Проанализировав точки зрения ученых на понятие «профессиональное самоопределение подростков» можно сделать вывод о сложном, длительном и динамическом процессе формирования у подростков представлений, знаний и отношения к профессии и профессиональной деятельности.
Ученый Т.В. Кудрявцев в своих работах, предлагает рассмотреть процесс профессионального самоопределения как «длительный, многоплановый, весьма подвижный», и определяет его стадии: «формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде [3]»/
Рассматривая психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, О. Ажнина, выделила особенности затрудняющие профессиональное самоопределение воспитанников интернатных учреждений. Они следующие: «инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей; искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации [1]».
Опираясь на все выше изложенное, можно сделать вывод: процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнен, зачастую он происходит стихийно, что приводит неуверенности в себе и страху будущего. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора и затрудняют процесс их профессионального самоопределения.
Нами предложены следующие условия для решения проблем профессионального самоопределения воспитанников детских домов:
- учет особенностей развития, индивидуальных способностей и склонностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- использовании комплекса направлений профориентационной работы: профессиональная диагностика воспитанников, консультирование воспитанников, информационно-просветительская работа с воспитанниками, профилактика неправильного выбора профессии, развитие интереса к профессиям;
- создании системы профориентационной работы, в которую включены все педагоги школы и специалисты профессиональных заведений, Центра занятости населения, производственных предприятий;
- использовании разнообразных форм и методов работы с воспитанниками: профориентационных экскурсий, встреч со специалистами различных профессий, индивидуальных и групповых консультаций и информационных бесед.
Необходимо создавать систему профориентационной работы, в которую должны быть включены все педагоги школы, а так же необходимо привлекать специалистов профессиональных заведений, центр занятости населения и др., при этом необходимо использовать наиболее эффективные формы и методы работы с воспитанниками использовать успешный опыт других детских домов, в котором наиболее эффективными являются: экскурсии, встречи со специалистами разных профессий, индивидуальные и групповые консультации, информационные беседы.
Список литературы:
1.Ажнина О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей-сирот / О. Ажнина // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал.-2005.- № 7.- С. 41-47
2.Косинец Т.В. Теоретический анализ подходов к сущности профессионального самоопределения воспитанников детского дома / Т. В. Косинец // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 11 - С.37-40.
3. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии – 1983. – №2 – С. 51-60.