"ЭФФЕКТИВНОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ" - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

"ЭФФЕКТИВНОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ"

Шурыгина О.В. 1, Логинова Н.В. 1
1Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А. Добролюбова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммуникации - это то, с чем мы сталкиваемся на протяжении всей своей жизни. Мы подчиняемся негласным правилам, принятым в обществе, что говорить и что делать, временами не догадываясь, что даже коммуникациям можно научиться, и что немаловажно эффективным коммуникациям. Существуют сотни тренингов, обещающих за несколько часов сделать из вас харизматичного лидера, способного завоевать любовь миллионов. На полки книжных магазинов ежедневно поступают десятки книг с зазывающими названиями «Эффективные коммуникации», «Приемы и навыки». Ролики, тренинги и книги популярны, поскольку каждый понимает, что от того насколько эффективно прошел разговор, какое впечатление осталось у собеседника от обсуждения зависит его личная эффективность и успех, независимо от уровня коммуникации. Выделим ключевые техники и приемы, которые позволят стать более приятным собеседником и помогут лучше донести информацию партнеру.

Все коммуникации можно условно разделить на два вида: эффективные и неэффективные. Нейл Фьоре отмечает, что неэффективная коммуникация - это пререкания с окружающими, направленные на защиту своих целей и планов [1]. Она подразумевает наличие победителей и побежденных, в то время как эффективная ставит целью понять взгляды, чувства и мнения окружающих. Когда две стороны слушают друг друга, выигрывают обе.

Эффективная коммуникация не ограничивается тем, что Вы знаете, что и как сказать, она также подразумевает, что Вы умеете чувствовать своего собеседника, улавливать его настроение.

В.Г. Королько Выделяет следующие принципы коммуникации [2]:

  1. Правдивость. Коммуникация начинается с создания климата доверия.

  2. Контекст. Содержание коммуникационных усилий должно соизмеряться с реальной ситуацией, соответствовать ей.

  3. Содержание. Сообщение должно иметь значение для тех, кто его получает, совпадать с системой их ценностей.

  4. Ясность. Сообщения следует подавать в простой форме. Слова и формулировки должны быть одинаково понятны и получающему сообщение, и отправляющему его.

В своей книге «Голос власти: 10 стратегий общения, которые необходимо знать каждому лидеру» автор делает акцент на личность говорящего, выделяя принципы коммуникации [3]:

  1. Ваши действия, взгляды, приоритеты подтверждают ваши слова? Окружающие получают от вас информацию не только в форме сообщений, но также ее содержат ваши действия, поведение, решения, критерии оценки других и т.д. Исходящая от вас по разным каналам информация должна согласовываться, иначе вам перестанут доверять.6. Вы – человек, заслуживающий доверия? Люди должны сохранять доверие к вам. В этом смысле важны ваши личные качества: внешний вид, язык (стиль) общения, личная привлекательность в общении, характер и компетентность.7. Вы заинтересованы в контакте? Необходимо «входить в контакт» с другими при обмене информацией.

Как мы можем видеть, ключевыми принципами являются доверие и умение передавать информацию и слышать собеседника. Стоит отметить, что вышеуказанные принципы являются универсальными и могут применяться в любой сфере жизни. Для делового общения необходимо использовать более формальные методы. Нельзя забывать также, что на эффективность переговоров влияют не только вербальная, но и невербальная коммуникация.

Для того чтобы быть максимально успешным в переговорах необходимо, опираясь на принципы, выработать свой стиль общения. Понаблюдайте, как те или иные слова воздействуют на Ваших собеседников, меняйте устаревшие фразы-клише на те, что «заденут» Вашего оппонента, подкрепляйте свои слова фактами, создавайте ситуацию, в которой Вы будете слушателем (нередко так можно узнать много нового) и не забывайте улыбаться. Старайтесь, чтобы Ваша речь звучала уверенно и складно, красноречивым человеком не рождаются, им становятся, а значит - все зависит только от упорной работы над собой.

Психологи стараются разработать еще более эффективные стратегии и методики убеждения. Коммуникации превратились в такой же объект исследования как политика или какой-то новый вид растений в саванне. Однако, несмотря на простоту, эффективные коммуникации требуют определенного подхода и усвоения некоторых принципов.

Разберем эффективные коммуникации на примере малой группы - группы студентов.

Для того чтобы понять насколько эффективные студенческие группы, необходимо рассмотреть следующие аспекты: однородность возрастного состава студенческой группы обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы; основной вид деятельности студенческой группы — обучение, а факторы такого сплочения слабее, чем рабочие, поэтому порой сплоченный коллектив не может складываться в силу ряда причин.В студенческих группах, как и любых других возникает лидер (формальный или неформальный), но также большое влияние на группу может оказывать преподаватель. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как: «коллективные переживания и настроения» (эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе и в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или подавленное), «коллективные мнения» (сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы), явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования (форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха). Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».

Объединение участников путем создания общей деятельности, несомненно, приносит свои плоды. Кино, театр, боулинг, празднование дня группы, совместные поездки на природу или путешествия – все совместное время позволяет участникам узнать друг друга лучше, создать благоприятную атмосферу для эффективной коммуникации, в которой каждый из членов группы сможет выразить себя. Однако коммуникация способствует не только самовыражению, но и повышению производительности группы в целом (например, при совместном проекте или работе над определенной темой). Существует несколько способов коммуникаций в студенческих группах, каждая из которых может быть использована в ходе обучения преподавателем в зависимости от поставленной задачи перед студентами (А. Бавелас выделяет следующие типы):

1. Цепочка.

2. Штурвал – наиболее эффективный способ коммуникации при выполнении несложных заданий в ограниченное время, ибо этот способ исключает общение членов группы между собой.

Они могут общаться только с лидером (он в центре «штурвала»), который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания.

3. Круг – очень хорош для выполнения творческих работ, при дискуссиях, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений. Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы. Кроме того, здесь возможна и обратная связь. Но в этом случае максимум эффективности достигается при распределении функций: генератор, критик, эрудит, технарь, психолог (смазка), лидер.

Круг позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает группа с другими способами коммуникации.

4. Игрек – этот способ приемлем там, где требуется более четкое распределение функций, персональная ответственность и одновременное выполнение нескольких разнородных задач.

5. Паутина.

Таким образом, использование различных способов коммуникации в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.

В процессе коммуникации студенты оперируют общими понятиями, у них есть схожий опыт и знания, поэтому коммуникация между ними упрощена, когда новый человек приходит в подобную группу, он стремится овладеть «внутренним языком» данной группы, чтобы его приняли в команду. Иначе говоря, обучаемый включается в процесс непрерывной коммуникации и каждый коммуникативный канал, который становится доступным, вводит его в новое окружение. Исследователи называют данное явление грамматикой (нормой и правилами) внутригруппового общения [4].

Коммуникативные навыки, которые необходимы студентам для успешной коммуникации в группе в основном межличностного плана. Но существуют и такие, которые направлены на поддержание общего статуса группы и ее сохранение. Можно говорить о существовании правил коммуникативного поведения в группе, согласно которым члены группы должны: 1) признать статус участников общения как коммуникантов и членов группы; 2) учитывать гендерные и иные особенности моделей общения членов группы; 3) уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы; 4) публично признавать достижения других; 5) уметь и стремиться вовремя разрядить обстановку; 6) уметь согласиться с групповыми идеями и решениями; 7) уметь внести предложение или нужную информацию; 8) уметь адекватно оценить чужие предложения, не обидев других членов группы; 9) привлекать других членов группы к высказыванию своего мнения по обсуждаемой проблеме; 10) уметь интегрировать различные идеи и информацию; 11) уметь предложить план совместных действий [4].

Следовательно, суть коммуникативной деятельности в малой группе состоит в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в определенной степени регулируется фактом участия других людей. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности группы в целом.

Рассматривая вопрос коммуникации в малых группах, нельзя избежать проблем конфликтности ее членов. В качестве причин возникающих в группе конфликтов могут быть названы неэффективность взаимодействия, различия в оценке собственного вклада в общую деятельность, неумение принимать групповое решение. На занятиях иностранного языка студенты часто занимаются решением проблемных заданий, кейсов, участвуют в дискуссиях; они вынуждены приходить к собственным выводам, принимать решения. Часто подобная деятельность осуществляется парами или небольшими подгруппами, но в конечном итоге студенты должны приходить к групповому решению поставленной перед ними проблемы.

Технология принятия группового решения имеет свои особенности, так как групповой подход к решению любой задачи предполагает взаимные контакты и нахождение консенсуса, но следует помнить, что групповое решение не является универсальным способом разрешения проблем, так как на выработку решения группой часто требуется больше времени, чем на принятие решения индивидуально. Влияние типа задачи или формы организации совместной деятельности на групповой процесс выявлено в исследованиях Л.И. Уманского. Из данных исследований вытекает, что по мере организации совместной деятельности, при переходе ее от совместно индивидуальной модели, когда каждый член группы отдельно от других выполняет свою часть общей задачи; к совместно взаимодействующей модели, когда каждый член группы выполняет свою часть задачи во взаимосвязи с другими; возрастают положительные проявления межличностного общения, которые выражаются в позитивных речевых реакциях партнеров, кооперативных действиях членов группы, растущим чувством причастности к общему делу [5].

Основным потенциальным преимуществом группы при принятии решений являются индивидуальные различия членов группы. Первым условием, которое необходимо для того, чтобы различные мнения были услышаны и приняты во внимание в процессе принятия решений, является организация группы на принципах сотрудничества, т.е. общая цель должна стать для каждого более важной, чем индивидуальные цели.

Важную роль в принятии решения, бесспорно, играют лидеры, формальные и неформальные. Лидер группы должен поощрять свободное высказывание идей, а также предупреждать появление преждевременных оценок. Для эффективности решения проблемных заданий студенты должны четко представлять, что процесс принятия группового решения включает четыре фазы, а именно: установление фактов, оценка фактов, поиск решений – «брейнсторминг» и принятие решений. Также, обучаемые должны знать, что результат группового решения, устраивающий всех, может оказаться не самым оптимальным для обсуждаемой проблемы. Это нередко происходит потому, что в процессе группового обсуждения участники стремятся к нахождению компромисса и исключению крайних точек зрения, в которых могло оказаться оригинальное и оптимальное решение данной проблемы. Таким образом, консенсус не всегда является обязательным условием эффективного результата. Кроме того, важно отметить, что принятие группового решения ослабляет чувство личной ответственности каждого, особенно в ситуации, когда кто – либо из членов группы не поддерживал принятое группой решение.

В конечном итоге, результат определяется качеством группы, т.е. насколько группа прогрессивна сама по себе: по своему составу, нормам, ценностным ориентациям. Так, если в группе главенствует дух оригинальности и изобретательности, то ее члены склонны к выработке новаторского коллективного решения.

Таким образом, на занятиях эффективность межличностной коммуникации зависит от следующих факторов: 1) наличия комфортного психологического климата, созданного преподавателем; 2) структуры организации работы обучаемых (парами, подгруппами, командами) и их верное размещение в аудитории; 3) тематики информации или проблемы, предлагаемой для обсуждения или решения, в которой студенты должны быть максимально заинтересованы; 4) уровня групповой сплоченности данной конкретной группы; 5) владения группой техникой принятия группового решения.

Список литературы:

  1. Нейл Фьоре. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013, 234с.

  2. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2000. - 528 с.

  3. Dianna Booher, The Voice of Authority: 10 Communication Strategies Every Leader Needs to Know

  4. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.

  5. Кричевский Р.А. Социальная психология малой группы / Р.А. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М., 2001. – 318 с.

  6. Андреева Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М., 2001. – 363 с.

Просмотров работы: 467