РОСРЕЕСТР: ФОНД ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОСРЕЕСТР: ФОНД ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ

Горохова-Мех М.К. 1
1РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ) (РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Порядок ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда

Фонд данных государственной кадастровой оценки представляет собой совокупность сведений и материалов, используемых при определении кадастровой стоимости и формируемых в результате определении кадастровой стоимости, а также сведений, полученных при проведении мониторинга рынка недвижимости.

В фонд данных государственной кадастровой оценки включаются следующие сведения и материалы, поступающие в Росреестр в соответствии со статьями 11 – 16 и 19 – 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»:

  • копия решения о проведении государственной кадастровой оценки;

  • сведения, содержащиеся в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

  • сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением случаев проведения внеочередной государственной кадастровой оценки);

  • информация о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам;

  • отчет об итогах государственной кадастровой оценки;

  • копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и извещение о его принятии;

  • сведения о кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;

  • сведения о кадастровой стоимости, полученные по итогам исправления технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

  • копия решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

  • иные сведения о кадастровой стоимости, о порядке и об основаниях ее определения.

С 01.01.2020 в фонд данных государственной кадастровой оценки подлежит включению индекс рынка недвижимости, рассчитанный для целей выявления необходимости проведения внеочередной государственной кадастровой оценки в субъекте Российской Федерации.

В фонд данных государственной кадастровой оценки также включаются иные сведения о кадастровой стоимости, о порядке и об основаниях ее определения, перечень которых и требования, к включению которых в фонд данных государственной кадастровой оценки определяются Минэкономразвития России.

Сведения, включаемые в состав фонда данных государственной кадастровой оценки, являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляются в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.04.2013 № 190 (Административный регламент).

Так, сведения из фонда данных государственной кадастровой оценки предоставляются на основании запроса путем обращения к разделу Фонда данных официального сайта Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" любого заинтересованного лица. Исполнителям работ по определению кадастровой стоимости сведения предоставляются на основании запроса. В целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления из него сведений разработана и введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система ведения фонда данных государственной кадастровой оценки (АИС ФД ГКО).

Кроме того, в целях осуществления мониторинга рынка недвижимости разработана и введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система «Мониторинг рынка недвижимости» (АИС МРН).

АИС МРН обеспечивает доступ к зарегистрированным Росреестром ценам сделок с объектами недвижимости, начиная с 1999 года, а также сведениям о ценах спроса и предложения на объекты недвижимости, получаемым из внешних источников.

В разделе "Документы" размещены методические указания по работе с открытой частью автоматизированной информационной системой "Мониторинг рынка недвижимости".

Информация о ценах спроса и предложения на объекты недвижимости предоставляется организациями, заключившими с Росреестром договор о предоставлении такой информации в соответствии с публичной офертой.

Перспективы развития Росресстра

Рассмотрим обзор основных нововведений в деятельности Росреестра, вступивших в силу с января 2017 г.

Новый закон о государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 № 218-ФЗ . По существу, в Законе № 218-ФЗ объединены предметы регулирования двух самостоятельных законов – № 221-ФЗ и № 122-ФЗ.

Данный закон позволяет регулировать в сумме все отношения по оформлению недвижимости, начиная от кадастрового учета и заканчивая гос.регистрацией прав на недвижимость. Это произошло благодаря объединению двух баз недвижимости Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН). Две эти базы были объединены и на их основе создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Если ранее, для регистрации недвижимости человеку нужно было сначала собрать пакет документов для кадастровой палаты и поставить объект недвижимости на кадастровый учет, затем собрать пакет документов для Росреестра и зарегистрировать право собственности на недвижимость. Теперь же есть возможность получить услуги по кадастровому учету объекта и регистрации прав на него одновременно. В регистрирующий орган нужно будет подать заявление, на основании которого в срок не позднее 10 дней будет выполнен и кадастровый учет, и регистрация прав.

С января 2017-го года главным документом, подтверждающим право собственности на объект недвижимости, является выписка и ЕГРН. Форм данных выписок несколько и все они описаны в Приказе Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378.

Сведения и ЕГРН могут быть предоставлены как в электронном виде, так и в форме бумажного документа. Сроки на получение выписки об том или ином объекте недвижимости по новым нормативам будут предоставляться быстрее, а именно, в течении трех дней.

Но есть и существенный минус, цены на предоставляемые выписки из ЕГРН, выросли по сравнению с ценами за предоставление сведений из ЕГРП,

К примеру, выписка об объекте недвижимости на бумажном носителе составит 750 руб. для физических лиц и 2200 для юридических. Выписка в электронном виде составит 300 и 600 руб соответственно.

Сведения в реестре меняются буквально каждый день, поэтому выписка актуальна только на день ее предоставления, о чем указано в ст.62 закона о недвижимости.

Введена новая услуга – доставка документов курьером. Для того чтобы органы регистрации прав доставили готовые документы в любое удобное место и время, всего лишь нужно при подаче заявления указать способ получения «курьерская доставка». Данная услуга является платной.

В Законе о недвижимости закреплен новый объект недвижимости – машино-место. Теперь собственники машино-мест смогут регистрировать свои права на них в обычном для остальных объектов недвижимости порядке.

Местоположение машино-места будет устанавливаться посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.

Границы машино-места будут определяться проектной документацией здания, сооружения и обозначаться или закрепляться лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краски, использования наклеек или иными способами).

Границы машино-места на этаже будут устанавливаться либо восстанавливаться путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места.

По желанию обладателя права на машино-место характерные точки границ машино-места могут быть дополнительно закреплены специальными метками на поверхности пола.

Еще одно нововведение – кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться без участия правообладателя. Закон о недвижимости предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений. Например,:

–МВД России – информацию об изменении сведений о физлице;

–ФНС России – информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

–органов ЗАГС – сведения о смерти человека;

–нотариусов – сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Хочется надеяться, что тесное межведомственное взаимодействие будет способствовать усложнению всевозможных мошеннических действий на рынке недвижимости.

При поступлении документов в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН и уведомляет правообладателя о внесении.

Однако, как всегда, не все так гладко. Есть моменты, которые станут сложнее.

1. Значительно увеличен перечень оснований для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав. В статье 26 Закона о недвижимости закреплено 55 оснований. При этом вызывает опасение возможность «широкого» применения такого основания приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав, как непредставление (не поступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Можно получить отказ по причине непредставления в Росреестр информации по межведомственным запросам не из-за отсутствия сведений как таковых, а из-за того, что уполномоченный орган не представил соответствующих сведений в установленный законом срок.

Вместе с тем Законом о недвижимости предусмотрено, что в случае если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается, то есть получается, что увеличивается и перечень оснований для отказа.

2. Сроки регистрационных действий сокращены, а сроки для приостановки увеличены. Сроки приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав составят:

–три месяца – по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

– шесть месяцев – по инициативе заявителя. При этом в Законе о недвижимости уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя – на три месяца.

3. Действующий в настоящее время закон не предусматривает условий, при которых документы у заявителя не будут приняты. Закон о недвижимости закрепляет причину, по которой в приеме документов могут отказать. Такой причиной является невозможность установить либо подтвердить личность заявителя.

4. Закон о недвижимости предусматривает, что если пакет документов отправляется по почте, то все документы из данного пакета должны быть заверены у нотариуса, иначе заявление не будет рассмотрено. На сегодняшний момент нужно заверить у нотариуса только подпись гражданина на заявлении.

5. Нет гарантий неприкосновенности зарегистрированного права: нужно прекратить практику истребования у добросовестного владельца (приобретателя) во всех случаях, а пострадавшей стороне только выплачивать возмещение. Наш реестр продолжает сохранять условие о том, что зарегистрированное право может быть оспорено. И получается, что оно может быть оспорено всегда. То есть нет ситуации, когда зарегистрированное право – это действительно объективно существующее неоспоримое право. То есть полагаться на него в гражданском обороте все равно нужно с оглядкой на оспоримость. В Англии, например, каждый может внести запись в реестр в отношении недвижимости. Если по истечении 12 лет никто не оспорил, то право становится «вечным», «неоспоримым». Это и создает стабильность гражданского оборота.

С первого января 2017 г. вступил в действие новый закон о государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Данный закон позволяет регулировать в сумме все отношения по оформлению недвижимости, начиная от кадастрового учета и заканчивая гос. регистрацией прав на недвижимость. Это произошло благодаря объединению двух баз недвижимости Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) . Две эти базы были объединены и на их основе создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Если ранее, для регистрации недвижимости человеку нужно было сначала собрать пакет документов для кадастровой палаты и поставить объект недвижимости на кадастровый учет, затем собрать пакет документов для Росреестра и зарегистрировать право собственности на недвижимость. Теперь же есть возможность получить услуги по кадастровому учету объекта и регистрации прав на него одновременно. В регистрирующий орган нужно будет подать заявление, на основании которого в срок не позднее 10 дней будет выполнен и кадастровый учет, и регистрация прав.

Так же определены правила поведения государственной кадастровой оценки, которые вступят в силу с 1 января 2020 года. Установлено, что кадастровая оценка объектов недвижимости будет проводится не чаще 1 раза в 3 года. По решению властей субъектов РФ в городах федерального значения оценка будет происходить не чаще 1 раза в 2 года и не реже 1 раза в 5 лет.

Учреждения, проводящие кадастровую оценку объектов недвижимости, обязаны:

1. После подачи физического или юридического лица обращения, предоставить в течении месяца, подробные разъяснения по выявленной кадастровой стоимости.

2. Тщательно рассматривать поступающие обращения об исправленных ошибках.

3. В случае наличия ошибок в определении кадастровой стоимости объекта недвижимости по решению учреждения, данные ошибки исправляются исключительно в сторону понижения стоимости такого объекта.

Решение об исправлении ошибок, принятое бюджетным учреждением по кадастровой стоимости объекта недвижимости, может подлежать оспариванию в суде. Также такое решение может быть оспорено в специальной комиссии, если такая комиссия создана в субъекте Российской Федерации или суде. Для подачи обращения в суд, предварительное взаимодействие с комиссией необязательно.

Данное положение о внеочередной кадастровой оценке, вступит в силу с 1 января 2020 года.

Материалы государственной кадастровой оценки земли широко применяются при решении вопросов, связанных с взиманием земельного налога. Не менее важен такой показатель стоимости земли, как рыночная стоимость, которая служит основой для эффективного распоряжения землей.

Сегодня существует ряд серьезных проблем в вопросах необоснованного засекречивания топографо-геодезической информации, удорожания всех видов работ по заявлениям физических и юридических лиц, несовершенства и нестабильности действующей нормативной и законодательной баз. Эти и другие проблемы характеризуют определенные особенности современного кадастра.

Новые положения и правила, являются сильным шагом к будущему. Актуальность развития государственной кадастровой оценки и государственной регистрации недвижимости неоспорима. Структурирование и правильная расстановка приоритетов, позволит нам лучше организовывать и развивать территорию Российской Федерации. Помимо организации территорий, данные нововведения необходимы для развития и улучшения экономической ситуации в субъектах Российской Федерации и страны в целом. Новые подходы и методы, несомненно, позволят гражданам нашей страны лучше понимать кадастровую систему, что позволит им плотнее взаимодействовать с ней.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"

  2. Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ

  3. Приказ Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 (ред. от 21.12.2016) "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968"

  4. Приказ Минэкономразвития России от 12.04.2013 N 190 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной услуги по предоставлению сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки"

  5. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2014 г. N 611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)"

  6. Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

Просмотров работы: 225