МЕТОД «АВТОРСКОЙ ЛЕГЕНДЫ» КАК ВАЖНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЗАЙНА В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОД «АВТОРСКОЙ ЛЕГЕНДЫ» КАК ВАЖНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЗАЙНА В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: обилие зарубежных методик, являющихся продуктом 30-40-летней и более давности, за 20 лет заполонили все ниши российских образовательных учреждений. Причин, на наш взгляд, несколько:
  • массовый тираж переводных изданий в 1990-2000 годы, что было доходным сетевым бизнесом во всех киосках и магазинах,

  • тяга к покупкам зарубежных переводных книг была рефлексией молодого и работоспособного населения новой России на государственную стратегию обновления и модернизации,

  • финансовая недоступность педагогов, специалистов-практиков к стоимости публикаций книг за свой счет, отсутствие публикационной поддержки российских педагогов-авторов.

Но сегодня ситуация изменилась, появляются государственные документы, направленные на формы поддержки педагогов, что активизирует появление отечественных учебников и пособий.

Одним из важных показателей возрождения национального самосознания современной России является стремление педагогов передать студентам творческих специальностей, будущим педагогам понимание многогранной художественной панорамы культурного наследия с позиции восприятия дизайнерами его коммуникативных маркеров.

Практика обучения в вузе показывает, что востребована методика популяризации художественных и графических достижений современной многонациональной России, которая формирует мотивацию учащихся и студентов, будущих педагогов, к изучению многообразия культурного наследия [2, 3].

Системный анализ научной литературы по заявленной теме показывает, что многие педагоги и студенты педагогических вузов постоянно ищут новые возможности активизации внимания, развития воображения и креативности, что делает обучение интересным, а профессию педагога привлекательной.

Л.С. Выготский (советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии) упоминал, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [1].

С. Л. Рубинштейн (советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР) писал о том, что воображение — это отражение реальной действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях [4].

Основные приёмы воображения:

1) акцентирование – выделение одного признака крупным планом;

2) комбинирование – сочетание отдельных элементов и получение нового образа;

3) метафора – использование образа в переносном смысле;

4) обобщение – когда мы что-то обобщаем и делаем какой-то вывод.

Говоря о креативности, следует не забывать о тестах (их 12) Э.Л. Торренса, которые являются методом психодиагностики творческих способностей человека. Тест используется для исследования творческой одаренности детей, начиная с возраста 5-6 лет и заканчивая выпускными классами школы (17-18 лет) [8, 9].

В наше время учёные педагогической сферы учитывают особенности психодиагностики, где подчеркивается разные врожденные способности и реакция в детском возрасте. Однако педагоги концентрируют внимание на формирование способностей учащихся (школьников, студентов) методами дидактического процесса.

Напомним, что дидактика в художественном творчестве обеспечивает педагога четко выверенными ступенями обучающего алгоритма для формирования мотивации к самопрезентации своих достижений. В этом направлении уже есть методики работы с детьми, например, метод «карты Проппа», работы со студентами – метод «Шехерезады». Всего известно 17 методик активизации воображения, вариативности мышления, но в интернет-пространстве есть сведения, что существует 50 методик.

По нашему мнению, в каждой стране должны быть свои отечественные методики, что в перспективе создаст условия для обмена опытом на международном уровне.

Упор на модель сбалансированного обучения с учётом особенности художественного и графического наследия России, поскольку любая научная стратегия развития только на основе компьютерных технологий является однолинейной, формирует наднациональный (интернациональный) тип специалиста, если не использовать художественные ресурсы страны [7].

С позиции Болонской международной программы появление интернационального типа специалиста является позитивным фактором, такой специалист «мобилен» и «способен к коммуникации на языках». Но есть и другой аспект вопроса. С позиции критического самоанализа дизайнерам российских вузов недостойно создавать социальные плакаты только на английском языке, если вокруг живёт русскоговорящее население. Кроме того, географическая приближенность к России стран азиатско-восточного континента естественным образом должна быть подкреплена вниманием и уважением со стороны подрастающего поколения российских дизайнеров.

Например, после посещения Австралии педагоги рассказывают, что австралийские дизайнеры, впитавшие визуальные коды культур коренных жителей своей островной территории, создают необычайно колоритные импрессивные проекты [7]. Почему бы и российским дизайнерам не побороться за такой статус и мировое признание, имея богатейшие ресурсы культурных и природных ландшафтов от Калининграда до Камчатки, от Заполярья до степей на юге?

В коллективной статье, где авторы рассматривают возможности художественной проектной деятельности дизайнеров, отмечено, что всего лишь «один традиционный технический приём декорирования, завещанный нам мастерами ручной обработки натурального сырья одного локального ареала, может стать символом продукции индустриальных кластеров для целого региона» [6].

Мы выдвигаем экспериментальный проект-задание, особенность которого представлена интеграцией художественной и исторической составляющей в сценарии «придуманной истории-легенды». Идея обучающего метода в том, что ученикам необходимо выполнить задание не только по иллюстрированию сюжетов, но и дополнить «разрыв» в тексте недостающего звена сценария в виде текста и ряда сюжетов. Приём «разрыва» активизирует внимание и формирует мотивацию к самостоятельному творчеству у учащихся.

Примечание: новаторский метод заключается в том, что в задание заложен показатель геоинформатики: локальный ареал местности (страны, континента), хронологический временной интервал, приём «национально-культурной идентификации» персонажей легенды, который должен учитывать автор работы и корректно использовать коммуникативные этнохудожественные маркеры.

Идея методики заключается в развитии вариативного мышления и воображения на основе легенды (истории), которую необходимо проиллюстрировать и дополнить, вставив недостающий «пазл» многостраничной композиции /сценария = мы называем его «разрыв» в тексте недостающего звена сценария в виде текста и ряда сюжетов.

Вопрос: в чем конкретно состоит новаторская особенность применяемого метода «развитие вариативного мышления и воображения»?

Ответ: учащимся предлагается:

1) разработать сценарий легенды;

2) выбрать по желанию локальный ареал местности в регионах России или на любом континенте, изучить национально-культурные школы творчества или дизайна, сосредоточить внимание на конкретном типе жизнедеятельности в сельской, горной, прибрежной местности, что отражается на охоте, праздничной культуре, одежде локальной местности, народных ремеслах;

3) собранную информацию внести в иллюстративные сюжеты с персонажами;

4) проявить креативность иллюстратора-сорассказчика;

5) приобрести навык синтезирования вариативного мышления и воображения, навыка иллюстративного творчества в предлагаемых условиях местности, конкретных персонажей, определяемых автором сценария сообразно тексту истории-легенды.

В ценностный показатель успешности обучаемых входят: авторский сценарий легенды, разработка иллюстраций легенды, моральный или философский тезис, важный для воспитания подрастающей молодежи.

В перспективе авторскую легенду можно сделать театрализованной инсценировкой со студентами своей группы.

Образец подготовки легенды

с недостающим звеном (разрывом)

Итак, наша легенда гласит о двух враждующих народах. Главные персонажи: Старец–предводитель одного из народов, его дочь и молодой человек из "племени-противника".

Вражда была основана на убийстве жены Старца. Из-за чего он, в свое время, убил отца парня из племени-неприятеля (тот занял место погибшего родителя).

Но однажды дочь Старца собирала травы на опушке леса, встретила этого юношу. Между ними возникает симпатия, затем – любовь. Они стали искать встречи друг с другом на известной им опушке леса.

Но их встречи скоро стали известны всему племени. Об этом узнает Старец–отец девушки. Он решает уберечь дочь от отношений с юношей и начинает продумывать план убийства молодого человека. И, соответственно, планирует оставить его народ без предводителя. Осиротевшее племя вынуждено будет ему, победителю, подчиниться (таковы были законы выживания в период племенных распрей за территорию для охоты, за водоемы с чистой водой).

Далее – разрыв повествования легенды – задание: придумать сюжеты.

Кульминация: выясняется (а как именно и из-за чего – это и нужно придумать учащемуся), что мать девушки и жену Старца убил его же (Старца) родной брат.

Финал легенды (развязка): Старец преследует брата, тот убегает на вершину вулкана, но от серного газа клокочущей магмы теряет сознание и падает в жерло вулкана. Старец даёт добро на союз "детей". Влюблённые девушка и парень (как символический образ народов планеты) объединяются. Параллельно объединяются два племени в единый народ.

Мораль легенды: «не делай поспешных выводов: ситуация и время могут все исправить».

Вывод: ценность методики преподавания дизайна для будущих учителей школы состоит в том, что такая постановка задачи концентрирует внимание, активизирует мыслительный процесс, творческие школьники или студенты начинают поиск территории, маркеров национально-культурного компонента, мысленно продумывать композицию и технику изображения постраничных иллюстраций.

Аналог методики будущие педагоги смогут применить в организации учебного процесса в школе, предложить координаты легенды, сказки, которые будут интересны и посильны учащимся младших и старших классов. В идеале: к сценарию необходимо сделать разбивки на эпизоды, поскольку школьники могут выйти за режим задания и начать фантазировать «вольным стилем».

Задания переводят мыслительный процесс из развлекательного в воспитательный и философско-нравственный. Такой подход необходим для обучения подрастающей молодежи и понимания роли ответственности дизайнера-педагога за социальный и нравственный контекст всех деталей графических работ, которые выполняют школьники под его руководством.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Собр. соч. — Т.2. — М.: Педагогика, 1982.

  2. Красавкина Е.Н. К вопросу о разработке информационного ресурса для художественного образования с применением коммуникативных маркеров этнодизайна // Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). «Современные тенденции развития науки и технологий»: Сборник по материалам XVI Международной научно-практической конференции. – №7–6. – Белгород, 30 июля 2016. – С. 63–67.

  3. Коновалова А.В. Креативная парадигма профессионального мастерства как показатель социально-коммуникативной практики // Студенческий научный Форум РАЕ. Педагогические науки. Секция «Интеграция гуманитарных знаний, информационных технологий и проектной культуры экологического дизайна». – 2017.

  4. Рубинштейн С.Л. Воображение // Основы общей психологии. М., 1940.

  5. Ткалич С.К., Ткалич А.И., Коновалова А.В. Моделирование авторских обучающих программ на основе единой универсальной модели профессиональной подготовки педагогов творческих ВУЗов // В научном сборнике: «Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы». Чебоксары, Россия. –2017. С. 197–200.

  6. Ткалич С.К., Кулешова О.Д., Удод Н.М. Научный дизайн: востребованность обучающих модулей на основе интеграции традиций художественного мастерства, народных промыслов и мультимедиа // Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции в 3 частях. Научный центр «Диспут».–2015. С. 68–70.

  7. Ткалич С.К. Лекции и практикум по дисциплине «Методика преподавания дизайна». Осенний семестр. 2017 год. ХГФ, Институт искусств МПГУ.

  8. Torrance E. P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.

  9. Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.

Просмотров работы: 27636