ФОРМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Ахмедова З.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Всякое обучение, особенно обучение в ВУЗе, считается непростым делом. Самой важной предпосылкой начала учебной деятельности первокурсника является его адаптация к условиям обучения в высшем учебном заведении, которая оценивается как первый шаг студента в профессиональное сообщество. Первый курс для студента может стать начальным этапом для его дальнейшей деятельности, а может и негативно сказаться на его поведении, обучении и общении. Именно на первом курсе у молодых людей формируется отношение к предстоящей учебе, специальности, будущей профессии. Кроме того, на первом курсе студенты постоянно задают себе вопрос: «А правильно ли я определился со специальностью, верно ли выбрал ВУЗ?». Обычно даже те ученики, которые окончили школу на «отлично», не сразу обретают уверенность в своих силах, знаниях на первом курсе: бывают скованы при общении с однокурсниками, преподавателями, волнуются во время ответов. Первый промах может отрицательно сказаться на первокурснике: студент разочаровывается в своих способностях, утрачивает желание учиться, становится пассивным. В большинстве случаев, от того, насколько хорошо прошла адаптация зависит дальнейшая реализация человека в профессиональной деятельности. Интерес к данной проблематике обусловлен тем, что большинство студентов отмечают, что им требовалось некоторое время для адаптации в ВУЗе.

Кроме того, актуальность исследования адаптации первокурсников в социальном коллективе вуза обусловлена изменением привычной для них системы обучения и социальных отношений, при которых они выступают в роли студентов.

Начало обучения в общеобразовательном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности, обеспечение профессиональной и социальной мобильности, форми­рование кадровой элиты общества, основанной на свободном разви­тии личности. В соответствии с этим целями кураторской деятель­ности являются сплочение коллектива, формирование профессиональ­ных качеств студентов и кураторов, потому что именно в коллективе создаются оптимальные условия для реализации личностного потен­циала и развития способностей (коммуникативных, организаторских, аналитических). Это возможно при использовании активных форм ра­боты: тренинговых занятий, деловых игр, групповых дискуссий.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения:

1.Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре учебного заведения и к содержанию обучения в нем;

2. Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3. Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия. Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончившие школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызвать множество трудностей. Процесс адаптации каждого студента идет по-своему.

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал "Посвящение в студенты" и чтение курса "Введение в специальность"; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь

К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии проходят благополучно, в результате - у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации. Кризис в адаптации - это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности, выход из которого осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности.

Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Программу адаптации первокурсников с учетом результатов диагностики реализуют кураторы. Они решают проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ и проживающих в разных населенных пунктах. За короткий срок кураторы стремятся найти к каждому студенту индивидуальный подход, раскрыть перспективы будущей профессиональной деятельности. Перед куратором стоит сложная задача - сделать так, чтобы каждый студент чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач кураторской деятельности его главной целью является помочь студентам правильно организовать деятельность, найти свое место в жизни учебной группы и всего учебного заведения. Характеризуя модель кураторской деятельности, следует остано­виться на основных ее компонентах: целеполагании, мотивационном, ориентировочном, исполнительском и контрольно-оценочном. Все эти компоненты способствуют более успешной адаптации студентов первых курсов.

В процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации. Она характеризуется сочетанием внешних и внутренних трудностей, которые могут приобрести устойчивый характер, перейти в дезадаптированность. На стадии затрудненной адаптации возникает противоречие между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, стремлениями, ценностными ориентациями студента; между внешним состоянием среды и внутренним состоянием студента, между объективно возникающими затруднениями и недостаточными субъективными возможностями их преодоления.

Если студент еще до поступления в вуз твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в вузе будет целенаправленным и продуктивным, а адаптация будет осуществляться без особых затруднений.

Список литературы:

1. Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.- Т. 5.- С. 115-129.

2.. Пирогом М.Н. Вперед, к прошлому. / «Первое сентября» 1997, №2. М.

3. Филькенштейн Э., Раутбарт Э. Школа и общество. / «Здравый смысл» – М. (2004, №2(31)). Изд-во МГУ.

Просмотров работы: 472