Рисунок 1 – Виды налоговых проверок
Налоговый кодекс РФ устанавливает два вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Они различаются как по месту и методу проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Основные различия этих налоговых проверок можно представить в виде таблице 1.
С вступлением в силу ч. 1 НК РФ сильно изменились и содержание данных видов проверок (особенно – камеральных), и их роль в системе налогового контроля, поскольку согласно ранее действовавшему Закону РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» при проведении камеральных налоговых проверок использовалась только та налоговая и бухгалтерская отчётность, которая была представлена налогоплательщиком. В результате сущность данной проверки заключалась большей частью в контроле за своевременностью представления и правильностью оформления отчётности, а также проверке её на предмет наличия арифметических ошибок в подсчётах. Поэтому ключевой формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов являлись документальные проверки, которые должны были проводиться по месту нахождения налогоплательщика регулярно, не реже одного раза в год.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок
Камеральная налоговая проверка |
Выездная налоговая проверка |
|
1. Субъект |
Территориальные налоговые органы |
Налоговые органы всех уровней |
2. Объект |
Совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчётный период |
Совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трёх лет, предшествующих году проведения проверки |
3. Основание для проведения |
Специального решения не требуется |
Решения руководителя налогового органа |
4. Периодичность |
Регулярно с периодичностью представления отчётности |
Выборочно по мере необходимости |
5. Место проведения |
Место нахождения налогового органа |
Место нахождения налогоплательщика |
6. Категория проверяемых налогоплательщиков |
Все налогоплательщики |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели |
7. Используемые мероприятия |
Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика |
Любые, установленные НК РФ мероприятия |
Однако практический опыт очень быстро показал, что данная система налогового контроля нерациональна и нереальна по причине невозможности регулярного охвата выездными налоговыми проверками всех налогоплательщиков без исключения. Помимо того, что подобная система нереальна с учётом ограниченных ресурсов налоговых органов, не эффективна она и чисто экономически, поскольку увеличение численности налоговых органов (которые необходимы для обеспечения всеобщих документальных проверок по месту нахождения налогоплательщиков) в данном случае неизбежно приводит к снижению экономической целесообразности работы контролирующих органов. Это происходит в связи с тем, что затраты на проведение налоговой проверки в большинстве случаев будут значительно выше суммы, которая будет доначислена в бюджет (так как проверка будет организована у всех налогоплательщиков, однако не у всех будут найдены серьёзные нарушения налогового законодательства), и как следствие этого, величина суммы доначисленных налогов и начисленных налоговых санкций в расчёте на одного работника налогового органа будет не очень высока, а иногда даже отрицательна.
Очевидно, что целью налоговых проверок является, в первую очередь, не обеспечение дополнительных доходов бюджета, а предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений, но и этого нужно добиваться более экономичными, а главное, более эффективными методами.
Кроме того, Налоговый кодекс РФ значительно расширил права налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок, предоставив им новую возможность затребовать у налогоплательщика любые необходимые для проведения проверки документы, получать объяснения налогоплательщиков по поводу исчисления налогов, проводить опрос свидетелей, встречные проверки связанных с налогоплательщиком лиц и т.п., что сделало камеральные проверки такими же документальными, как и выездные (только проверяемым периодом стал последний отчётный период, и отсутствуют те мероприятия, которые проводятся только по месту нахождения налогоплательщика – осмотр помещений, выемка документации и т.д.). Следствием того, что камеральные проверки превратились в документальные, стала возможность отражения доказательств налоговых правонарушений, обнаруженных в ходе проверки и связанных с исчислением налогов, а также возможность применения к налогоплательщикам санкций за такие правонарушения без проведения выездной налоговой проверки.
В итоге, камеральные налоговые проверки стали основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов и сборов, что рационально и с точки зрения оптимизации работы налоговых органов, и с точки зрения профилактики налоговых правонарушений и преступлений. Налогоплательщик, осознающий тот факт, что вся его налоговая отчётность будет регулярно проверяться налоговыми органами, более серьёзно подходит к её составлению, а также помнит о том, что налоговый орган может потребовать документального подтверждения любых данных, которые содержатся в представленной им отчётности.
Что касается выездных налоговых проверок, то они проводятся выборочно и лишь при наличии достаточных оснований полагать существенные нарушения налогового законодательства со стороны данного налогоплательщика, причём роль камеральных проверок при проведении отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок существенна.
Список использованных источников:
Налоги и налогообложение: Учебник. / Под ред. И.А. Майбурова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 487 c.