ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сальникова Е.А. 1, Сыроватская Т.А. 2
1МАДОУ Д-С №69 Ладушки
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития страны и общества заострилось внимание к проблемам теории и практики эстетического развития и воспитания, как одному из основных методов формирования отношения к окружающей действительности, методу нравственного и интеллектуального воспитания, как методу формирования развитой, нравственно развитой личности. В то же время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в частности информационных и коммуникационных технологий в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе [8].

С введением федерального образовательного стандарта дошкольного образования научные авторские коллективы и практики разрабатывают примерные общеобразовательные программы и парциальные программы по всем направлениям развития дошкольников, которые представляют многоаспектные работы, касающиеся и эстетического воспитания ребенка-дошкольника. В настоящее время идет поиск педагогических инновационных технологий в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста, что обосновывает необходимость изучения темы использования информационных и коммуникационных технологий в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; опыт художественно-творческой деятельности. Итак, формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Далее обратимся к обзору исследовательских подходов к организации эстетического воспитания с учетом возрастных особенностей старших дошкольников.

Сущность эстетического воспитания и развития заключается в следующем: это целенаправленный процесс воздействия на личность; это развитие способности видеть и воспринимать красоту в жизни и искусстве, уметь ее оценивать; задачей эстетического развития и воспитания является формирование эстетической культуры личности, идеалов и вкусов; это формирование способности к созданию прекрасного и творчеству [4].

Рассматривая понятие «эстетическое воспитание», нам необходимо определить его задачи, в контексте дошкольного образования.

С точки зрения Н. А. Ветлугиной задачи эстетического воспитания в дошкольном образовании следующие:

Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

Развивать художественно - творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность [1].

Следует отметить, что особенность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что оно воспитывает не только ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка.

Развитие у дошкольников эстетических ценностей и идеалов предполагает, формирование у детей эстетического восприятия и эстетических чувств. Одни и те же проявления искусства и действительности можно чувствовать, воспринимать и видеть по-разному. Некоторые могут долго любоваться красотой картин художников, красотами природы, другие остаются равнодушными и к тому и другому. Формирование эстетической культуры не обходиться без обогащения старших дошкольников эстетическими впечатлениями, без формирования у детей личного, эмоционального отношения к воспринимаемому. Следует развивать у детей эмоциональную отзывчивость, заострять их внимание на произведениях искусства, прекрасном в окружающей жизни и быту.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее [5].

Эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Основы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Большую роль в эстетическом воспитании играют семья и детский сад, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

Информационные и коммуникационные технологии в системе ДОУ на сегодняшний день являются единственным видом деятельности, который не регламентируется специальными образовательными программами. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности [2].

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным.

Использование ИКТ тем более актуально, что в детских садах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Использование ИКТ является необходимым условием для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели по эстетическому развитию дошкольников [2].

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.

Преимущества использования компьютерных технологий в эстетическом воспитании дошкольников очевидны:

- ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;

- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд - презентаций;

- широко использовать показ репродукций картин художников;

- активизировать учебный процесс;

- важнейшим средством приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям является русская художественная культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыке, в предметах народно-прикладного искусства, воспитания средствами основ национальной культуры;

- прослушивать записи музыкальных композиций;

- специальные компьютерные программы, позволяют создавать удивительные творческие рисунки, проекты, сюжеты [7].

Совмещение слайдов с видеорядом наглядного материала и музыкальных фрагментов способствуют развитию эстетического вкуса у детей, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды, создают творческую атмосферу на мероприятии.

Планируя применять информационные технологии в образовательном процессе, необходимо понимать, что эффективность использования любых средств информатизации определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения: техническим, методическим и организационным. Важно помнить, что даже сверхсовременное оборудование не обеспечит необходимого эффекта, если ИТК будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, то есть методически неграмотно. Большое значение имеет организационное обеспечение оборудования в образовательных учреждениях – их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования [6].

Использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность в работу по эстетическому воспитанию старших дошкольников позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс эстетического воспитания интересным, а эстетическое развитие ребенка наиболее эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога. Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Список использованной литературы

  1. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

  2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Г. Захарова. – М..: Академия, 2010.- 158 с.

  3. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве/ Т.В. Калинина.- М.: Сфера, 2008. – 235 с.

  4. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания/ Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2007. – 240 с.

  5. Лихачев Б.Г. Теория эстетического воспитания / Б. Г. Лихачев. – М.: Прогресс, 2012. – 430с.

  6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника/ С.Л. Новоселова.- М.: Новая школа, 2007. - 128 с.

  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2014. - 224 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3 - 44.

Просмотров работы: 262