Джеф Роллс в своей книге «Женщины не умеют парковаться, а мужчины-паковаться: психология стереотипов» приводит несколько определений слова «стереотип» и почти все они являются негативными:
- упрощенный и неизменный образ всех представителей культуры или группы;
-обобщения о людях, сделанные на основе ограниченной, а иногда и неточной информации;
-начальные предположения о незнакомых людях, сделанные на основе неполной информации об их культуре, расе, религии или этнической принадлежности;
-одностороннее суждение или мнение о группе людей, не учитывающее сложность и многомерность человеческой личности.
С одной стороны, стереотипы помогают нам при выборе, ведь мы получаем некую долю информации и уже можем сделать вывод: готовы мы к такой работе или нет. С другой стороны, стереотипы в большинстве случаев далеки от реальности и человек, скорее всего, сформирует неправильное мнение о профессии и вычеркнет ее из списка рассматриваемых, даже не подумав о том, что представители данной группы имеют разный характер и подход к делу. «В стереотипичности мышления— таится самое настоящее зло. Это зло, бессознательно оказывает свое вредоносное влияние на психику индивида. Ограничивая, в иных случаях, его внутриличностный рост.»
Что же может повлиять на формирование стереотипа? Определенно, наиболее сильное влияние оказывают средства массовой информации и окружение, навязывая стереотипы с самого детства.
Дети с 7 лет видят образ учителя и считают, что знают все о его жизни. В современных фильмах об учителях представителей данной профессии нередко показывают не с самой лучшей стороны, указывая на маленькую зарплату и большие нагрузки, забывая о положительной стороне.
Гендерные стереотипы о профессиях прочно заложены у большинства людей. При моем опросе однокурсников выяснилось, что мужчин представляют за тяжелой, требующей анализа, расчета, крепких нервов работой, например, инженер, полицейский, шахтер, хирург.
К женским профессиям причислялись такие, как воспитатель, секретарь, кассир. Стереотип, что учителем должна быть женщина, потому что задача мужчины обеспечивать семью деньгами, а заработная плата преподавателей достаточно низка, сохраняется по сей день. Именно поэтому, если парень решает пойти в педагогический университет, его пытаются отговорить, что влияет на количество учителей мужского пола в школах.
По моему мнению, у людей до сих пор сохранились «советские» стереотипы о том, что в семье должна быть мать- учитель и муж- инженер. Наше поколение не хочет ассоциироваться с СССР и считает, что к этому не стоит возвращаться. Данный стереотип еще сильнее влияет на формирование негативного отношения к профессии.
Также я уверена, что вы много раз слышали фразу «мозгов нет-иди в пед.»- это еще один стереотип, выражающийся в том, что студенты педагогических вузов - люди не с самым высоким интеллектом. Считается, что в данные высшие учреждения поступают абитуриенты с низкими баллами по ЕГЭ, хотя на самом деле, это далеко от правды. Это понижает престиж профессии и все меньше подростков рассматривают идею поступления в педагогический вуз.
Я задала вопрос своим однокурсникам, какие стереотипы о профессии учителя существуют у них. Самыми популярными ответами стали: маленькая заработная плата, загруженный график, в связи с чем, отсутствие свободного времени. Многие считают учителей строгими, нудными людьми консерваторского взгляда с авторитарным стилем преподавания. Также среди опрошенных оппонентов существует стереотип, что преподаватели тратят всю свою энергию на детей в школе из-за чего не имеют семей.
Тем не менее, студенты педагогических вузов, прошедшие практику, признают, что стереотипы, связанные с профессией учителя далеки от истины.
Таким образом, рассмотрев проблему стереотипизации профессии учителя, можно сделать вывод о том, что, если при выборе профессии опираться только на стереотипы, то можно потерять из виду ту, что, возможно, идеально вам подходит.
Список используемой литературы:
1. Роллс, Д. Женщины не умеют парковаться, а мужчины — паковаться! Психология стереотипов / Д. Роллс. - М. : Питер, 2011.
2. Зелинский, С. А. Манипуляции массами и психоанализ / С. А. Зелинский. – СПб. : СКИФИЯ, 2008.