Архитектор А.К. Буров ищет принципиально новые методы сборного домостроения и создает разнообразные и интересные архитектурные решения серий жилых домов из крупных блоков. Индустриальные методы возведения зданий поставили новую задачу, связанную с облегчением сборных элементов. Сложные социальные, экономические и технические проблемы строительства этого времени не могли быть решены без использования достижений современной науки и техники. По проектам А.К. Бурова выстроены серийные и индивидуальные жилые дома, им предложена технология индустриального возведения жилых зданий и изготовления сборных элементов, создан новый вид конструкционного материала. В теоретических работах А. К. Бурова рассматриваются вопросы сущности и специфики архитектуры, проблемы стиля, взаимосвязи техники и искусства, вопросы масштаба и образа, материала и формы, традиций и новаторства, гармонии и единства архитектуры. Проекты и постройки А. К. Бурова этих лет можно отнести к лучшим образцам советской архитектуры.
Одной из наиболее важных осуществленных работ А.К. Бурова в новом для него направлении явился жилой дом на ул. Горького, 25. Проект этого дома предусматривал последовательное возведение его в две очереди. В 1936 г. была осуществлена первая очередь строительства жилого дома для сотрудников Наркомлеса, в 1948 г. – вторая. В целом жилой дом был решен в виде П-образного здания, которое состоит из двух самостоятельных частей. Благодаря введению вставки между старой и новой частями и усложнению ритма здания получилась живая и интересная композиция. Трехъярусная аркада вставки, членения которой придают зданию крупный градостроительный масштаб, характер архитектурных деталей, богатая орнаментальная пластика пилястр и архивольтов арок делают вставку основным композиционным акцентом здания и улицы. Планировка квартир, хорошие пропорции комнат, устройство в каждой квартире балконов на южном фасаде, выходящем во внутренний двор, делали дом удобным и современным. В 1937 г. за жилой дом на ул. Горького, как один из лучших домов Москвы, А. К. Буров был удостоен премии Моссовета. Этот жилой дом до сих пор служит примером тонкого понимания принципов классического архитектурного наследия и творческой переработки их в современной архитектуре. (Рис.1, а, б). [1]
а)
б)
Рис. 1. Жилой дом Наркомлеса на ул. Горького в Москве. 1935г., арх. А.К.Буров:
а- Общий вид; б- план типового этажа I и II очереди строительства
в)
Одним из первых среди советских архитекторов А.К. Буров начинает работать в области сборного домостроения.
Роль эстетики в индустриальном домостроении, художественный облик зданий из сборных элементов, методы монтажа, новая технология изготовления крупноразмерных сборных элементов — весь комплекс этих архитектурных, конструктивных, технологических вопросов был поставлен и принципиально по-новому решен в трех последовательно совершенствовавшихся сериях крупноблочных жилых домов, построенных им в Москве. В результате постройки этих зданий были освоены технология производства и монтаж зданий из крупноразмерных элементов, создана оригинальная тектоническая система разрезки стены на блоки. [1]
Первая серия типовых пятисекционных шестиэтажных жилых домов со стенами из крупных элементов — блоков строится в 1939 г. на Велозаводской и Валовой улицах, на Большой Полянке, д. 4 (рис.2, а), Бережковской набережной. При строительстве этих зданий осваивалась прежде всего технология возведения стен зданий из крупных блоков, специфика решения стыков элементов, технология изготовления самих элементов. При этом были найдены удачные приемы планировки как здания, так и квартир. [2]
Вторая серия крупноблочных жилых домов из офактуренных блоков строится в 1940 г. на Большой Полянке, 3 (рис.2, б). В этом новом проекте авторы поставили своей задачей дать такое решение фасада дома, чтобы конструктивные швы блоков были скрыты. На поверхность блоков были нанесены искусственные швы и рисунок, которые создавали впечатление рельефного «бриллиантового руста» сравнительно малых размеров по отношению к конструктивным размерам самого блока. Фактура мелких камней выполнялась при формовке в три цвета, сочетание которых дало иллюзию рельефности. В результате Дом второй серии на Полянке до сих пор — один из удачных в довоенной архитектуре, показывающий творческий метод А. К. Бурова в освоении и переработке принципов классики как вечно нового явления. [1]
Третью серию - шестиэтажный дом коридорного типа на Ленинградском проспекте, 27 в 1941г.А.К. Буров решает принципиально новым способом, начиная от планировки квартир до разрезки стен и технологии изготовления блоков. Предполагалось осуществить широкий эксперимент по созданию нового типа городского жилого дома, возведенного индустриальными методами, экономичного и комфортабельного, с квартирами минимальных площадей, с магазинами и общественным обслуживанием жильцов. Наиболее значительные результаты были достигнуты в архитектурно-конструктивном решении этого сборного крупноблочного здания. Дом имеет ясную тектоническую структуру с двухрядной разрезкой крупных блоков. Крупноразмерные сборные элементы стены органично входят в композицию здания. Здесь уже нет «изображения» каменной кладки, вертикальные и горизонтальные блоки оправданы архитектурным обликом здания. Система двухрядной разрезки блоков впервые была применена в этом здании и впоследствии введена в строительные нормы, действующие до настоящего времени. Эта система позволила резко сократить количество типов сборных элементов, что упростило технологию производства и монтаж здания. Вместе с тем это позволило создать выразительную пластику наружных стен за счет рельефов на самих блоках и применения декоративных решеток, закрывающих хозяйственные лоджии кухонь и не участвующих в конструктивной работе сооружения. Дом на Ленинградском проспекте до настоящего времени является ярким примером здания, построенного индустриальными методами. А.К. Буров сделал «каркас», в максимально возможной степени зрительно облегчил всю структуру дома. Кроме вертикальных столбов, чередуясь с ними, идут вертикальные орнаментальные решетки. Они стали главной отличительной чертой всего проекта. Это в превосходной степени решило поставленную архитектором перед собой творческую проблему. Он сохранил всю конструктивную логику и создал новый образ жилого дома. Ясное тектоническое решение, выразительный художественный образ жилого дома позволяют считать это здание одним из лучших примеров жилых домов современного строительства (рис. 2, в). [1]
а)
б)
в)
а)
Рис.2: а- Крупноблочный дом на Б. Полянке, 4 в Москве, 1939 г., арх. А.К.Буров;
б- крупноблочный дом на Б. Полянке, 3 в Москве. 1940 г., арх. А.К.Буров;
в- крупноблочный дом на Ленинградском проспекте, 27, 1941 г., арх. А.К.Буров
Важнейшим вкладом А. К. Бурова в решение актуальной задачи — индустриализации массового жилищного строительства — явилось строительство трех серий сборных домов из крупных блоков. Постройкой дома на Ленинградском проспекте А. К. Буров убедительно доказал свои теоретические положения о возможности гармоничной связи техники и искусства.
В своих теоретических работах, относящихся к этому периоду, А. К. Буров во многом предугадал направление развития советской архитектуры, получившее подтверждение в последующие годы.
Список литературы:
Об архитектуре. А.К. Буров 1960 г.;
https://wiki2.org/ru.