оперативная разработка и принятие соответствующих нормативных правовых актов Нижегородской области, а в случае отсутствия предложений, оперативное реагирование на изменение федерального и областного законодательства.

Таким образом, для успешного развития муниципального образования недостаточно понимания процесса планирования и знания его регулирующих законодательных основ. Возрастающая конкуренция между муниципалитетами (за человеческие ресурсы, за инвестиции, за федеральные бюджетные вложения в развитие инфраструктуры) требует от специалистов сферы муниципального управления освоения современных управленческих технологий. Владение технологией организации планирования муниципального экономического развития является существенным «козырем» в условиях конкуренции. Между тем существует множество нерешенных методологических и методических проблем, начиная с отсутствия комплексного подхода в вопросах организации планирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гетедюш Н. С. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. / Н. С. Гетедюш, Е. В. Масленникова, М. М. Мокеев и др. // – М.: Высшее образование, 2008. - 183 с.

  2. Официальный сайт Администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1maysk.ru/

  3. Устав городского округа город Первомайск Нижегородской области [Электрон. ресурс] : Принят решением Городской Думы городского округа город Первомайск Нижегородской области от 29 января 2013 года № 78. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

  4. Устав Нижегородской области Закон Нижегородской области [Электрон. ресурс] : Принят постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. № 219-З – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

1 Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2008. - 183 с.

Просмотров работы: 59