СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ

Николаева В.Н. 1, Жарина Н.Н. 1, Супонева Ю.А. 1
1ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральное управление регулирует процессы развития культуры, опираясь на разработанные общегосударственные стандарты. Решение же конкретных задач в сфере культуры находится в ведении органов государственной власти субъектов федерации и муниципалитетов. Поэтому, говоря о развитии системы государственного управления в сфере культуры, следует отметить, что в 90-е гг. - в начале XXI столетия была осуществлена децентрализация государственного управления, в результате которой значительная часть функций и была передана на нижестоящие уровни государственного управления.

Конституцией Российской Федерации определено, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73). [1]

Это положение определяет, что в каждом субъекте федерации есть представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Представительные органы субъектов федерации принимают в пределах своей компетенции региональные законы, основываясь на федеральных законах. Названия этих органов не единообразны, поскольку определяются самостоятельно законодательством каждого субъекта федерации (например: дума, законодательное собрание и др.).

Высшие органы исполнительной власти, также не одинаково именуемые в разных регионах (например: правительство во главе с президентом, администрация во главе с губернатором и др.), в своем составе обычно имеют орган управления культурой: министерство культуры (культуры и искусства, культуры и туризма, культуры и архивного дела), управление культуры (с теми же вариантами), департамент и т.п.

Региональные органы управления культурой выполняют функции, которые определяются нормативными правовыми актами субъектов федерации. При всем разнообразии этих функций от региона к региону у них все же больше общего, чем различий. Их функции в регионе близки к тем, которые осуществляют Министерство культуры Российской Федерации и его структурные подразделения на федеральном уровне.

Полномочия органов государственной власти субъектов федерации в области культуры определены Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [2], а именно:

- охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения;

- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

- создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

Как видно, в условиях преобразования всей системы государственного управления, решение вопросов конструирования управляющих систем в сфере культуры в соответствии с идеологией административной реформы и реформы местного самоуправления отдано в компетенцию органов государственного управления субъектов Российской Федерации.

Уставом Орловской области [3] определено, что систему органов государственной власти Орловской области составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти области; высшее должностное лицо области; высший исполнительный орган государственной власти области; органы исполнительной государственной власти специальной компетенции области, а также суды области (ст.5).

Губернатор Орловской области осуществляет правовое регулирование вопросов, отнесенных к его компетенции федеральным законодательством, Уставом области и областным законодательством. Основы деятельности губернатора Орловской области регламентируются Уставом Орловской области.

Законодательным (представительным) органом государственной власти Орловской области является Орловский областной Совет народных депутатов (Совет). Депутатский корпус Совета насчитывает 50 человек.

Совет осуществляет законодательное и иное правовое регулирование вопросов, отнесенных к его компетенции Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом области и областным законодательством. Основы деятельности Совета регламентируются Уставом Орловской области.

По вопросам обеспечения социального развития области Совет утверждает по представлению Губернатора программы социально-экономического развития области (в том числе и по развитию культуры и искусства); осуществляет правовое регулирование охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области; осуществляет иные полномочия.

Советом принят ряд законов, регулирующих деятельность в сфере культуры. В частности Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) на территории Орловской области», который регулирует отношения в сфере сохранения и государственной охраны объектов историко-культурного наследия и направлен на реализацию конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Субъекты государственного управления в Орловской области определяют культурную политику территории путем создания местных законодательных актов финансирования, и региональных программ развития культуры с учетом местных условий.

На территории области первым законом, регулирующим социально-культурную деятельность после вступления в силу Федерального закона № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», стал закон «О библиотечном деле в Орловской области», принятый Областным Советом народных депутатов 27 января 2006 года. Настоящий Закон определяет правовые, организационные, социальные и финансовые основы библиотечного дела в области в условиях реформирования местного самоуправления.

Областной Совет народных депутатов является постоянно действующим органом и имеет свой аппарат. Основной формой работы Совета является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его компетенции.

Система исполнительных органов государственной власти области представляет собой совокупность взаимодействующих исполнительных органов государственной власти области. Высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство Орловской области. Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции области являются Аппарат Губернатора и Правительства области; Департаменты области; Управления области.

Правительство Орловской области (Правительство) является правопреемником Коллегии Орловской области. Председателем Правительства является Губернатор области.

Правительство Орловской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов области, иных нормативных правовых актов области.

Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области; участвует в проведении единой государственной политики в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека; разрабатывает проекты программ социально-экономического развития области; формирует органы исполнительной власти области.

В социально-культурной сфере Правительство осуществляет следующие полномочия:

- создает учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, оптимальную сеть имеющих областное значение учреждений профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- утверждает программы развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта на территории области с учетом национально-культурных и религиозных традиций населения области;

- принимает меры по развитию театрального, музыкального, изобразительного и иных видов искусства, народного творчества, по поддержке народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

- организует исполнение и контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации в части выполнения социальных гарантий реализации прав граждан на здоровье, образование, культуру, свободу совести и вероисповедания, труд, защиту прав человека и гражданина;

- вносит на рассмотрение и утверждение в Орловский областной Совет народных депутатов предложения о включении в государственный реестр или об исключении из государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории области природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную и научную ценность;

- обеспечивает проведение мероприятий по осуществлению призыва граждан для прохождения военной службы;

- осуществляет иные полномочия в установленных сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Орловской области и заключенными соглашениями с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части их полномочий.

В целом деятельность органов управления культурой по осуществлению культурной политики и управлению отраслью в целом на территории области (функций управления, координации деятельности учреждений культуры, искусства, кино) можно разбить на 3 уровня:

1 уровень - взаимодействие с федеральным уровнем (Министерством культуры, комитетами и др.);

2 уровень - взаимодействие с органами государственной власти Орловской области (законодательным органом, Губернатором, исполнительными органами государственной власти области; органами специальной компетенции области);

3 уровень - взаимодействие с муниципальными органами власти по координации действий в осуществлении государственной культур­ной политики на территории Орловской области.

Таким образом, управление сферой культуры является важным направлением региональной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на территории Орловской области.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования основ регионального управления в сфере культуры.

В целом, рамках модернизации системы государственного управления в сфере культуры, осуществлена децентрализация государственного управления, в результате которой значительная часть функций и передана на нижестоящие уровни государственного управления.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - ст. 1691

  2. Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru

  3. Устав (Основной Закон) Орловской области: принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adm.orel.ru

  4. Официальный сайт Правительства Орловской области: http://www.adm.orel.ru

Просмотров работы: 237