Деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения или обострению проблем и негативных явлений называетсясоциальной профилактикой. Составляющей социальной профилактики является педагогическая, правоохранительная, медико-оздоровительная профилактики [1].
Р. В. Овчарова дает определение социально-педагогической профилактики, под которой «понимает систему мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности» [4].
Выполняя профилактическую функцию социально-педагогической деятельности, специалист:
- организует систему профилактических мероприятий по предупреждению отклонений в поведении;
- влияет на формирование морально-правовой устойчивости личности;
- организует систему мер социально-педагогического оздоровления детей, молодежи и неблагополучных семей [2].
Распространенными методами профилактики выступают: профилактически-консультативный беседа; диспуты, постоянное наблюдение; теоретические конференции, вечера вопросов и ответов, устные журналы, профилактические тренинги стимулирование развития новых навыков, моделей поведения; метод нейтрализации конфликтной ситуации, телефоны доверия и анонимные консультации, помощь психиатра, волонтерская работа [1].
Профилактические беседы является распространенным методом социально-педагогической деятельности. Индивидуальная вербализация проблемы очень важна потому, что человек начинает слушать не всех вокруг себя, а себя [1].
Недостатком профилактики является то, что она не устраняет индивидуальных проблем личности и не помогает защитить ее от негативного влияния социальных факторов. Используя различные методы профилактической работы, социальный педагог выполняет просветительскую роль, учит положительного опыта формирования здорового образа жизни, воспитывает те ценности у человека, которые помогут удовлетворить свои потребности [3].
Для того чтобы предотвратить склонность к зависимому поведению; предупредить предрасположенность подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ; предупредить склонность к никотиновой зависимости, мною была проведена диагностика с использованием трех методик – тест В.Д. Менделевича, тест для определения предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ и тест «Отношение подростков к курению» [2].
Исследование проводилось на базе МБОУ города Ульяновска СШ №15. В нее входили проективные методики и анкетный опрос для выявления индикативных показателей у подростков. В нем приняли участие 40 подростков в возрасте от 14 до 15 лет, разделенные на контрольную и экспериментальную группы (по 20 человек).
1. Для выявления склонности к зависимому поведению был использован тест В.Д. Менделевича.
Цель данного теста: определить уровень психологической склонности к зависимому поведению подростков.
Необходимо ответить на 55 заданных вопросов, ответы переводятся в баллы и суммируются, сумма баллов соотноситься с уровнем склонности к зависимому поведению.
Анализ полученных результатов. Результаты, полученные после подсчета баллов, набранные испытуемыми, представлены в виде диаграммы (Рисунок 1).
Данная методика позволила отметить, что на констатирующем этапе эксперимента признаки высокой вероятности склонности к зависимому поведению имеют 15% опрошенных экспериментальной группы (3 человека) и 25% - контрольной группы (5 человек), признаки повышенной склонности наблюдается у 35% опрошенных экспериментальной группы (7 человек) и 45% - контрольной группы (9 человек), низкий уровень склонности к зависимому поведению имеют 50% опрошенных экспериментальной группы (10 человек) и 30% - контрольной группы (6 человек).
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у экспериментальной группы и у контрольной присутствуют признаки повышенной склонности к зависимому поведению.
2. Тест для определения предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ.
Данный тест предназначен для определения уровня предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ.
Испытуемым необходимо ответить на 9 заданных вопросов, ответы переводятся в баллы и суммируются, сумма баллов соотносится с уровнем предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ.
Анализ полученных результатов. Результаты, полученные после подсчета баллов, набранные испытуемыми, представлены в виде диаграммы (Рисунок 2).
В результате диагностики для определения уровня предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ были получены следующие результаты.
Вероятность вхождения в «группу риска» в экспериментальной группе отсутствует у 15% опрошенных (3 человека) и в контрольной – у 5% (1 человек), средняя вероятность вхождения в «группу риска» в экспериментальной группе наблюдается у 75% испытуемых (15 человек) и в контрольной – у 80% (16 человек), высокая вероятность вхождения в «группу риска» в экспериментальной группе имеется у 10% опрошенных (2 человека) и в контрольной – 15% (3 человека).
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у экспериментальной группы и у контрольной присутствует средняя вероятность вхождения в «группу риска», требующая повышенного внимания к поведению подростков.
Тест «Отношение подростков к курению».
Данный тест предназначен для выявления отношения к курению подростков.
Испытуемым необходимо было ответить на 11 заданных вопросов с выбором варианта ответа.
Анализ полученных результатов. Результаты, полученные после обработки теста, представлены в виде диаграммы (Рисунок 3).
Исходя из полученного результата, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе отношение подростков к курению составляет 41%, а в контрольной группе – 59%. Данные показывают, что подростки мало заинтересованы в спортивных секциях, факультативных занятиях, кружках, стараются больше времени проводить в кругу друзей, на улице, в связи с этим появляется больше свободного времени.
Таким образом, применение рассмотренных выше методик позволило объективно и всесторонне определить уровни психологической склонности к зависимому поведению подростков, предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ и выявить процентное соотношение отношения подростков к курению.
В ходе диагностики были получены следующие результаты: у подростков присутствуют признаки повышенной склонности к зависимому поведению (35% и 45%), присутствует средняя вероятность вхождения в «группу риска» (75% и 80%) и процентное соотношение отношения подростков к курению составляет 41% и 59%, что говорит нам о том, что подростки мало заинтересованы в спортивных секциях, факультативных занятиях, кружках.
Для эффективного решения проблемы на втором этапе исследования мною была реализована социальная программа «Я говорю – НЕТ», целью которой является социально – педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ подростков в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью программы были выделены основные задачи:
1. Провести первичную диагностику с целью определения уровня склонности к зависимому поведению, уровня предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ, уровня склонности к никотиновой зависимости;
2. Реализовать комплекс мероприятий по социально – педагогической профилактике зависимости от психоактивных веществ подростков в условиях общеобразовательной школы;
3. Провести повторную диагностику;
4. Проанализировать эффективность проведенных мероприятий.
Программные мероприятия направлены на диагностику уровня склонности к зависимому поведению; уровня предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ; уровня склонности к никотиновой зависимости. Первичная диагностика подростков была осуществлена с помощью теста для определения уровня предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ, теста «Курение» и теста В.Д. Менделеевича «Склонность к зависимому поведению» на базе МБОУ СШ №15.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бибикова, Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростками // Сборник: Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.
2. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в общеобразовательной среде MO PФ. – M., 2008.
3. Лисецкий, К. С., Матынга, И. А. Психология и профилактика ранней зависимости. – Самара: Б.и., 2007.
4. Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб.пособие / Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 185 с. – (Высшее образование).