ВОЛОНТЕРСТВО КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЛОНТЕРСТВО КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Пеллинен Н.Р. 1
1ФГБОУ ВО "Красноярский государственный аграрный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Волонтерская деятельность это безвозмездная общественно полезная деятельность граждан, осуществляемая на добровольной основе. Как указано в ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [2], бескорыстие является ключевым условием волонтёрства, которое может быть выражено в различных формах взаимопомощи и самопомощи, предоставлении официальных услуг по социальной реабилитации лиц, нуждающихся в ней, содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения и другое. Отметим, что законодательство разводит понятия добровольчества и волонтерства. Внесенный в июне 2013 года законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)» определяет волонтерство как разновидность добровольчества в строго определенной сфере [1]. Согласно статье 5 ФЗ «О благотворительной деятельности», добровольцы – это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

В настоящее время об эффективности волонтерства и волонтерских движений среди обучающихся различного уровня подготовки посвящено множество научных статей и работ. Несмотря на это особое внимание, уделяется в современных социально-экономических условиях активности граждан Российской Федерации (гражданской, общественной, научной, профессиональной, творческой и другие). Это отражается в приоритетах программах молодежной политики государства, его субъектов, образовательных организаций, поскольку активность граждан во многом определяет настоящее и дальнейшее развитие общества, экономики, культуры и образования. В этой связи волонтёрство как форма социальной активности молодежи становится основой флагманских программ, которые успешно реализуются в вузах, объединяя вокруг себя тысячи будущих бакалавров которые готовы самоопределиться в волонтерской деятельности [3].

Результаты проведённого опроса, в Красноярском государственном агарном университете и Сибирском государственном университете науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева на предмет готовности будущих бакалавров профессионального обучения заниматься волонтерской деятельностью, выборки объёмом более 190 респондентов показали, что опыт волонтёрской (добровольческой) деятельности имеется не более чем у 15% будущих бакалавров. При этом около 60% допускают, что если такая возможность будет предоставлена, они обязательно примут участие в такой деятельности, за которую они точно не получат не только деньги, но и другие материальные виды поощрения.

Сразу возникает вопрос: что мотивирует будущих бакалавров профессионально обучения в условиях экономической нестабильности, противоречивой социальной динамики принимать участие в волонтерской деятельности, за которую они по определению не будут получать денежное вознаграждение?

Ответ очевиден, занимаясь волонтёрской деятельностью, будущие бакалавры приобретают такие качества: доброта, бескорыстность, гуманность, благонамеренность, этичность, милосердность, искренность, человеколюбие, толерантность, уважительность, вежливость, деликатность, тактичность, дружелюбие, открытость, любезность, коммуникативность, сотрудничество, участливость, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности, а также дает возможность самоопределиться в своей будущей профессиональной деятельности. Ведь самоопределение является самостоятельным выбором личности своего будущего пути, целей, ценностей, нравственных норм в будущей профессии которые могут возникнуть условиях неопределенности. В поисках ответа автор настоящей работы проанализировал результаты своего участия и других будущих бакалавров профессионального обучения в различных видах волонтерской деятельности.

Одним из наиболее ярких примеров является проект, прошедший в декабре 2017 года, в рамках декады, посвящённой Международному дню инвалидов, будущие бакалавры профессионального обучения ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» стали волонтерами и HR- Наставниками для обучающихся КГБОУ «Красноярская школа № 10». В таком проекте будущие бакалавры профессионального обучения в составе 15 человек, объединившись в одну большую педагогическую команду, в одночасье провели школу «Твои горизонты будущего», которая была направлена на возможные ошибки в выборе своего профессионального пути для подрастающего поколения. На данном проекте педагоги профессионального обучения открыли горизонты мастерства по ведению дискуссий, тренингов, экскурсий и диагностики профессиональных склонностей для подрастающего поколения которые помогут помочь молодежи успешно начать взрослую жизнь.

На этом же проекте будущие бакалавры познакомили старшеклассников с формулой выбора профессии, рассказали о возможных и ошибках в выборе своего профессионального пути. Обучающимся дали рекомендации и советы по выбору будущей профессии, провели мастер – класс как вести себя на собеседовании и правильно представить резюме. Так же ребята прошли психогеометрическое тестирование, благодаря которому они узнали о своих личностных особенностях, склонностях, сильных и слабых сторонах, о том, как можно использовать полученные знания в дальнейшем при выборе профессии. Также отметим, что данный проект помог преумножить и реализовать у будущих бакалавров профессионального обучения свои профессиональные качества и педагогическое мастерство, а также повысить коммуникативную компетентность, умение работать в одной единой команде. Волонтёрская деятельность в рамках этого проекта была не только почётной, но и очень ответственной по взаимодействию с детьми ОВЗ. Так как работая с такими обучающимися педагоги профессионального обучения получают огромную отдачу в ответ, их искренние улыбки и взгляды заряжают на новые горизонты, учат быть толерантными, ответственным, отзывчивым, а самое главное, участие в этом проекте учит безбарьерному общению с инвалидами, принимать их такими, какие они есть и продолжать общение помимо участия в проекте.

Так все же, почему волонтерство как один из способов самоопределения будущего бакалавра профессионального обучения? Отвечая на данный вопрос, отметим, что самоопределение это и есть выход за пределы самого себя, преодолевать потребность искать опору во внешней поддержке, опираться на себя, делать самостоятельный выбор при этом не получая материальных благ это возможно только через волонтерскую деятельность в которой педагог профессионального обучения преумножает свои личностные и профессиональные качества а также повышает свое педагогическое мастерство на стадии становления как начинающего педагога. Таким образом, отсутствие вознаграждения в волонтёрской деятельности – только видимость. Будущие бакалавры в качестве волонтёров обогащаются нравственно. Добровольные участники общественно полезных акций неизбежно получат отложенную во времени награду в виде личностного роста при выявлении собственных способностей, до этого момента, возможно, не проявлявшихся и о которых их носитель не подозревал. Волонтерская деятельность пробуждает ростки творчества, которая профессионально необходима педагогу профессионального образования. Следовательно, формируются психологические качества, обеспечивающие в будущем конкурентоспособность на рынке труда.

Такой опыт для будущего бакалавра профессионального обучения является бесценным, поскольку фундаментальные общечеловеческие ценности – доброта, бескорыстность, гуманность, гражданственность, милосердие, справедливость, ответственность – не имеют и никогда не будут иметь денежного аналога, но без них человеческое общество не будет существовать, а приобретенные коммуникативные навыки и стремительно расширяющийся круг знакомств позволяет многократно увеличить образовательный и культурный кругозор и увидеть себя в зеркале социальных и нравственных приоритетов.

Список литературы

  1. Пеллинен Н.Р., Юферев С.С. Волонтерство как бесплатная работа для приобретения бесценного опыта // Пеллинен Н.Р., Юферев С.С. // сб: Студенческая наука – взгляд в будущее, 2015. – Ч.1. – С. 329-331.

  2. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ: // QRZ RU: http://base.garant.ru/104232/. (Дата обращения 05.02.2018)

  3. Миронов А.Г. Юферев С.С. Научное волонтерство аграрного вуза в популяризации науки // Миронов А.Г. Юферев С.С. // сб: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. С. 223-226.

Просмотров работы: 199