МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ежеманская С.Н. 1, Александрова Г.В. 1
1ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная тенденция постепенного перехода от индустриального общества к информационному, в котором научные знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей, создают условия для широкого использования эффективных информационных технологий в области образования.

Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – один из трендов современного образования. Электронное обучение (ЭО), дистанционные образовательные технологии (ДОТ) рассматриваются как неотъемлемая часть целостной системы образования. Использование возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий направлено на обеспечение равных возможностей граждан к получению качественного образования.

Технологии электронного обучения отличаются от традиционных технологий высшего образования, поэтому традиционные методы и средства оценки и обеспечения качества, применяемые в высшем образовании, не могут быть просто перенесены на электронное обучение и современные образовательные технологии [1]. Таким образом, для каждого вуза одним из приоритетных направлений развития ЭО является формирование содержательных критериев (показателей) оценки качества электронного обучения и регулярный мониторинг уровня развития ЭО и ДОТ на основе этих показателей.

За основу системы показателей в СФУ были взяты критерии оценки качества уровня развития электронного обучения, используемые в пилотном проекте добровольного мониторинга ЭО и ДОТ, проведенного Министерство образования и науки в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации в 2013 году.

Мониторинг уровня развития ЭО и ДОТ проводился в виде исследования состояния процессов развития электронного обучения [2].

При проведении федерального мониторинга в 2013 году федеральные университеты были выделены в отдельную группу. Результаты мониторинга МОН РФ федеральных университетов приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Оценка федеральных университетов

Организация

1. Общая стратегия ЭО

2. Информационно-техническое обеспечение

3. Учебно-методическое обеспечение

4. Среда обучения

5. Поддержка сотрудников и студентов

6. Количественные показатели ЭО и ДОТ

Сумма

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова ФГАОУ ВПО

68

83

56

71

64

11

60

Сибирский федеральный университет ФГАОУ ВПО

38

69

47

50

61

14

47

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта ФГАОУ ВПО

30

72

36

63

68

11

46

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина ФГАОУ ВПО

48

47

50

58

39

14

43

Казанский (Приволжский) федеральный университет ФГАОУ ВПО

73

19

50

42

39

21

42

Северо-Кавказский федеральный университет ФГАОУ ВПО

28

47

22

25

18

29

29

Средний рейтинг

47

56

44

51

48

17

44

Как видно из таблицы 1, при проведении мониторинга учитываются как качественные показатели уровня развития ЭО и ДОТ (стратегия и управление, информационно-техническое обеспечение т.д.), так и количественные.

Наибольшую трудность при учете составляют как раз количественные показатели. В мониторинге 2013 года в разделе количественных показателей учитывалось:

– доля дисциплин/модулей, по которым используются электронные курсы, в общем количестве дисциплин/модулей;

– доля электронных курсов, предложенных другим организациям для сетевой формы реализации образовательных программ, в общем количестве созданных вузом курсов;

– доля электронных курсов других вузов в общем количестве используемых в вузе курсов;

– доля студентов и слушателей, использующих при обучении в течение года хотя бы один электронный курс, в общем количестве студентов и слушателей вуза;

– доля студентов и слушателей, использующих при обучении в течение года электронные курсы по всем изучаемым дисциплинам/модулям, в общем количестве студентов и слушателей вуза;

– доля преподавателей, обучающих с применением электронного курса, в общем количестве преподавателей вуза;

– доля преподавателей и сотрудников, прошедших обучение и повышение квалификации по программам ЭО и ДОТ, в общем количестве преподавателей и сотрудников вуза.

С тех пор число количественных показателей, а также федеральных органов и иных заинтересованных сторон, запрашивающих информацию об уровне развития ЭО и ДОТ в СФУ, постоянно увеличивается.

В таблице 2 представлены показатели, запрашиваемые в 2017 году.

Таблица 2 – Количественные показатели уровня развития ЭО и ДОТ, 2017 год

Программа/Рейтинг

Показатель

Программа развития СФУ

Количество образовательных программ, реализуемых с использованием электронного обучения

Численность обучающихся на образовательных программах с использованием электронного обучения

Количество образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий

Численность обучающихся на образовательных программах с использованием дистанционных образовательных технологий

Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии, в общем количестве образовательных программ, реализуемых в университете, %

Международный рейтинг QS Stars

Процент ОП, доступных в онлайн режиме от общего количества

Количество организаций, использующих дистанционные программы и технологии для подготовки кадров

Количество выполненных дистанционных программ за 2016 год

Количество учащихся дистанционно в 2016 году

Международный рейтинг вузов Worldwide Professional University Rankings_RankPro

Количество дистанционных курсов

Программа модернизации СФУ

Доля ОП с ДОТ от числа реализуемых ОП

Количество электронных обучающих курсов, соответствующих требованиям локальных нормативных документов СФУ

Количество обучающихся, использующих электронные курсы

Количество преподавателей, использующих электронные курсы

Количество обучающихся, изучивших онлайн-курсыкурсы

Доля обучающихся и слушателей, использующих при обучении в течение года хотя бы один электронный курс, в общем количестве обучающихся и слушателей университета

Международный рейтинг Multirank

Программы дистанционного обучения (с количеством обучающихся)

Отчет ВПО-1

Число программ (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура), реализуемых с применением ЭО

Численность обучающихся (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура) по программам с применением ЭО

Число программ (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура), реализуемых с применением исключительно ЭО

Число программ (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура), реализуемых с применением ДОТ

Численность обучающихся (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура) по программам с применением ДОТ

Число программ (по уровням – бакалавриат, специалитет, магистратура), реализуемых с применением исключительно ДОТ

Количество обучающихся, освоивших образовательную программу с применением ЭО (по очной, заочной и очно-заочной форме обучения)

Количество обучающихся, освоивших ОП с использованием ДОТ (по очной, заочной и очно-заочной форме обучения)

Программа развития ЭО и ДОТ СФУ [3]

Доля ОП бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, в которых используются ДОТ

Количество образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с ДОТ

Доля образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, адаптированных для обучения лиц с ОВЗ

Количество виртуальных сетевых магистерских ОП

Количество образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, адаптированных для обучения иностранных обучающихся

Количество электронных обучающих курсов, соответствующих требованиям локальных нормативных документов СФУ

Количество обучающихся, использующих электронные курсы

Количество преподавателей, использующих электронные курсы

Количество обучающихся, изучивших курсы Российской национальной платформы открытого образования и иные МООК

Доля обучающихся и слушателей, использующих при обучении в течение года хотя бы один электронный курс, в общем количестве обучающихся и слушателей университета

Численность «виртуальных» визит профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в университете не менее одного семестра

Доля преподавателей университета, прошедших повышение квалификации и стажировки с внедрением результатов

Количество программ повышения квалификации для внешних заказчиков

Доля активных пользователей ЭИОС университета в общем количестве сотрудников и обучающихся университета

Доля преподавателей, получивших стимулирующие выплаты за реализацию ЭО и ДОТ

На основании запрашиваемой статистики была разработана система показателей, информация о которых запрашивается при проведении мониторинга в институтах/филиалах СФУ (таблица 3).

Таблица 3 – Информация, запрашиваемая в институтах/филиалах при проведении мониторинга в СФУ

 

Информация

Формат представления

1

Институт - разработчик образовательной программы

утвержденная аббревиатура института

2

Направление/ специальность

шифр и наименование

3

Профиль/программа/специализация

шифр и наименование

4

Уровень обучения

бакалавриат, магистратура, специалитет

5

Форма обучения

очная, заочная, очно-заочная

6

Дисциплина

в соответствии с УП

7

Институт (образовательная организация), реализующий данную дисциплину

утвержденная аббревиатура института

8

Кафедра, реализующая данную дисциплину

утвержденная аббревиатура кафедры

9

Преподаватель

Фамилия И.О.

10

Курс

1-6

11

Группа, изучающая данную дисциплину

в соответствии с АИС «Деканат»

12

Количество человек в группе

целое положительное число

13

Выпуск в текущем учебном году

да/нет

14

Электронный обучающий курс (ЭОК), используемый в дисциплине

в соответствии с системой электронного обучения СФУ

15

Ссылка на ЭОК

 

16

Использование ЭО

0/1

17

Использование исключительно ЭО

0/1

18

Использование ДОТ

0/1

19

Использование исключительно ДОТ

0/1

20

ИспользованиеWeb-поддержки

0/1

21

Использование смешанного обучения

0/1

22

Использование онлайн-обучения

0/1

На основании данной информации формируется отчетность об уровне развития ЭО и ДОТ в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».

Список литературы

1 Малинов М.Б., Мочалов С.П., Третьяков В.С., Ермакова Л.А., Павлова Л.Д. Разработка методики мониторинга уровня развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузах // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.

2 Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации на парламентских слушаниях «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» в Государственной Думе Российской Федерации в Комитете по образованию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docplayer.ru/282474-Informacionnyy-material-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossiyskoy-federacii.html (дата обращения 31.01.2018).

3 Программа развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/9241 (дата обращения 31.01.2018).

Просмотров работы: 120