Часто нарушенное поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства в жизни. Значительная часть отклонений в поведении легко умственно отсталых детей социально-психологического генеза. Агрессия в таких случаях может быть отражением пренебрежительного, отвергающего поведения окружающих, родителей.
Ограниченные интеллектуальные возможности умственно отсталых с дошкольного возраста ставит их в неравное положение в семье и в коллективе сверстников. В тоже время социальный опыт, передаваемый ребенку с отставанием в интеллектуальном развитии в общепринятой форме (из-за отсутствия специальных программ по данному направлению), не может быть принят ими по причине органического поражения головного мозга на стадиях онтогенеза и вызванной этим фактором интеллектуальной недостаточности.
Не усвоение информации, отставания в ведущей деятельности, постоянно испытываемая тревожность, повышенная внушаемость, готовность к отражению агрессии ведет к колебаниям самооценки умственно отсталых и заставляет их неадекватными асоциальными методами добиваться изменения отношения к себе.
Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно отсталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отмечается и вербальная агрессия.
Ряд исследователей (Л.М.Чепелева, С.Л.Соловьева, Н.Н.Павлова и др.) приводят неутешительные данные по росту насилия в сфере семейных отношений. Статистика свидетельствует, что до 40 % тяжких преступлений совершается в семье, около 2 млн. детей ежегодно подвергаются насилию со стороны родителей, более 50 тыс. убегают из дома. Невозможность, нежелание или неумение родителей адекватно взаимодействовать со своими детьми, возможно, и является главным фактором, способствующим росту нарушений в эмоционально-личностной сфере, социальной дезадаптации и отклоняющимся формам поведения, вплоть до девиантного и делинквентного.
Агрессия как форма семейной деструкции является одной из причин десоциализирующего влияния семьи на развитие личности ребенка и имеет серьезные психосоциальные последствия. У ребенка, подвергающегося агрессии, появляются ответные агрессивные установки в поведении, которые со временем трансформируются в устойчивое качество личности - агрессивность (И.А.Фурманов) [1, с. 67].
По мнению М. С. Певзнер, происхождение нарушенного поведения у разных детей с умственной отсталостью различно [2, с. 241].
Агрессивное поведение – одна из частных проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный интерес к этой проблеме.
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь)
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия-это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Использованная литература
1. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996.
2. Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. - М.,2003.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008.