Вопросы налогообложения, а также налогового регулирования, рассматривали в своих трудах: С.Ю. Витте, И.В. Горский, Е.Н. Голик, Т.Е. Гварлиани, А.З. Дадашев, Ю.Д. Джамурзаев, и многих другие, как отечественные, так и зарубежные авторы.
В процессе налоговой реформы акцизы выполняли в основном фискальную функцию, вместе с тем недооценка качественной определенности акциза как целевого, социально значимого налога на потребительную стоимость товаров привела к тому, что практика налогообложения акцизами пришла в определенное противоречие с теоретическими основами, предполагающими сочетание интересов потребителей подакцизных товаров и государства.
В итоге плательщиком выступает обычный покупатель. В 2017 году акцизная ставка на сигареты, которая рассчитывается из МРЦ, равна 1 562 руб./1 000 шт. плюс 14,5 % от стоимости, но не меньше 2 123 руб./1 000 шт. Согласно плану Министерства финансов, в 2018 г. ставка увеличится до 1 718 руб. плюс 14,5 % (не меньше 2 335 руб.), к 2019 г. – 1 890 руб. плюс 14,5 % (не меньше 2 568 руб.). Ставка акциза на табак других видов: трубочного, курительного, жевательного, сосательного, нюхательного и кальянного типов в 2017 г. будет равна 2 520 руб. за 1 кг. К 2018 г. планируется увеличение до 2 772 руб., а к 2019 г. – до 3 050 руб.
В антитабачной концепции, проект которой разработал Минздрав Российской Федерации на 2017-2022 гг., рассматриваются вопросы, связанные с постепенным увеличением налогового бремени на производящие табачные изделия организации. Налог предполагается довести до средних показателей стран Европы, а также планируется утвердить экологический налог на сигареты.[1]
В документе говорится об эффективности будущих мер и выгоде для государства, которые заключаются в снижении объемов потребления табачных изделий, уменьшении затрат на устранение последствий употребления табака и увеличении отчислений налогов в бюджет.
Несомненно то, что большинству потребителей табачной продукции экономить будет очень сложно. По данным статистики, ежедневно курильщик расходует около 15% своих средств на сигареты, а если доход равен минимальному, то около 23%. Рассматривая розничную стоимость сигарет можно увидеть, что она состоит из таких частей:
-цена производителя сигарет – 42 %;
-акциз (налог) – 40 %;
-НДС –18 %.[2]
Стоимость одной единицы табачной продукции сразу же повышается, если происходит увеличение какой-либо из этих частей. Эксперты предполагают, что на рынке возрастет количество контрафактной продукции из стран СНГ, т.к. покупатель вредную привычку не бросит, а начнет поиски более дешевого варианта, пусть и невысокого качества.[4] В настоящее время на рынке продукции из табака более 37 % принадлежит дешевым маркам сигарет. Для Российской Федерации это довольно высокая цифра, учитывая, что идет борьба за здоровье населения и ведется пропаганда здорового образа жизни[3].
Таким образом, усиление функциональной роли косвенных налогов в регулировании социально-экономических процессов в Российской Федерации приводит к необходимости переосмысления и уточнения их сущностного содержания и выполняемых функций. Проблема акцизного налогообложения на табачную продукцию в последние годы замыкается на решении вопросов соответствия его экономического содержания социальному назначению, а также выявления особой роли акцизов в системе косвенного налогообложения. В связи с этим, необходимо совершенствование механизма налогообложения, что представляет закономерный процесс, связанный с происходящими в стране социально- экономическими процессами в рамках динамично меняющихся факторов внутреннего и внешнего развития. В условиях внешних рисков и внутренних ограничений в экономической и бюджетно-налоговой сферах необходимо продолжить развитие системы налогообложения, в том числе косвенного налогообложения, на основе реализации антикризисных налоговых мер, налогового стимулирования инвестиций и импортозамещения, повышения качества налогового администрирования.[5]
Список литературы
1. Идрисов, Б.Р. Налоговое бремя предприятий малого бизнеса и пути его снижения [Текст] / Идрисов Б.Р., Галлямова Т.Р. // Роль инноваций в трансформации современной науки Тюмень, 15 января 2016 г. : Сборник статей Международной научно-практической конференции / Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтэрна», 2016. – С. 76-77.
2. Gallyamova, T.R. Improving the efficiency of tax control as a factor of financial security of the Republic Bashkortostan [Text] /T.R. Gallyamova // WIRTSCHAFTSWISSENSCHAFTEN, MANAGEMENT, RECHT: PROBLEME DER WISSENCHAFT UND PRAXIS Nürnberg , Deutschland, 25 декабря 2015 г.: Издательство: Verlag SWG imex GmbH, 2015.– С. 200-203.
3. Шестакова, Ю.Н. Акцизное налогообложение алкогольной и табачной продукции / Ю.Н. Шестакова // Сибирская финансовая школа. – 2015. – №6. – С. 136- 137. – 0,25 п.л.
4. Ханнанова, А.И. Современное состояние налогообложения доходов физических лиц в РФ [Текст] / А.И. Хананова, Т. Р. Галлямова // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и аудита в условиях устойчивого развития сельских территорий: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 21 октября 2014 г. / Издательство: Казанский государственный аграрный университет– Казань, 2015.–С.196-198.
5. Галлямова, Т.Р. Приоритетные направления совершенствования организации внутрихозяйственного аудита [Текст] / Т. Р. Галлямова // Достижения аграрной науки - производству : материалы 110 науч.-практ. конф. преподавателей, сотр. и аспирантов ун-та, 26-28 января 2004 г. / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2004. – Аграрная экономика. – С. 184-190.