МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Мельник А.Р. 1, Адаменко А.А. 1
1Краснодарский архитектурно-строительный техникум
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности организации представлены в отчете о финансовых результатах годовой и квартальной отчетности.

Система показателей финансовых результатов включает абсолютные показатели (прибыль или убыток) и относительные показатели (рентабельность) эффективности использования.

Прибыль является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности организации. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества деятельности организации, повышает экономическую заинтересованность ее работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль – основной источник производственного и социального развития, а с другой – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как сама организация, так и государство. Это диктует необходимость проведения систематического анализа формирования, распределения и использования прибыли.

При этом необходимо учитывать, что абсолютная величина прибыли в недостаточной степени характеризует экономическую эффективность деятельности организации, так как не обладает в полной мере свойством сравнимости. Поэтому необходимо рассчитывать показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов эффективности деятельности организации. Они измеряют доходность (прибыльность) с различных позиций и в совокупности с показателями прибыли дают целостную характеристику формирования собственных средств организации и их использования.

Учитывая вышеизложенное, основными задачами анализа финансовых результатов деятельности организации являются:

– оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

– факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

– анализ финансовых результатов от прочей внереализационной деятельности;

– анализ и оценка использования чистой прибыли;

– выявление и оценка возможных резервов роста прибыли, рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства (обращения);

– разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

– исследование изменений каждого показателя за текущий период (горизонтальный анализ);

– исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);

– изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

 общее изменение прибыли;

– темп изменения;

 уровень каждого показателя к выручке (в процентах);

– уровень изменения структуры.

В ходе анализе используются следующие показатели прибыли:

– валовая прибыль, включающая:

а) финансовые результаты от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг;

б) доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности;

– прибыль от реализации продукции – разность между величиной маржинальной прибыли и суммой постоянных расходов исследуемого периода.

– маржинальная прибыль – разность между выручкой от реализации и прямыми производственными затратами по проданной продукции;

– налогооблагаемая прибыль – разность между величиной балансовой прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммой льгот по налогу на прибыль в соответствии с действующим законодательством;

– чистая (нераспределенная) прибыль – сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, сборов, экономических санкций;

– капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной (чистой) прибыли, направляемая в фонд накопления с целью финансирования прироста активов организации;

– потребляемая прибыль – сумма прибыли, которая направляется на выплату дивидендов учредителям организации, персоналу или на реализацию социальных программ.

Изучение динамики финансовых результатов по составляющим ее элементам позволяет оценить:

– конкурентные позиции (так, рост прибыли от продаж свидетельствует о повышении конкурентоспособности организации и ее продукции);

– стратегию управления активами организации;

– «качество» хозяйственно-правовой работы организации.

Прибыль от продажи продукции занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли. Она представляет собой конечный результат деятельности организации, как в сфере производства, так и обращения. Формализованный результат прибыли от реализации продукции (ПРр) можно представить в формуле 12):

ПРр = ВР – С – КР – УР, (1)

где ВР – выручка от продажи продукции (работ, услуг);

С – себестоимость;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Величина прибыли от продажи продукции формируется под воздействием следующих факторов: объема и структуры реализации, ее полной себестоимости и оптовых цен. Между изменением объема продажи и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость при реализации рентабельной продукции и обратная зависимость при реализации убыточной.

Расчет влияния фактора «Выручка» нужно разложить на две части. Так как выручка – это произведение количества и цены проданной продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль изменения цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции. Тогда индекс цены определяется по формуле (2):

Iц = (100 % ± ∆Ц %)/100 %, (2)

где Iц – индекс цены.

∆Ц % – прирост (снижение) цены на продукцию за анализируемый период (в %);

Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет рассчитана по формуле (3):

ВР′ = ВР1 / Iц, (3)

где ВР′ – выручка от продаж в сопоставимых ценах;

ВР1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде;

Iц – индекс цены.

Влияние на выручку изменения цен рассчитывается по формуле (4):

∆ВРц = ВР1 – ВР′, (4)

где ∆ВРц – изменение выручки под влиянием изменения цены.

Влияние изменения на выручку количества проданной продукции рассчитывается по формуле (5):

∆ВРк = ВР′ – ВР0, (5)

где ∆ВРк – изменение выручки под влиянием изменения количества проданной продукции.

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо провести специальный расчет влияния фактора «Цена» производится по формуле (6):

∆ ПРп(ц )= (∆ВРц × )/100% (6)

где ∆ПРп(ц) – показатель изменения прибыли от продажи под влиянием цены;

– рентабельность продаж в базисном периоде.

Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)» производится по формуле (7):

= %, (7)

где – изменение прибыли от продаж под влиянием фактора «Количество проданной продукции»;

ВР1 и ВР0 – соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах.

Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется по формуле (8):

%, (8)

где ΔВРп(с) – изменение выручки в следствие влияния себестоимости проданной продукции;

ВР1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде;

УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

Здесь при анализе необходимо учитывать, что расходы – это факторы обратного влияния по отношению к прибыли.

Для расчета влияния фактора «Коммерческие расходы» используется формула (9), аналогичная предыдущей:

(9)

где ΔПРп(кр) – изменение выручки в следствие влияния себестоимости проданной продукции

ВР1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде;

УКР1 и УКР0 – соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.

Расчет влияния фактора «Управленческие расходы» производится по формуле (10):

% (10)

где ΔПРп(уур) – изменение прибыли от продаж за счет влияния управленческих расходов

ВР1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде;

УУР1 и УУР0 – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.

Чистая прибыль – это разница между облагаемой налогом балансовой прибылью отчетного периода и величиной налога с учетом льгот.

Чистая прибыль является основой развития экономики организации.

Направления использования прибыли и принципы распределения определяются организацией самостоятельно и отражаются в учетной политике. Организация при определении принципов распределения и направлений использования исходит из масштабов прибыли, конкретных направлений деятельности и перспектив развития экономики, с учетом чего отдельные направления использования прибыли могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.

В течение года организация направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с их назначением, т.е. расходует прибыль прошлых лет.

Часть прибыли может быть нераспределенной. Это дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.

Направления использования прибыли и принципы ее распределения определяются организацией самостоятельно и отражаются в учетной политике. Организация при определении принципов распределения и направлений использования исходит из масштабов прибыли, конкретных направлений деятельности и перспектив развития экономики, с учетом чего отдельные направления использования прибыли могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.

В течение года организация направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с их назначением, т.е. расходует прибыль прошлых лет.

Часть прибыли может быть нераспределенной. Это дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.

Таким образом, анализ финансовых результатов организации отражается разными показателями, каждый из которых имеет свое значени.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Донцова, Л.В., Никифорова, Н.А. Анализ финансовой отчетности [Текст]: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2013. – 336 с.

Doncova, L.V., Nikiforova, N.A. Analiz finansovoj otchetnosti [Tekst]: Uchebnoe posobie. - M.: Izdatel'stvo «Delo i Servis», 2013. – 336 s.

  1. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник / Г.В. Савицкая.- М.: ИНФРА-М, 2012. - 425 с.

Savickaja, G.V. Analiz hozjajstvennoj dejatel'nosti predprijatija [Tekst]: Uchebnik / G.V. Savickaja.- M.: INFRA-M, 2012. - 425 s.

Просмотров работы: 562