ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Корнилова К.А. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире – исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, противоречия, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [2].

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечена необходимость достижения на уроках окружающего мира следующих целей [8]:

– развитие умений анализировать, наблюдать, характеризовать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– воспитание потребности участвовать в творческой, исследовательской деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, целью которой является формирование у них познавательной активности.

Таким образом, Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на освоение школьниками окружающего мира во всем его многообразии через содержание изучаемого предмета, проектную и исследовательскую деятельность.

Однако в реальной практике работы образовательных организаций педагоги испытывают значительные затруднения в организации и реализации научно-исследовательской деятельности. При прохождении научно-исследовательской практики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №3 города Сургута решался целый ряд задач, среди которых и анализ и оценка результативности планирования и осуществление научно-исследовательской деятельности в начальной школе.

В ходе анализа нормативных документов (программа развития ОУ, Основная образовательная программа, План работы методических объединений, а также проанализированы индивидуальные карты педагогов по темам НИР) были выделены следующие приоритетные направления организации научно-исследовательской работы в школе:

1. Продолжение работы по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (разработка уроков в соответствии с требованиями ФГОС).

2. Стимулирование деятельности педагогов по развитию научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

3. Развитие системы поддержки одаренных детей (реализуется через программу «Одаренный ребенок в школе», а также разработку ИОМ для обучающихся).

4. Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся (реализуется через проект «Здоровьесбережение в школе»).

5. Совершенствование воспитательной работы (проекты «Новое образование», «Шаг в науку», целями которых являются: Рост компетентностей и компетенций в ученической и педагогической средах.

- Активизация научно-практической и исследовательской деятельности в различных областях науки, культуры, искусства.

- Усиление интегративных процессов обучения и воспитания, развитие метапредметных связей, надпредметных познаний, устойчивый рост познавательной активности, понимание значимости социальной полезности, раннее приобретение опыта какой-либо деятельности.

- Рост внимания к наукам через творческую деятельность.

- Формирование окружающей среды, способствующей саморазвитию школьников.

- Формирование индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей, их сопровождение, создание условий для развития одарённости).

Таким образом, особое внимание при организации научно-исследовательской и инновационной работы в школе уделяется развитию исследовательских компетенций обучающихся через различные виды деятельности. При планировании образовательного процесса в школе ставятся задачи развития метапредметных УУД обучающихся, направленных на развитие умений выделять проблемы, находить пути и способы их решения, организовывать собственную исследовательскую деятельность. При этом в планах работы школы обозначены достаточно разнообразные формы и методы реализации данной деятельности (проектная деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных обучающихся и др.). Вместе с тем, как показал опрос зам. директора школы и педагогов (15 человек), участвующих в реализации данных проектов, большинство учителей испытывают трудности в практической профессиональной деятельности, связанные с обоснованным выбором и реализацией эффективных активных методов и приемов решения поставленных задач.

При организации исследовательской работы у учителей и обучающихся возникают трудности на разных стадиях выполнения работ: на стадии вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность – 36%; на стадии разработки плана исследования – 14%; при выполнении основной части работы – 36%; на стадии оформления результатов исследования – 8%. При этом педагоги указывают, что для решения возникающих проблем и трудностей в ходе проведения и организации исследовательской работы с обучающимися необходимо создание объединений педагогов для обмена опытом, необходима методологическая помощь, связанная с проведением круглых столов, семинаров-практикумов, разработка конкретных методических рекомендаций по применению методов и форм организации исследовательской работы с обучающимися.

Таким образом, организация исследовательской деятельности обучающихся является актуальной проблемой для данной образовательной организации. В связи с этим было определено направление организации научно-исследовательской работы в рамках диссертационного исследования и определена тема работы "Развитие исследовательской деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе организации экологических экскурсий". На выполнение данной темы была получена заявка от данной образовательной организации.

Проблеме организации исследовательской деятельности в современном образовании посвящено большое количество исследований, среди которых работы А.С. Обухова, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова, В.И. Слободчикова и др. Авторы подчеркивают важность формирования исследовательских умений обучающихся с использованием различных форм, методов и средств.

Изучив разные подходы к определению понятия «исследовательская деятельность», в работе мы остановились на более общем определении Савенкова А.И. «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».

Проанализированные источники позволили нам определить понятие «исследовательская деятельность», рассмотреть формы организации исследовательской деятельности младших школьников, увидеть важность учета возрастных особенностей младших школьников формирования исследовательских умений на уроках окружающего мира.

С целью практического определения уровня сформированности навыков исследовательской деятельности у младших школьников применялась Диагностика Е.Е. Туник. В нашем исследовании мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда. (критерии и показатели)

1) Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость мышления и определяется общим числом ответов.

2) Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

3) Гибкость – фактор характеризует гибкость мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

4) Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Интерпретация результатов:

Высокий уровень – от 50 баллов и выше.

Средний уровень – от 30 до 50 баллов.

Низкий уровень – от 25 до 30 баллов.

Например: Задача. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации ( всего в диагностике 3 задачи, в пример приведена одна).

Инструкция для испытуемого

Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше, чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумай несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Время выполнения субтеста – 7 минуты.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – общее число приведенных гипотез, идей.

1 ответ (1 следствие) – 1 балл.

2) Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз.

1 оригинальный ответ – 5 баллов.

3) Гибкость (2 балла)

4) Точность (2 балла)

Подводя итоги, можно сказать, что научно-исследовательская практика позволила определить теоретические подходы к проблеме развития исследовательской деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира, определиться с диагностическим инструментарием на выявление уровня развития исследовательской деятельности. Перспективами являются более полный обзор литературных источников по проблеме исследования, а также проведение эксперимента, направленного на развитие исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира с применением экскурсионной деятельности.

Список литературы:

1. Демченко Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 70–71.

2. Долгушина Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. – Москва: Логос, 2015. – 130 с.

3. Зебзеева В.А. Формирование у детей младшего школьного возраста исследовательских умений в процессе ознакомления с окружающим миром/ В.А. Зебзеева, М.П. Соловникова // Начальная школа. – 2015. – № 5. – С. 5–6.

4. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект. – Санкт – Петербург: Культ – Информ – Пресс, 2011. – 385 с.

5. Комарова И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе. – Москва: Просвещение, 2012. – 156 с.

6. Мохова Н.А. Организация исследовательских умений у младших школьников образовательной школы. – Магнитогорск : ФГБОУ «МГТУ», 2012. – 345 с.

7. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2013. – 280 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 429