ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ НАДЕЖДЫ ПЛЕВИЦКОЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ НАДЕЖДЫ ПЛЕВИЦКОЙ

Черномор М.А. 1, Гращенко А.Г. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вокруг имени Надежды Плевицкой длительное время велись всевозможные споры: а народна ли она, или это придуманная манера? Помочь разобраться в этой дилемме можно лишь заглянув в ее жизненный и творческий путь.

Дежка, так именовали жители села Винниково Курской губернии Надежду Плевицкую, жила в селе по законам того времени: освоить все то, что поможет достойно выйти замуж – работать до седьмого пота, ворочать непомерные мешки, но участвовать во всех «мероприятиях» Курской деревни (троицких гуляниях, пасхальных песнопениях). Так продолжалось до смерти отца Надежды, после чего непослушная дочь решила посвятить себя монастырской жизни. Верно неся послушание до 16 лет, Дежка осваивала все премудрости жизни монахинь, но внезапно, ей в голову пришла мысль стать артисткой, чему способствовала встреча с цирковым балаганом, после которой, монастырский Устав не позволял ей вернуться в монастырь. Некоторое время Дежка, жила с родными, но мысль стать артисткой не покидала ее голову.

Будучи с родственниками в Киеве, она воплотила свою мечту, тайно сбежав в ресторанный хор Липкиной. Обладая чудесным голосом, уникальным слухом, ей посчастливилось контролировать чистоту романсовых интонаций своей партнерши по цеху. Ведя аскетичный образ жизни, Надежда осваивала песенный материал, приучалась к нелегкой жизни певицы, до тех пор, пока ресторанный хор не развалился в связи с исчезновением ее руководителя. Следующий этап жизни Надежда провела в танцевальной труппе, где встретила своего мужа, солиста труппы Эдмунда Плевицкого. Дальнейшая жизнь бродячих артистов приводит Надежду в Петербург в ресторан «Яр», где она имеет возможность проявить свой вокальный талант. Устраивавший благотворительный концерт Леонид Собинов, пригласил ее участвовать с ним в концерте. Это было переломным моментом в жизни, будущей певицы.

Слава Плевицкой в России стала необычайно огромной. Высочайшее признание открывало двери для Плевицкой во все элитные салоны.

Император Николай II назвал ее «курским соловьем» за исполнение народных песен. Мода на все народное позволяло ей встречаться со многими именитыми людьми своего времени. Своеобразное благословение получила Надежда от Ф. Шаляпина, спев с ним песню, «Помню я еще молодушкой была». Он признал в ней деревенскую исполнительницу: «Помогай тебе Бог, родная Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, - я слобожанин, не деревенский».

Надежда Васильевна покоряла своим мастерством многих людей искусства: Бенуа, использовал в своем либретто к опере Стравинского «Петрушка» песню «Ухарь-купец», признав ее поистине народной.

Надолго Надежда Васильевна стала единственным лидером в исполнении народных песен России на эстраде. Ее легкую, витиеватую, вариативную манеру пения стали копировать с пластинок, концертов, заучивая песни, которые стали в дальнейшем своеобразным хитом на многие годы. Конечно, «Дубинушка», «Есть на Волге утёс», «Из-за острова», «Среди долины ровныя», «По диким степям Забайкалья», «Калинка», «Всю-то я вселенную проехал», «Лучинушка», «Славное море, священный Байкал», «Липа вековая» - это репертуар не фольклорного исполнителя, но вместе с тем, репертуар Надежды Васильевны богат и не только городской народной песней, но и хороводно-плясовыми песнями троцких гуляний Курской губернии.

В 1915 году, восхищаясь Плевицкой, одна из газет написала: «Сейчас в большую моду входит Н. Плевицкая, гастролировавшая в «Буфф» и получившая имя певицы народной удали и народного горя. Карьера её удивительна... Прожила семь лет в монастыре. Потянуло на сцену. Вышла за артиста балета. Стала танцевать и петь в кафешантанах, опереттах. Выступала с Собиновым и одна... В «Буфф» среди сверкания люстр пела гостям русские и цыганские песни... Какой прекрасный, гибкий, выразительный голос. Её слушали, восторгались... И вдруг запела как-то старую-старую, забытую народную песню. Про похороны крестьянки. Все стихли, обернулись... В чём дело? Какая дерзость... Откуда в «Буфф» гроб?...» Тихо тащится лошадка, по пути бредёт, гроб рогожею покрытый на санях везёт...» Все застыли. Что-то жуткое рождалось в её исполнении. Сжималось сердце. Наивно и жутко. Наивно, как жизнь, и жутко, как смерть...»

Культура России многогранна, как и репертуар Плевицкой Надежды Васильевны, которую поистине можно считать «курским соловьем», прославившим песенную культуру своего Отечества далеко за ее пределами.

Просмотров работы: 117