Кто такой волонтёр для меня? Это человек, который добровольно делает что-то полезное для тех людей, которым требуется помощь, кому это действительно необходимо. Я с уверенностью могу сказать, что стремление помогать другим идет от души человека, поэтому волонтёром невозможно стать надуманно или неосознанно. Как правило, все стремления волонтёров происходят от сердца, которое им подсказывает, в каком направлении они могут делать что-то полезное для других людей. Известно, что существует несколько направлений волонтёрства, я же хочу остановиться на одном из них – волонтёрская деятельность с детьми-сиротами на базе ОГКОУ «Шуйского детского дома».
Сотрудничая с детским домом, я ставлю перед собой следующие педагогические цели и задачи:
- организация постоянной помощи нуждающимся детям;
- организация отдыха и оздоровления детей;
-обогащение знаний детей о традициях различных праздников;
- формирование личности воспитанников, сохранение их индивидуальности, развитие творческих, способностей, осуществляемое на основе совместной деятельности[3];- формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, развитие коммуникативных способностей детей;
- создание тёплой эмоциональной атмосферы.
На протяжении многого времени я регулярно помогаю в организации различных мероприятий для детей-сирот, а также и сама принимаю участие в их осуществлении. Совместно с руководством детского дома было реализовано множество мероприятий. К примеру, ежегодно для детей проводятся праздники, посвященные временам года. Кроме того, что проводимые нами мероприятия приносят знания о каждом празднике, и, соответственно, о каждом времени года, они также придают радость и чувство праздника детям.
Я уверена, что для меня это не просто деятельность в рамках университета, это намного больше, это дело, которое не является для меня кратковременным, это дело особой важности, которым я буду заниматься в течение всей жизни с огромным удовольствием. Последнее время я всё чаще посещаю детский дом, посещаю его не только тогда, когда нужно организовать какое-либо мероприятие или поучаствовать в нём, но и нахожусь там, чтобы увидеться с детьми, пообщаться с ними. С каждым моим посещением к детям-сиротам, хоть они и являются для меня уже родными, я всё равно узнаю о них что-то новое.
На самом деле мероприятий большое количество, которые проводятся с детьми-сиротами в ОГКОУ «Шуйский детский дом», все их перечислить просто невозможно. Но следует отметить, какие мероприятия являются традиционными. Как было сказано выше, что в данном учреждении осуществляются тематические мероприятия, именно поэтому важным аспектом в данной деятельности являются развлекательные мероприятия. Например, проводятся как глобальные мероприятия - «Праздник осени», «Новогоднее шоу», «Широкая Масленица», так и наименее известные праздники, сюда можно отнести следующие – «Права ребёнка», «День здоровья», «День домашних животных», «Международный день друзей» и др.
Каждое мероприятие и каждый праздник имеет своё назначение, соответственно, запоминается оно своими особенностями. Проводимые нами мероприятия направлены на создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка, «основной целью осуществляемой деятельности является – социализация личности ребёнка» [2].
Каждый раз я выхожу из детского дома с переполненными эмоциями. На протяжении 4 лет я смогла влиться в роль различных персонажей, начиная от сказочных героев и до олицетворения времен года, инопланетян, а также овощей и фруктов. Я не только вживаюсь в различные роли, играю их, но и дарю детям радость, получая взамен еще большую награду – их счастливые лица и улыбки.
Для детей-сирот должна быть организована специальная деятельность, на мой взгляд, которая будет направлена на формирование определенных способностей.
Кроме развлекательных мероприятий я также принимала участие в мероприятиях, которые включали в себя как игровую деятельность, так и познавательную. Данное учреждение ведёт работу не только с воспитанниками детского дома, но с усыновленными детьми и детьми из замещающих семей. Ребята также принимают участие во многих мероприятиях в детском доме, но и посещают спортивную секцию, где я занимаюсь с ними, играю.
В дальнейшем я планирую продолжать сотрудничество с ОГКОУ «Шуйским детским домом», даже после окончания учёбы в университете. Для меня это место стало по-настоящему родным и знакомым, местом, в котором мне всегда рады и ждут. Это именно то место, в которое снова и снова хочется вернуться, вернуться к детям, которые с нетерпением ждут встречи.
Я могу с уверенностью сказать, что в процессе своей деятельности с детьми-сиротами, реализуются все поставленные цели и задачи. Дети получают новые знания, информацию, развитие коммуникативных навыков, также развиваются их межличностные отношения. В сотрудничестве с руководством детского дома, мы стараемся сделать всё возможное ради детей, организовывать их досуг так, чтобы он был не только интересным, но и познавательным для них.
Таким образом, хотелось бы сказать, что волонтерская деятельность с педагогической точки зрения обладает значительным психолого-педагогическим потенциалом. Волонтёрство – это умение дарить частичку тепла, не требующее ничего взамен [1]. Ведь именно безвозмездная и добровольная помощь является основным компонентом в деятельности. Я считаю, что каждый из нас может подарить частичку тепла тому, кто в нём нуждается.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
Хулин, А.А. Добровольчество как вид благотворительности / А.А. Хулин // Социальная работа. - М.: Высшая школа. - 2003. - №3. - С. 51;
Шарыпин, А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - №4. С. 214-220.