ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ СТЕП-АЭРОБИКОЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ СТЕП-АЭРОБИКОЙ

Байрамгулова А.А. 1, Ильина Г.В. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всесторонне удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1].

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно [2]. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

В наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Целевые ориентиры в области современной педагогики дополнительного образования определяются процессами модернизации, суть которых изложена в стратегических федеральных документах. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени [5].

В настоящее время прослеживается динамика к уменьшению количества детей старшего дошкольного возраста с первой группой здоровья, которая связана с экологической обстановкой в определенных регионах, особенностями физического развития, минимизацией двигательной активности, увеличением занятий связанных с подготовкой детей к обучению в школе. Одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста - занятия аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности. Актуальность нашего исследования связана с реализацией современных здоровьесберегающих технологий в процессе физической подготовки на сохранение, обогащение и стимулирование здоровья детей старшего дошкольного возраста. Обозначим степ-аэробику как современную здоровьесберегающую технологию, реализуемую в процессе дополнительного образования старших дошкольников, способствующую развитию физических качеств, обогащению двигательного опыта и повышению уровня физической подготовленности детей.

Обозначим степ-аэробику как один из самых доступных и эффективных направлений аэробики, способствующий гармоничному физическому развитию, обогащению двигательного опыта дошкольников, формированию ценностного отношения к занятиям физической культурой [4].

Аэробика – это система общеразвивающих и танцевальных упражнений (энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода) выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, которая направлена на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы» [1].

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку, один из самых простых и эффективных стилей в аэробике [1].

«Степ-аэробика» - это оздоровительная аэробика, направленная на сохранение здоровья, развитие физических качеств и повышения уровня физической подготовленности дошкольника, активизацию их двигательной деятельности.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на занятии по физической культуре может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ - аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.

Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста (продолжительностью 25-35 минут); как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут); в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект; в показательных выступлениях детей на праздниках; как степ-развлечение.

В ходе занятий с детьми используются базовые упражнения. Ходьба на степе. Приставной шаг со степа вперед на пол и обратно с правой, левой ноги. Приставной шаг со степа назад на пол и обратно. Приставной шаг со степа вперёд, на степ, назад, на степ. Приставные шаги со степа влево, вправо на пол, на степ. Крест (приставные шаги поочерёдно вперёд, влево, назад, вправо). Приставной шаг со степа вперёд назад на пол, широко расставляя ноги, обратно на степ, соединяя ноги. Шаг одной ногой с пола на степ, вторую поднять прямую или согнутую над полом с движениями рук. Поочерёдные шаги со степа в стороны на пол, обратно на степ. Повороты влево, вправо с опусканием соответствующей ноги со степа на пол, упражнениями для рук. Поочерёдно опускать ногу со степа на пол с упражнений для рук. Выпады вперёд со степа на пол, назад, влево, вправо. Прыжки на степе. Прыжки со степа на пол - ноги врозь, на степ - ноги вместе. Чередование шаговых упражнений с прыжками.

Практическая значимость нашего исследования заключается в разработанной программе «степ-аэробика с детьми 6-7 лет», представленных методических рекомендациях для педагогов по реализации программы «степ-аэробика с детьми 6-7 лет».

Проверка влияния занятий степ-аэробикой на уровень физической подготовленности детей 6-7 лет в ходе экспериментального исследования. Базой нашего эксперимента являлось МДОУ «Детский сад № 73, 139, 140» г. Магнитогорска. В исследовании участвовали 20 детей в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось на базе МДОУ № 73, 139, 140 г. Магнитогорска. На констатирующем этапе выявлено, что в экспериментальной группе 30% исследуемых показали низкий уровень физической подготовленности, 40% дошкольников имеют средний показатель, и 30% имеют высокий уровень физической подготовленности. По результатам исследования сделан вывод, что у детей старшего дошкольного возраста данной выборки уровень физической подготовленности в основном средний и высокий. Испытуемым, имеющим низкий и средний уровни необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня физической активности. На формирующем этапе проверялась эффективность программы занятий степ-аэробикой на уровень физической подготовленности детей 6-7 лет. На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное тестирование показателей физической подготовленности детей, выявившее достоверные различия в применявшихся тестах. Результаты темпов прироста по всем показателям кроме прыжка в длину с места и наклона вперед оцениваются как средние (10 -15%), а темп прироста прыжка в длину с места и наклона вперед – высокие (16% и более). Таким образом, анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что прирост идет за счет применения занятий аэробикой с детьми экспериментальной группы по программе «Степ-аэробика с детьми 5-7 лет». Таким образом, мы подтвердили влияние занятий степ – аэробикой с детьми 5-7 лет на показатели физической подготовленности детей.

Разработали методические рекомендации для педагогов по реализации программы «Степ – аэробика с детьми 5 - 7 лет». Перечислим некоторые. Занятия степ аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение. При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150 – 160 уд./мин. Один комплекс степ-аэробики выполняется детьми в течение одного месяца; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться. Для занятий степ – аэробикой необходимо рекомендовать родителям приобрести для детей устойчивые кроссовки, которые крепко держаться на ноге ребёнка. На занятиях степ-аэробикой используются индивидуальные снаряды - степы. Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином. Ритмичные движения осуществляются вверх и вниз по степ-платформе (высота меняется в зависимости от уровня сложности упражнений). Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма гимнастические упражнения сочетаются с дыхательными.

В итоге, мы обозначили дополнительное образование как тип образования, объединяющий воспитание, обучение, развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности. Выделили степ-аэробику как один из видов физкультурно-оздоровительной работы с детьми, способствующий развитию физических качеств и повышению показателей физической подготовленности детей.

Список использованной литературы:

  •  
    1. Большойэнциклопедическийсловарь. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes

    2. Ильина Г.В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывной физкультурной деятельности : монография. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. 401 с.

    3. И. Кузина «Степ - аэробика для дошкольников» Периодическое издание: журнал

«Дошкольное образование» №12 - 2007г.

4. Ильина Г.В., Хлескина А., Стяжкина А. «Реализация дополнительного образования по физическому развитию с учётом ФГОС ДО» // В сборнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. 2016. С. 227-231.

5. Брутова М. А. Педагогика дополнительного образования. — Архангельск, 2014. -218 с.

6. Золотарева А. В., Терещук М. Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. — М.:АРКТИ, 2008. — 120 с.

Просмотров работы: 315