За последние несколько лет медиация в России из «terrаincognita», никому не известной области, преобразилась в объект практического интереса не только для представителей юридических специальностей, но и для широкой общественности. Особенно интересуются данным методом те, кто уже «разглядел» его преимущества относительно к своей основной деятельности. Это менеджеры, государственные служащие, а также представители помогающих профессий − психологи, социальные работники и т. д.
Так же, медиативные технологии используются в общеобразовательных учреждениях в целях разрешения конфликтных ситуаций среди учащихся. Безусловно, конфликтные ситуации могут возникнуть самые разные, однако, зачастую они сопряжены с недопониманием, ревностью, завистью со стороны одного ребенка к другому. Чаще всего проблемные ситуации возникают в период переходного возраста в старших классах. Повышенный уровень агрессии и желание доказать свою взрослость дают о себе знать.
Под медиацией понимается процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора [3].
Медиативные технологии – способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в том числе профессиональной сфере [1] с целью сохранения/восстановления отношений с другой стороной и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон, решения [4].
Медиативные технологии применяются не только в суде, но и в широком спектре других сфер – от педагогической до политической. Широкое внедрение медиативных технологий в жизнь общества и, особенно, в педагогическую сферу – школы и институты, поможет избавиться обществу от «некоторых негативных черт, присущих российской ментальности».
Данная технология может быть использована специалистами, работающими с несовершеннолетними, с целью предупреждения конфликтных ситуаций, возникающих между специалистом и подростком; снижения агрессивности подростка; выстраивания конструктивных отношений с несовершеннолетним; улучшения взаимопонимания между несовершеннолетним и специалистом; урегулирования конфликтов, возникающих с участием несовершеннолетнего (в школе, в группе сверстников, в семье и т. д.). Представляется, что использование медиативных технологий сотрудниками государственных и муниципальных органов и учреждений позволит, во-первых, на более ранних стадиях диагностировать конфликты, во-вторых, способствовать более конструктивному их разрешению, поскольку эффективность деятельности третьей стороны в урегулировании затяжного конфликта является более низкой, чем в случае скоротечного конфликта.
Разрешение конфликтных ситуаций видится более эффективным при участии третьей стороны, будь это педагог, школьный психолог, представитель администрации образовательной организации, родители. Однако продуктивность вмешательства возможна только в том случае, если третья сторона будет нейтральной, беспристрастной, авторитетной для конфликтующих сторон, владеющей необходимыми знаниями и навыками [2, c. 51].
Одним из активных участников реализации медиативаной технологии выступает не только психолог, но и социальный педагог, который организует безконфликтную среду среди учащихся образовательных учреждений. Деятельность социального педагога по реализации медиативной технологии заключается в оказании помощи детям в освоении навыков коммуникации, в профилактике межличностных конфликтов, в установлении доверительных отношений между детьми. В то же время, анализируя теоретическую литературу мною было выявлено, что в недостаточной степени раскрыто содержание деятельности социального педагога общеобразовательной школы в реализации медиативной технологии.
Реализация медиативной технологии в общеобразовательной школе включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми и умениям предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации. Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества и социального партнерства. Метод медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
Литература
Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст]: Учебное пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – 2-е изд., перераб. – Санкт-Петербург.: Питер, 2009. – 304 с.
Мариносян, Т. Э. Школьная медиация как современный способ урегулирования конфликтов в системе образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях [Текст]: журнал / Т. Э. Мариносян. – 2012. № 1. С. 50—55.
Панова, И. А. Медиация: проблемы и пути их решения // Вестник высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [Текст] / И. А. Панова. – 2011. – № 10 (227). – С. 73.
Ташевский, С. Азбука медиации [Текст]: Науч.- метод. центр медиации и права / С. Ташевский. – Москва.: Межрегион. центр управлен. и полит. консультирования, 2011. – С. 23.