Конституция Российской Федерации (Конституция РФ);
постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ);
постановления и определения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ);
решения ВС РФ;
решения ВАС РФ;
законодательство о налогах и сборах.
Информационные письма Президиума ВАС РФ, будучи официальным выражением правоприменительной практики высшей судебной инстанции, не являются источниками налогового права и, следовательно, не входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.
Согласно НК РФ, в систему законодательства о налогах и сборах входят:
Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы;
законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации;
нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного управления.
Источником налогового права может считаться также нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, в систему правового обеспечения налогового администрирования входят нормативно-правовые акты, которые содержат правовые нормы, регламентирующие процедуру налогового контроля и регулирования налоговых платежей как элементов налогового администрирования.
Подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти не включаются в систему законодательства о налогах и сборах. В то же время, согласно ст. 111 НК РФ, существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. И одно из них – выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Следовательно, налоговые отношения регулируются не только законами, но и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти.
Элементом системы правового обеспечения налогового администрирования выступают также внутриведомственные нормативные правовые акты, которые обязательны только для применения соответствующими структурными подразделениями (инструкции, методические рекомендации и т.д.). Но, согласно ст. 4 НК РФ, они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. И в связи с этим подзаконные нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют вопросы налогового контроля, налогового регулирования и налогового планирования как элементов налогового администрирования, необходимо считать элементами системы правового обеспечения налогового администрирования. В их число входят:
указы и распоряжения Президента РФ;
постановления и распоряжения Правительства РФ;
постановления, приказы, распоряжения, письма субъектов налогового администрирования.
При помощи подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти оперативно обеспечивается работа субъектов налогового администрирования, регулируется его технология. Например, утверждаются форма и порядок заполнения деклараций, форма и порядок организации работы по предоставлению налоговых преференций и наложению санкций, регламентируется работа субъектов налогового администрирования, вводятся стандарты и критерии качества их работы, определяется порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам и т.д.
Признаки легитимного подзаконного нормативного правового акта следующие:
соответствие компетенции принявшего его субъекта налогового администрирования;
соответствие установленному порядку принятия такого рода документов;
отсутствие факта изменения содержания и объема прав и обязанностей участников налоговых отношений;
отсутствие изменения порядка и условий реализации прав и исполнения обязанностей участниками налоговых отношений;
отсутствие факта изменения вида и размера ответственности за правонарушения, порядка и оснований привлечения к ответственности;
отсутствие в акте противоречий общим началам или буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.
Особое место в системе правового обеспечение налогового администрирования занимают международно-правовые источники налогового права. Появление большого количества международных договоров по вопросам налоговых отношений стало следствием развития рыночных отношений в России и расширения интеграционных процессов. НК РФ установлен приоритет международных договоров, содержащих положения, касающиеся налоговых отношений, над НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах. В настоящее время условно выделяют три уровня регулирования налоговых отношений:
общие принципы и нормы международного права (основа для создания договоров об избежании двойного налогообложения);
право международных договоров (основной источник международного права);
национальное право (система норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия национальных налоговых властей и налоговых властей других стран).
Список использованных источников:
Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 c.