ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Худякова Ю.А. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им.М Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.

Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска" [4].

В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, - возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания, нарушение норм морали, рост самоубийств).

Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные трудности в педагогической работе. Эти трудности проявляются в негативном (девиантном) поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю и воспитательному воздействию [2].

Во всех этих позициях несовершеннолетний подросток, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность [5].

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы[4].

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

• предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

• предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

• сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала[3].

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска" [1].

Таким образом, работа с «трудновоспитуемыми детьми» призвана помочь ребенку освоить моральные законы на своём жизненном опыте, постепенно выработать правильные ценности, сформировать собственную жизненную позицию, искоренить вредные привычки, нормализовать поведение, стать полноценной личностью. Поэтому со стороны государства необходима помощь, которая будет способствовать развитию и улучшению технологий социальной работы с «трудновоспитуемымидетьми».

Литература

1. Васелькова, Ю.А. Методика и опыт работы социального педагога [Текст]: учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / Ю.А. Васелькова. —М.: «Академия», 2001.

2. Отечественная социальная педагогика: хрестоматия [Текст] / сост. и авт. предисл. Л. В. Мардахаев Москва: Изд. центр "Академия", 2003. - С. 338-353.

3. Семаго, М.М., Семаго Н.Я. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием[Текст] / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго // Школа здоровья. – 1996. - № 3.

4. Степанов, В.Г. Теория психических состояний и актуальные проблемы воспитания и обучения школьников [Текст] / В.Г. Степанов. - Москва, 1991.

5. Сухомлинский ВА Трудные дети / Избр. Произв. В 5 т Киев, 1980

Просмотров работы: 146