Данный урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки. Урок рассчитан на один академический час ( 45 минут). На уроке учащиеся выступают с сообщениями, читают стихи, проводится аналитическая работа. После подведения итогов урока выставляются индивидуальные оценки по литературе.
Для эффективного проведения данного занятия был выбран тип урока – урок формирования новых знаний. Основным структурным элементом выбран: диалог. На уроке дети обменивались информацией, коллективно анализировали и приходили к обобщению полученной информации, обменивались своими исследованиями.
Форма урока: мультимедиа- урок.
Оборудование урока: видео, презентация
На уроке был использован компьютер и мультимедийный проектор.
Компьютерные технологии: демонстрация слайдов (использование презентаций); воспроизведение аудиозаписи ( Бунин « полевые цветы», «детство»)
Оформление урока: на доске тема урока
Методические приемы: выразительное чтение стихотворений и их анализ, прослушивание музыкальных произведений.
Активные формы обучения: создание учебных ситуаций, разноуровневое домашнее задание.
Тема урока: И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы».
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина.
Задачи:
- познакомить детей с биографией и творчеством И.А. Бунина;
- раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина;
- продолжить знакомство с литературоведческими терминами;
- учить читать и понимать стихи;
- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;
- прививать любовь к русской поэзии.
Планируемые УУД:
Предметные:
-формировать представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;
- учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое
воображение ребёнка;
- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности,
наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого
ученика;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Личностные:
- проявлять: интерес к чтению русской поэзии;
свои чувства при анализе произведения;
интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
Метапредметные:
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- уметь слушать и понимать речь других.
- оформлять свою речь в устной и письменной форме.
- уметь работать в паре.
- уметь находить в тексте ответы на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний,
осуществлять анализ произведений
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Орг.момент. |
Долгожданный дан звонок Начинается урок Все красиво дружно стали, Улыбнулись, подравнялись. Посмотрели на гостей, Поздоровались прилично, Чтоб учиться на “отлично”, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор… 1.Ребята , давайте вспомним , какое произведение вы читали на предыдущем уроке? ( мазай и зайцы ) 2.. Интересный было рассказ? (да) Давайте проверим , помните ли вы о чем был рассказ. Я раздам тест , один на парту , будете работать в паре . Нужно будет выбрать правильный ответ, из трех , правильным может быть только один. На работу дается 5 мин, после выполнения теста, мы вместе его проверим. |
Включение в учебную деятельность. Отвечают на вопрос. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
Проверка домашнего задания |
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством замечательного писателя , а какого вы узнаете разгадав кроссворд . Внимание на экран . ( слайд 1) С творчеством какого писателя мы познакомимся? |
Думают, рассуждают, считают. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (ЛичностныеУУД) Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятивные УУД). |
Работа по теме Знакомство с автором.. |
Начнём, урок с того, что рассмотрим портрет Ивана Алексеевича посмотрите на экран ( слайд 2) Какие у него черты лица? Как бы вы его описали? Мы сегодня не будем останавливаться на биографии поэта, лишь немного узнаем интересные фактов из его жизни .Внимание на экран . ( видео) читаю с экрана . Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии . (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Вопросы: В каком городе родился Бунин? ( Воронеж) Сколько он там прожил ? ( 3года) Кем был в молодости отец Бунина? ( офицером) Мама чем занималась? ( домохозяйка) В каком возрасте Бунин написал первые стихи? ( 17 лет) Иван Алексеевич написал много замечательных стихотворений , с одним из н их мы сейчас познакомимся. Откройте учебник на стр 174 . Прочитайте название стихотворения. ( детство) Давайте послушаем стихотворение детство . Внимание на экран.( видео) Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? Вопросы: О ком же это стихотворение? ( О Бунине) - Почему? ( Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу) |
Отвечают на вопросы учителя. |
Уметь анализировать предложенный материал. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) |
Первичный анализ произведения |
Теперь откройте учебник на стр 174 . Будем работать в парах , прочитайте друг другу выразительно стихотворение. Кто прочитает, поднимайте руки. Вопросы: А теперь ответим на вопросы строчками из стихотворения. Найдите ответ в учебнике и прочитайте В какой день в бору сладостней дышать?( Чем жарче день, тем сладостней в бору.Дышать сухим смолистым ароматом). В какое время дня бродил поэт по лесу?( И весело мне было поутру) Что он увидел? ( Повсюду блеск, повсюду яркий свет Песок-как щелк). Что чувствовал мальчик, прильнув к сосне корявой? ( И чувствую: Мне только десять лет) Причитайте строки, в которых автор описывает кору? (Кора груба, морщиниста, красна) Что сказано о запахе сосны?( И кажется, что пахнет не сосна. А зной и сухость солнечного света) А что такое зной ? ( когда очень жарко) Физкультминутка.(видео) Цветы окружают нас всю жизнь, делая её прекрасной. Где можно увидеть цветы летом? ( в саду, на клумбах ) . Их поливают, пропалываете, берегут от холодов. А зачем люди тратят столько сил, чтобы их вырастить?( они красивые) А какие еще бывают цветы , кроме тех , что продают или тех , что растут у людей в саду и на клумбе? ( полевые и луговые) Какие полевые и луговые цветы вы знаете?( ромашка, колокольчики, васильки и др.) Цветы украшают нашу землю, вызывают восторг и удивление. Иван Алексеевич Бунин постарался выразить эти чувства в стихотворении «Полевые цветы». Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы: какие цветы поэту нравятся больше других? Почему? Внимание на эран, давайте послушаем стихотворение «полевые цветы» ( видео) Ответьте на поставленный перед вами вопрос . ( Почему нравятся цветы лесов и лугов? Они напоминают про "давно забытые светлые дни". Они красивые и сердцу родные). Понравилось ли вам стихотворение? Чем? О чем это стихотворение? Какое настроение стремился передать автор? Прочитайте стихотворение самостоятельно . ( если много времени) Давайте постараемся разделить стихотворение на части, как вы думаете сколько частей здесь будет? ( 2) Почему? ( вначале рассказывается о заморских цветах, а затем о полевых) |
Отвечают на вопросы учителя. |
Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. (Познавательные УУД) Формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели. (ЛичностныеУУД) |
Первичный анализ произведения |
Давайте выразительно прочитаем первую часть . Читает …… . Вопросы: О каких цветах идет речь в первой части? Назовите их.( дорогих, выращенных в типлицах) -Докажите, что они хорошие( описано , что они красивые) где растут садовые цветы? В каких условиях? Как они выглядят? - Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.( что они дорогие, нежны, красивые) - Что значит «их привезли из- за синих морей»? (Издалека.) |
Отвечают на вопросы учителя. |
Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную (Регулятивные УУД) |
Вторичный анализ произведения |
Теперь давайте прочитаем 2ю часть . Прочитает_________________ Вопросы: О каких цветах идет речь во второй части? Назовите их. ( полевые) Докажите, что они хорошие. А как вы думаете ,почему же они автору нравятся больше полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно позабытые светлые дни».) А как поэт показывает цветы полевые?(скромные) А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте.( видят они не теплицы зеркальные, а небосклона протсор голубой видят они не огни, а таинственный , вечных созвездий узор золотой) Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? |
Отвечают на вопросы учителя. |
Способность к организации самостоятельной учебной деятельности.(Личностные УУД) Уметь воспроизводить усвоенные знания по памяти. Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятивные УУД). |
Групповая работа |
Поработаем немного в группе Работать будете по группам. Разделитесь на группы . группа 1 Тест Б) 2. Б) ( у всех групп ) 1.Бору 2. Смолистым 3. Поутру 4. Палатам Выразительное чтение « полевые цветы» группа 2 Блеск 2. Шелк 3. десять лет 4. ствол группа 3 Кора 2. Прогрета 3. Пахнет 4. Зной группа 4 1.зеркальными 2. Дорогие 3.нежны 4. красоты |
Отвечают на вопросы учителя. |
Способность к организации самостоятельной учебной деятельности.(Личностные УУД) Уметь воспроизводить усвоенные знания по памяти. Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятивные УУД). |
Итог урока. |
Итог урока. 1. Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина? 2.Стихи какого поэта мы сегодня читали? 3. Чему они нас учат? 4. Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему? 5. Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились. 4. Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему? 5. Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|
Домашнее задание. |
Домашнее задание, ребята, каждый выберет себе сам. Я предлагаю вам 2 варианта: Выучить стихотворение наизусть, любое из двух. Нарисовать рисунок и подтвердить его словами из текста. |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке |