ФРАГМЕНТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФРАГМЕНТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

Беликова Е.Г. 1, Алексеева А.В. 1, Андреев А.В. 1, Гонатос В.А. 1, Морозова В.А. 1, Полунина А.А. 1, Тюрина С.Г. 2
1МБОУ СОШ № 2 ЗАТО Озёрный (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 ЗАТО Озёрный Тверской области)
2Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   

Введение

Природа создала много удивительного, прекрасного, упорядоченного. Жизнь в природе – это жизнь в гармонии с ней, с её законами. Это актуально для людей, живущих в суровых климатических условиях. Для выживания и сосуществования человека в северной природе нужно чувствовать её гармоничные законы.

Единство организма и среды – это не предвзятый принцип организма, приспосабливающегося к среде, изменение которой неизбежно влечёт за собой изменение в его состоянии и поведении. И. С. Кондор в своей книге приводит результаты исследования: « …учёные сравнивали реакцию на охлаждение кисти руки в ледяной воде (в течение 2–5 минут) у солдат – уроженцев Аляски и у солдат – уроженцев северных и южных штатов США. Было установлено, что минимум средней температуры пальцев у жителей Аляски был на несколько градусов выше, чем у северян, а у северян выше, чем у южан [4, 5].

Природа мудра! Она дала эскимосам, например, повышенное содержание йода в сыворотке крови, что является своеобразным приспособлением к холоду. Женщины шьют на открытом воздухе при температуре -30 °С. Их пальцы остаются незащищёнными в течение нескольких часов работы.

Другой исследователь Ф.П. Врангель также удивлялся этой способности: «Замечательно, что…при ужасных морозах все кушанья подаются совершенно холодными, а в заключение съедается даже большой кусок замёрзшего снега». Житков Б.М., изучая жизнь самоедов Ямала в начале 20 века, также отмечал остроту зрения и обоняния у этих народов: «… приближается к способности зверя».

Суровый климат оказал влияние и на формирование определённого фенотипа северян. Это нашло отражение в народных поговорках: «Наш врождённый прищур – от снежной белизны и бурь». Также давно замечено, что у северянок на лице нет угревой сыпи, прыщей и расширенных пор. Ветер, солнце и дождь – вечные спутники кочевников – являются лучшими косметологами [1, 3, 5].

Очень интересны результаты исследований народов Крайнего Севера, проведённые в 90-х годах ХХ века Осиповой Л.П. Она утверждает, что народы Севера: «… генетический резерв страны. В течение тысячелетий на Севере происходил жёсткий естественный отбор, и выжить смогли только самые устойчивые и сильные люди. Они обладают удивительным генофондом».

Осипова Л.П. В своей статье делает вывод, что очень важно сохранить аборигенов Севера: «Без коренного населения северная земля будет мёртвой. Только они адаптировались к Северу и могут жить с ним в гармонии».

Цель работы:познакомиться скоренным населением Севера.

Задачи проектно-исследовательской деятельности:

1. Выяснить, какие народы относятся к народам Крайнего Севера (коренное население, малая численность).

2. Суровые условия жизни на территории с вечной мерзлотой, но при этом бережное отношение к окружающей природе.

3. Питание жителей тундры, основные источники пищи. Выяснить, заготавливают ли тундровики впрок дары природы.

4. Жилища народов Крайнего Севера.

5. Одежда коренного населения.

6. Создать иллюстрации по исследовательской работе и презентацию.

Особенности жизни народов Крайнего Севера

Народы Крайнего Севера – ненцы, эвенки, чукчи, коряки и другие – принадлежат к разным этническим группам, говорят на разных языках и разбросаны на огромных пространствах Заполярья. Но объединяет их единый тип хозяйства, основанный на оленеводстве, зверобойном промысле и рыболовстве.

Одним из важнейших разделов жизненного уклада является народная гигиена. Каждый народ имеет свои отличительные черты, гигиенические традиции и навыки, обусловленные свойствами местной физико-географической среды, и своей хозяйственной деятельностью. Суровые климатические условия, кочевой образ жизни, хозяйственная деятельность, связанная с постоянным движением вдали от дома, предъявляют особые требования к жилищу, одежде, рациону питания, способам приготовления и приёма пищи, что и является профилактикой различных заболеваний [5].

Особенности строительства жилищ

Основа чума – длинные шесты, поставленные наклонно друг к другу, а сверху он покрывался полотнищами (нюками), сшитыми из оленьих шкур. Оленьи шкуры на чум зимою одевали в два слоя – один мехом наружу, второй мехом внутрь (возникает своеобразная воздушная прослойка, вспомним подобное «устройство» у животных), а летом в один слой – вытертый мех или полотнища, сшитые из специально обработанной бересты (теперь, конечно, это – брезент).

Общее в устройстве жилищ разных народов Севера – принцип устройства, основанный на наблюдательности аборигенов, которые учились у природы, подмечая «детали», помогающие животным сохранять тепло, в данном случае это – принцип сохранения тепла за счёт образования воздушной прослойки между шкурами, которыми покрывался чум (один слой – мехом наружу, другой – мехом внутрь). Следующая важнейшая деталь – поддержание одинаковой температуры внутри жилища, не только с помощью огня, но и за счёт соблюдения чистоты – выветривания и просушивания шкур, устройство чума – один из способов предупреждения болезней. Устройство чума вызывает мысль: «Всё гениальное – просто!». Но в его устройстве находит отражение гениальность народа, который выстоял один на один с суровой природой Севера [1,3].

Особенности национальной одежды. Домашняя утварь.

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Распорядок жизни народов Крайнего Севера таков, что им приходится помногу часов кряду быть на открытом воздухе при низких температурах (минус 40–50 °С), а порой и ночевать в снегу. Поэтому гигиена одежды, её теплозащитные свойства имели и имеют важное значение.

До 17 века основным материалом для изготовления одежды был олений мех (у ненцев) и самодельная замша – ровдуга. Олений мех имеет несколько качеств, основное – внутри оленьего волоса имеется воздушная полость, что делает мех очень тёплым, но и хрупким. До начала ХХ века ненцы не знали нижнего белья, а надевали одежду непосредственно мехом к телу. При этом все кожные выделения и грязь счищались оленьими волосками, которые потом обламывались. Сняв одежду, её тщательно высушивали и выбивали специальными колотушками, удаляя обломившиеся волоски вместе с загрязнениями. Если учесть, что до перехода на оседлый образ жизни, ненцы не пользовались банями, то это был единственный способ очистки кожи, причём довольно эффективный [4].

Меховая одежда сочетает в себе такие ценные качества, как лёгкость, высокую тепло- и ветрозащитность, гибкость и непроницаемость. Поэтому традиционная одежда до сих пор в ряде случаев незаменима (для оленеводов, зооспециалистов, медицинских работников).

Природа спасает человека от холода, даря ему тот материал, который он может использовать для этих целей, в данном случае – шкуры животных. Но для северных народов мех животных – нечто большее, чем просто материал.

Особенности национальной пищи

Потребность организма в питании (калорийности) в условиях холодного климата повышается в среднем на 20 %. Поэтому в пищевом рационе жителей Крайнего Севера преобладает пища животного происхождения, более того, продукты свежие, в сыром виде. Известно, что коренные жители не болели цингой. Объяснение этому феномену – употребление в пищу сырого мяса, только что забитого оленя, пантов. Иногда мясо варили в подсоленной воде, а затем бульон заправляли ржаной мукой. Зимой ели мороженое мясо – строганину, а для длительного хранения летом мясо вялили, мясо северного оленя обладает лекарственными свойствами.

Рыбные продукты и морепродукты также играли и играют важную роль в питании северян. В ней содержатся вещества, снижающие уровень жиров в крови, регулирующие давление, предотвращающие диабет, снимающие головные боли и боли при артрите. Широко известен тот факт, что эскимосы, питающиеся жирной рыбой, мясом китов и тюленей, вообще не страдают сердечными недугами.

В рационе ненцев, например, растительные продукты играли скромную роль. В основном, это были ягоды: морошка, голубика, брусника и др., дикорастущие лук и чеснок, ложечная трава, дудник. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Так, северные ягоды княженика, морошка, голубика и, особенно, шикша и жимолость способны выводить радиоактивные элементы из организма, природа словно спрогнозировала ситуацию, и создала защитные средства.Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми [5].

На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул). Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

Если русские говорят, что хлеб – всему голова, то северяне, то же самое могут сказать о чае. Они пьют этот напиток в большом количестве. Раньше чайные растения в конце лета собирали женщины и дети, это – куропачья ножка, цветы и листья княженики, тундровые ноготки. Воду для чая старались брать проточную, хотя, конечно, большую часть года люди получали её,

Северянин ощущал себя частью природы, и природа платила сторицей (своеобразный «круговорот» в природе: растения – животные – человек).

Особенности некоторых национальных обрядов и обычаев

Обычаи северян раскрывают глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края. Жизнь в условиях Севера выработала и воспитала в аборигенах края такие чувства, как осторожность, терпеливость, умение радоваться даже крохотным проявлениям жизни. Не удивительно, что многие обычаи северян основаны на единстве человека и природы.

Начнём с того, что многие народы Севера обращались с мольбой к растущим деревьям, мысленно соединяясь с природой, прося её помочь. Люльку новорождённого выстилали пелёнками из нежного оленьего меха, которые летом стирали, а зимой, очистив с помощью снега, высушивали над костром. А в центре люльки насыпали заранее подготовленный сфагновый мох (вместо современных памперсов), который меняли по мере загрязнения.

Вообще, сохранение многих традиций предков связано с женщиной – хранительницей очага.

Охота. Рыболовство. Оленеводство. Средства передвижения.

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь.

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства.

Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13–15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера.

Основной транспортлодка.Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но использовали и кедр, так как он легче и не намокает в воде. Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6–7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи [2, 5].

Вывод

Мы часто слышим слово РОДИНА. Что же это такое? Одни могут сказать, что Родина это место, где родился и вырос. Другие ответят, что это родной дом, где он сделал первый шаг, произнес первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей: мамы, папы, братьев, сестер, друзей. И все будут правы. Потому что каждый решает сам, по-своему чувствует, как и с чего начинается для него Родина. Родина – для нас, это не только то место, где мы родились и выросли. Родина – это прежде всего любовь и бережное отношение к родному краю. Любовь – это уважение и почет того народа с кем ты рядом живешь, знание его культуры и традиций.

Для себя мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитии культуры нашей Родины. Благодаря этому проекту мы могли самостоятельно отыскать ответы на многочисленные вопросы. Этот проект научил нас беречь, любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.

Список использованных источников

1. Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. В 3-х т. – Ханты-Мансийск, 2000.

2. Край родной: Азбука краеведения. – Екатеринбург, 2001.

3. Югра: региональный журнал, 2003–2013 г.

4. Формирование этического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. – Ханты-Мансийск, 2002.

5. Сказки-сказания, легенды и мифы народов ханты и манси [Электронный ресурс]. Режим доступа: Xant.net.ru/Ru/Wikipedia.org/wiki/Ханты

Просмотров работы: 448