Учитывая значимость и актуальность этой проблемы в условиях общеобразовательной школы, возникает необходимость осуществлять работу по проведению своевременной профилактики школьных конфликтов.
Необходимость проведения профилактических процедур обусловлены следующими причинами:
̶ во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
̶ во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
̶ в-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека [2, с. 5].
Социальный педагог в профилактике конфликтов принимает непосредственное участие. Организация профилактической работы, в том числе профилактика конфликтных ситуаций, применение социально-педагогической технологии профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде, является целью деятельности социального педагога. Он способствует установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в коллективе, способствует созданию обстановки психологического комфорта. Социальный педагог выявляет трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает помощь и поддержку обучающимся. Проявлениями кризисного возраста является повышенная конфликтность, агрессивность, ведущая к возникновению отклоняющегося поведения. Также отрицательный климат в коллективе, негативные взаимоотношения между сверстниками, частое возникновение конфликтов, особенно деструктивное их решение, способствуют возникновению в поведении подростка поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, что свидетельствует о появлении девиантного поведения. Поэтому, особое внимание социальный педагог в образовательных учреждениях уделяет профилактике межличностных конфликтов в подростковой среде.
Деятельность социального педагога по профилактике конфликтов в подростковой среде заключается в создании условий для психологического комфорта и безопасности подростка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, в коллективе сверстников. Социальный педагог способствует развитию личности старшеклассника, а для этого постоянно усваивает новые методы и приемы работы, устанавливает доверительные отношения с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватно воспринимает их проблемы и является посредником в разрешении конфликтов бытового, правового, экономического характера [4, с. 187].
Поскольку целью профилактики конфликтов в школе является не подавление или устранение его, а минимизация и удержание под контролем деструктивных элементов, введение конструктивных элементов и использование их для эффективного разрешения или урегулирования конфликта, то целью социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов, является осуществление её на трёх уровнях: первичном; вторичном; третичном [3, с. 233].
На первичном уровне социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в школе осуществляется через информирование субъектов взаимодействия о сущности конфликтов, видах, конструктивных и деструктивных возможностях развития, способах конструктивного разрешения их.
Вторичный уровень предполагает: целенаправленную, глубокую диагностику конфликтов в школе, подбор адекватного диагностического инструментария, в соответствии с выделенными причинами.
Третичный уровень предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных на предупреждение деструктивного развития конфликтов и усиление конструктивных тенденций их.
Ведущими субъектами социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в школе являются социальный педагог, администратор, психолог [5, с. 251].
Объектами этой деятельности являются учащиеся, учителя, родители, при обязательном принятии ими позиции субъектов в профилактическом процессе.
Достижение цели социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в школе реализуется посредством решения задач по трём направлениям:
- работа с учащимися;
- работа с учителями (в том числе администраторами);
- работа с родителями.
Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в школе реализуется через:
- образовательно-воспитательную функцию, как целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие интеграции педагогических потенциалов школы, семьи, самой личности как субъекта воспитательного процесса;
- диагностическую функцию, как постановку социального диагноза через изучение конфликтов в школе;
- организационно-коммуникативную функцию, как включение всех субъектов образовательного сообщества в профилактический процесс;
- психотерапевтическую функцию, как оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов участникам образовательного процесса, снятие депрессивных состояний, оказание содействия в изменении отношения ребёнка (подростка), взрослого к жизни, к окружению, к самому себе [1, с. 71].
Таким образом, социально-педагогическая технология профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде является одним из важных средств по предупреждению и преодолению конфликтов, а также уменьшению количества конфликтных ситуаций у подростков, что позволит повысить качество учебного процесса, окажет положительное влияние на психическое состояние учащихся и научит подростков находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
Литература
Басов Н.Ф. Социальный педагог: учеб. пособие для студ. вузов. – М. – 252 с.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.,1994. – 212 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. ̶ 544 с.
Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2011. – 258 с.
Овчарова Р.В. Справочник социального педагога. – М.: Творческий центр, 2007. – 479 с.