Для неразрывности учебного процесса и выполнения учебных планов в нашем колледже внедрена технология дистанционного обучения.
Внедрение в образовательный процесс дистанционное обучение позволяет расширить и обновить роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность.
Это направление развития колледжа можно трактовать как разработку и внедрение новых, дистанционных технологий внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В колледже в настоящее время реализуется две технологии дистанционного обучения: кейсовая и сетевая.
Используемая в колледже кейсовая технология, суть которой в создании специального набора (кейса) учебно - методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных.
Для этого разработаны электронные курсы по основным предметам и эта работа непрерывно продолжается. Электронный курс содержит календарно - тематический план, поурочный конспект урока, презентации, видеоматериалы, опорные конспекты и т.д.. Таким образом, решается очень сложная и трудоемкая задача.
А используемая в колледже сетевая технология характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебно-методических комплексов, доступных обучаемым с помощью глобальной сети Интернет, а именно используется система дистанционного обучения Moodle.
Для организации дистанционного обучения было принято решение использовать платформу Moodle. MOODLE - открытый пакет программ, созданный для эффективного дистанционного обучения. В настоящее время эта система развернута и функционирует на сервере колледжа (https://elearning.apk-edu.kz/).
Чтобы начать работу на сайте Актюбинского политехнического колледжа www.apk-edu.kz открыть раздел Главное - Дистанционное обучение. После обработки запроса браузер покажет вам стартовую страницу системы
Рис. 1. Стартовая страница ДО
Войти в курс можно воспользовавшись своим логином и пароль. Следует оговориться, что в данной системе пользователи подразделяются на несколько категорий:
-администратор, который полностью отвечает за систему, корректирует ее, присваивает логин и пароль, сопровождает и т.д (специалисты отдела применения ИКТ);
-преподаватель, который может наполнять материалом свой курс, осуществляет проверку заданий отправленных студентами;
-учащийся т.е. студент, который изучает данный курс.
Вход в СДО MoodleВойти в курс можно сразу же, воспользовавшись в левой части блока главного окна Moodle (рис. 2). Вам надо ввести своё имя (логин) и пароль и нажать кнопку «Вход». При этом каждый преподаватель, получив логин и пароль, в соответствии с КТП помещает учебный материал в виде лекции, презентации, видеоматериалы, опорные конспекты и задания на портал https://elearning.apk-edu.kz/Студент, имея логин и пароль, получает доступ к перечню всех дисциплин, по которым нужно пройти обучение самостоятельно со сдачей финального экзамена.
Рис. 2. Левый блок главного окна
Для входа в какую-либо дисциплину нужно нажать на ссылку с названием дисциплины откроется следующее окно «Интерфейс дисциплины»
Рис. 3. Окно «Мои курсы»
Содержание дисциплины – охватывает все материалы данной дисциплины. Данные материалы изучаются студентами самостоятельно с последующей отправкой ответа на задание и выполнением рубежных контролей. Лекции и презентация изучаются студентами самостоятельно, на задания студенты передают ответы, рубежный контроль сдается в СДО Moodle в указанных сроках.
Рис. 4. Интерфейс дисциплины
Работа с лекционным комплексомКаждая дисциплина содержит в своем составе лекционный комплекс. Для перехода к нужной лекции следует щелкнуть мышью по ее названию. Лекция представляет собой последовательность страниц учебного материала (рис. 5).
Рис.5 Лекционный комплекс
Задание и отправление ответа на задание
Для того чтобы просмотреть задание нужно нажать на ссылку с названием Задания.
Страница «Задания» выглядит примерно так. При выборе задания появится страница с описанием самого задания и вариантов его выполнения (рис.6).
Обратите внимание: Состояние ответа: Состояние ответа на задание, Оценивание задания, Последние изменение, комментарии к ответу.
Для того чтобы ответить на задание нужно нажать на кнопку «Добавить ответ на задание».
Рис. 6 . Окно с заданиями
Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от студентов подготовить ответ в виде текста или файлов различных форматов (в случае если задание содержит несколько файлов, то необходимо собрать все файлы в один документ, например изображения в документ .doc или .odt, или в один zip-архив).
Рис. 7 Окно добавить ответ на задание
Задания обычно оцениваются преподавателем. Преподаватель может также написать свой отзыв на присланную студентом работу.
Рубежный контрольРубежный контроль будет сдаваться в виде тестовых вопросов в СДО Moodle.
После окончания нажимаете на кнопку «завершить попытку».И вам предоставляется результат ваших тестов.
Рис 8. Выполнение теста
Журнал оценокОценки – это один из важнейших элементов образования. Для просмотра оценок обращаем внимание на блок «Управление», пункт «Оценки».
Рис 9. Блок «Управление» пункт «Оценки»
В окне «Оценок» Вы можете просмотреть все полученные оценки. Таким образом, технология дистанционного обучения позволяют на новом уровне организовать самостоятельную работу студентов: изучение лекций, получение и выполнение заданий, отправка преподавателю
контрольных курсовых работ, тестирование, общение по электронной почте, на форумах и многое другое.
Рис 10. Окно Оценок
Коммуникативные возможности системы Moodle позволяют студентам своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос, получить необходимую консультацию. Это можно сделать несколькими способами:
- написать в форум курса;
- воспользоваться функцией «Обмен сообщениями»;
- отправить письмо по электронной почте.
Студенты могут поддерживать постоянные контакты не только с преподавателем, но и с другими участниками курса.
Кроме того, важно отметить,что система Moodle позволяет:
-постоянный мониторинг работы всех пользоваетелей - преподаватель может в любой момент посмотреть,когда и что сделал учащийся на сайте - сколько раз обращался к форумам и что именно делал-отвечал, задавал вопросы и т.д.
-контролировать посещаемость, активность учащихся, время их учебной работы в сети.
Дистанционное образование открывает доступ к нетрадиционым источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Курманов М.К., Организация дистанционного обучения в системе технического профессионального послесреднего образования, 2010г. (учебно методическое пособие);
Вымятинин В.М. Информационно- технологическое обеспечение ДО-2000- №1;
Дистанционное обучение и новые технологии в образовании-М.2001г.