СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рунцов И.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики не просто учились, а были максимально заинтересованы и увлечены его предметом. Но, как это очень часто бывает, не каждый ученик стремится активно получать знания, и очень часто это не ограничивается одним предметом. Учитель, по роду своей деятельности, должен найти контакт с каждым учеником, найти для каждого свой личный подход и подать учащимся мысль о важности и роли своего предмета в повседневной жизни. В первую очередь он должен показать, что изучаемый предмет не такой уж скучный, как это может показаться на первый взгляд.

В данной работе обозначаются проблемы связанные с мотивацией учащихся и описаны способы повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.

Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата».

В качестве объекта анализа проблем мотивации взяты школьник среднего и старшего звена. Причина выбора заключается в следующем: у школьников среднего звена в подростковом возрасте преобладает общение, чувство взрослости, у школьников старшего звена – выбор дальнейшей профессии. Все проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности, в большей степени проявляются в эти возрастные периоды. Мотивы, потребности, интересы, цели и установки, обуславливающие проявление учебной активности и стремление к участию в школьной жизни – через эту совокупность понятий мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе.

Чтобы формировать и развивать мотивационную сферу ученика преподаватель должен:

  1. Изучить личностно-мотивационную сферу каждого ученика и уметь определять условия для дальнейшего формирования;

  2. Владеть приемами организации учебной деятельности учеников и учебного процесса в целом.

Причинами отрицательной мотивации обучающихся могут выступать:

  1. Боязнь учиться;

  2. Непонимание конечной цели обучения;

  3. Отношения между учителем и учеником;

  4. Личная неприязнь к данному предмету (нескольким предметам);

  5. Умственное развитие ученика.

Возникает проблема: как пробудить у обучающегося интерес к познанию нового. Именно интерес является самым значимым в процессе понимания учеником учебного материала. Многие знаменитые учёные утверждали факт наличия заинтересованности ребенка в учебной деятельности. Например, Эйнштейн говорил, “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.

Одним из наиболее важных способов мотивации является обучающая игра. В процессе игры лёгкая заинтересованность со временем перерастает в огромный интерес, так как в этом случае проявляется желание показать себя, которое можно утолить только с пониманием нового и обработкой новой информации в себе. Исследователями доказано, что такой интерес к учебной деятельности формирует внимание и волю у детей, развивает память до самых невероятных возможностей.

Процесс самостоятельного поиска чего-либо «нового» предполагает в себе развитие интереса, любви к предмету и процессу обучения в целом. Это является довольно широко распространенным в современных школах.

Помимо введения таких процессов в предмет, учитель должен формировать у детей понимание важности предмета, осознание нужности изучения предмета учениками.

Новый материал должен быть максимально связан с уже полученными знаниями детей. Это также позволяет ученикам проявлять больший интерес к предмету.

Отличной мотивацией к обучению также является оценка работы ученика. Чем чаще учитель обращает внимание на работу детей в процессе учебы, тем заинтересованные становится сам ученик.

Включение в учебный процесс творчества. На уроках математики это может быть моделирование, оригами, рисунки и т.д.

Очевидно, огромную роль играет поддержание педагогом позитивной психологической среды в классе. Понимание и поддержка детей, всевозможные поощрения за проделанную работу, поддержание хорошего настроения во всем классе и реализация демократического стиля общения между педагогом и детьми.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими бы знаниями он ни обладал, какими бы методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Просмотров работы: 214