На пороге XXI века проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. Поэтому на сегодняшний день весьма актуальным является:
1) теоретическое осмысление толерантности как многофакторного и многогранного явления;
2) анализ теоретических исследований в связи с изучением повседневного мира людей;
3) формирование толерантного сознания у людей, объединенных в рамках социокультурной общности.
Толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. Толерантность - это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.
В современных условиях обучения студентов объединяют в группы не зависимо от национальности, пола, возраста и ряда других принципов. Такое объединение является первым шагом на пути к толерантности.
Согласно проведенному опросу «Насколько вы толерантны?» из 25 участников 15 имеют высокий уровень терпимости, 8 – средний, 2 – низкий. Это исследование показывает, что каждый человек понимает важность этого вопроса, но некоторые еще не готовы мириться с присутствием различных этносов в обществе.
В заключение хотелось бы сказать, что толерантность является важной составляющей эффективного межэтнического взаимодействия. Она является необходимой основой существования этнического разнообразия и подразумевает разрешение возникающих межэтнических противоречий через готовность к диалогу, компромиссу, равноправию. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов.
Литература
1. Демократия и толерантность/ Монография под ред. В.С.Рахманина.- Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2010, - 402 с.
2. Коваль Н.А., Клоков Д.Н. Психологическая сущность толерантности // VII Державинские чтения. Психология. Педагогика. Физическая культура спорт: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Февраль2002 г. - Тамбов, 2002. - С. 76-77.
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001, -272с. М.С. Мириманова, А.С. Обухов. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.
4. Терминологический словарь современного образования (глоссарий). Учителям, студентам, школьникам, родителям. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001.- 100с.