КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ В РЕЛИГИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ В РЕЛИГИЯХ

Галиаскаров А.Н. 1
1Башкирский Государственный Аграрный университет,факультет биотехнологий и ветеринарной медицины,1
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Всегда животные вызывали особое отношение к себе. Бог Пта в образе быка, бог Осирис с головой ястреба и кладбище мумий священных кошек в Египте; бог Зевс, будто бы являвшийся людям в образах быка, лебедя или орла; бог Пан с козлиными ногами и рогами в верованиях древних греков; финикийская богиня Аштарт в облике коровы; бог индусов Гануман в образе обезьяны и т. п. В дальнейшем книги и статьи, а порой и кинофильмы знакомят нас с новыми примерами особой роли животных в религиях раз- ных народов и разных эпох. Мексиканский бог Солнца Тецкатлипока с медвежьей головой, шумерский бог Эа, изображавшийся как человек-рыба, черты животных в об- лике этрусских демонов загробного мира и, наконец, хри- стианский бог Христос в образе агнца — все подобные факты позволяют заключить, что почитание животных, оставившее свои следы и в поздних, развитых религиях, некогда было распространено чрезвычайно широко.

Весьма разнообразными были роли животных в верованиях.Животное представлялось то помощником или спутником бога,а то и самим божеством. Так, в религии древних греков богиня охоты Артемида изображалась с ланью; ужасный пес Кербер сторожил вход в ад. У наро- дов, не знавших деления общества на классы, происхож- дение людей связывалось с животными, птицами, рыбами и даже насекомыми. Калифорнийские индейцы племени койотов (Прерийные волки) верили, что их предки были волками. Многие группы сибирских народов — обские ханты, уральские манси, нарымские селькупы вели свое происхождение от медведя, зайца, гуся, кедровки, журав ля, щуки или лягушки.

Животные выступали помощниками людей. У эскимосов Канады и Баффиновой Зем- ли благодетельницей считалась богиня Седна в образе моржихи, у эскимосов Лабрадора — мужское божество в образе белого медведя.

разе белого медведя.

В мифах многих народов животные дают людям огонь, разные блага, учат обычаям и обрядам. Широко была распространена в разных уголках зем- ного шара вера в оборотничество — превращение колду- нов и колдуний в животных. Факты почитания священных животных, которых нельзя уничтожать и обижать, хорошо известны.

Однако многие религии считали хорошим и жертвоприношение животного. Лопари закалывали оленя, туркмены и казахи — . барана, в ряде районов Узбекистана на первом месте вы- ступали курица или петух, кое-где на Кавказе — коза или козел.

Существует несколько форм, в которых культ разных животных выражался в религиях, и тремя ключевыми формами обожествления животных людьми являются:

1. Тотемизм - вера в происхождение человека, племени или всего человечества от определенного животного, а также вера в покровительство животного-тотема. Тотемизм был широко распространен среди подавляющего большинства народов древнего мира.

2. Космогонические верования, в которых ключевая роль отведена животному - религии и верования, основанные на том, что создателем мира выступает какое-либо животное либо же животные делают возможным существование всей земли и жизни на ней.

3. Зоолатрия - религия, характеризующаяся обожествлением животных и наличием ряда обрядов и культов, направленных на поклонение животному-божеству. В той или иной мере к зоолатрии можно отнести и наличие священных животных во многих народов мира, и существовавшую в ряде древних государств традицию изображать богов в животном облике.

Все это оставило глубокий след в истории человечества и ветеринарии, заставив нас относиться к животным более осмотрительно чем просто к источнику ресурсов или механизму помогающему в какой-либо сфере деятельности.

Библиографический список

1.3. П. СОКОЛОВА КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ В РЕЛИГИЯХ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва 1972

2. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый: от каменного века до элевсинских мистерий. Перевод H.H.Кулаковой, В.Р.Рокитянского и Ю.Н.Стефанова. - М.: Критерион, 2002.

Просмотров работы: 627