СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ушакова С.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день проблема социального сиротства стоит очень остро и решение данной проблемы необходимо начинать с молодежи, которая создает новые семьи. Очень важно, чтобы каждый шаг к созданию новой ячейки общества был продуманным и желанным, так как именно эти два фактора являются залогом крепкой семьи.

По данным Министерства образования и науки РФ на 30 июня 2017 года, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. На начало 2014 года количество детских домов оценивалось в 1520, причем за пять предыдущих лет эта цифра сократилась на 20%.

Также в стране работает более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот (детские дома, коррекционные детские дома, школы-интернаты) [2].

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя [1].

Приобретая социальный статус сироты, ребенок все-таки сталкивается с рядом социально-психологических проблем, обуславливающих его дальнейшую жизнь, формируя мировоззрение, а также социализацию в обществе. В этой ситуации огромное значение имеет психосоциальная работа с данной категорией граждан страны.

Социальные работники совместно с психологами, педагогами, медицинским персоналом, юристами и др. осуществляют сопровождение и поддержку детей-сирот[5, с. 238].

Огромное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется каждый год. Эти цифры растут и сокращаются, но всё равно такие дети есть и им необходима поддержка со стороны взрослых и специалистов, чтобы успешно реабилитировать таких детей и дать им шанс на счастливое будущее. Дети-сироты лишены внимания родителей, их заботы и любви. Они одиноки в мире взрослых и им необходима поддержка и помощь.

Очень важно в таких случаях создать должные поддерживающие условия среды для реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Созданием такой среды занимаются специалисты социальных центров, в которые попадают дети.

В последнее время реабилитацию рассматривают не только как процесс восстановление физического здоровья, но и психического, так как травмы могут быть не только соматического характера, но и психологического и в таких случаях реабилитация не менее важна.

Таким образом, реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию больных, инвалидов и других категорий дезадаптивного населения.

Основной целью реабилитации является восстановление способности к социальному функционированию, а не только восстановление здоровья. Следовательно, реабилитация из сугубо соматического термина переходит в понятие социальное, связанное с обществом, в котором живет индивид [4, с. 10].

Социально-педагогическая поддержка в организациях для сирот - деятельность, ориентированная на социальную защиту воспитанника, развитие его индивидуальности, самоопределение и самореализацию.

Важность социально-педагогической поддержки в организациях для детей-сирот определена трудной жизненной ситуацией ребенка, связанной с потерей семьи, институциональными условиями жизни, депривационными характеристиками социальной ситуации развития.

Содержание социально-педагогической поддержки в организациях для детей-сирот определяется индивидуальными потребностями и интересами воспитанников и направлено на защиту их прав, в первую очередь, права ребенка жить и воспитываться в семье, быть подготовленным к самостоятельной жизни, права на личностный рост и развитие [3, с. 18].

Важность данной поддержки заключается в том, чтобы восстановить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в моральном и физическом плане для их успешной социализации в будущем.

Данная тема актуальна, так как из-за множества социальных, экономических и других причин дети часто отказываются одни. Происходящие в современном обществе социально-экономические процессы изменили понимание людей о семейных ценностях, взаимоотношениях, поменялись жизненные приоритеты. С точки зрения морали и закона дети нуждаются в помощи взрослых, в данном случае в реабилитации. Очень важно вырастить здоровых и социально активных детей.

Важно также создать условия для возрождения и укрепления семейных ценностей в обществе, чтобы семья сохраняла свою целостность.

Созданная педагогами и психологами социально-поддерживающая среда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует нахождению детьми поддержки и сочувствия со стороны окружающих, которые помогают им активизировать свои внутренние ресурсы, помогающие им бороться с жизненными трудностями, менять ценностные ориентации и мировоззрение, понять смысл жизни и стать законопослушным гражданином нашего общества.

В одном из реабилитационных центров нами была проведена методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру). Целью исследования являлось определение уровня комфортности, созданного воспитателями и специалистами центра, психологической и педагогической среды для детей, необходимой для их успешной реабилитации. Участника были дети-сироты и дети, оказавшиеся без попечения родителей в возрасте от 10 до 16 лет.

По результатам исследования было выявлено, что атмосфера в группе девочек благоприятная, все показатели в норме, то есть уровень психологического комфорта высокий. В группе присутствует взаимная поддержка, уважение, взаимопомощь и эмоциональный комфорт.

В группе мальчиков атмосфера менее благоприятная. То есть возможны конфликты, разногласия, отсутствие понимания и поддержки со стороны других детей и воспитателей. Причинами тому могут быть пол, возраст, причины попадания в реабилитационный центр и т.д.

В целом условия в центре нацелены на успешную реабилитацию детей, специалисты с высшим образованием ежедневно проводят необходимую работу с детьми по их реабилитации. Создание социально-поддерживающей среды является одной из важнейших целей центра и благополучно реализовывается.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1.

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 05. 02. 2018).

  1. Косенок, А. Статистика детских домов и сирот в России / Газета «Коммерсантъ». - №172. - от 18.09.2017, с. 4. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3414174 (дата обращения: 05. 02. 2018).

  2. Бобылева, И. А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот: Монография. – М.: БФ Расправь крылья!, 2016. – 288 с.

  3. Валеева, Н. Ш. Социальная реабилитация: Учебник / Под ред. Н. Ш. Валеевой - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 320 с.

  4. Кулигина, И. И. Психология социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях // сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции № 2. Санкт - Петербург, 2015. - 259 с.

Просмотров работы: 196