ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЯХ

Прохоров А.Е., Сорокоумова Г.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Люди всё чаще отказываются от потребительского стиля жизни. Количество людей, участвующих в волонтёрских движениях возрастает. Но общество пока не в полной мере представляет, кто такие волонтёры, как устроена их работа, чем они занимаются? И главное, что ими движет? Какие черты характера и психологические особенности не позволяют им пройти мимо детей оставшихся без попечения родителей, одиноких стариков, беззащитных животных? Следовательно, актуальность нашего исследования определяется недостаточным раскрытием данного вопроса, которому и будет посвящена наша работа.

Цель исследования: выявление психологических особенностей у людей, принимающих участие в волонтёрских движениях. Мы предполагаем, что люди, принимающие участие в волонтёрских движениях в большей степени, чем люди, не принимающие участие в волонтёрских движениях, имеют: ориентацию на альтруизм; ориентацию на свободу; ощущение более полной осмысленности жизни; большее дружелюбие.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме мотивационной сферы и пличностных качеств людей, участвующих в волонтерских движениях.

2. Изучить историю развития волонтёрских движений. Особенности волонтёрской деятельности в России.

3. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей людей принимающих участие в волонтёрских движениях.

4. Разработать рекомендации организаторам волонтёрских движений.

Методологические основы исследования составили теория деятельности А.Н. Леонтьева, основные методологические положения отечественной психологии о деятельности и подходах к её изучению (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн),

Теоретическими основами исследования послужили работы зарубежных и отечественных исследователей по проблеме психологических особенностей людей принимающих участие в волонтёрских движениях: С. Михайловой, Е. Шековой, В.Э. Чудновского, В. Эфроимсона, М.Ильина и др. [6].

Методы исследования:

  1. Метод теоретического анализа психологической литературы по проблеме.

  2. Психодиагностические методики:

  • Выявление психологических особенностей в смысложизненных ориентациях с помощью: теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [2]

  • Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [4]

  • Диагностика межличностных отношений Лири [3].

  1. Методы количественного и качественного анализа:

  • t-критерий Стьюдента

  • критерий Манна-Уитни.

  • критерий Розенбаума

  • критерий φ*- угловое преобразование Фишера [5].

Экспериментальная база: в исследовании приняли участие 19 волонтёров (различных профессий) волонтёрской группы «Детский проект» г. Нижнего Новгорода и 21 посетитель нижегородского сайта интернет – покупок (различных профессий) не являющиеся волонтёрами.

В первой главе «Теоретический аспект изучения психологических особенностей людей участвующих в волонтёрских движениях» рассмотрены основные подходы к изучению структуры личности в психологии. Подробно раскрыты направленности личности, такие как: мотивация, толерантность, эмпатия, альтруизм.

Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы: в деятельности волонтёра очень важно иметь ясное представление о собственных мотивах участия в волонтёрских движениях. Во - первых, у людей обладающих в значительной степени такими качествами как: альтруизм, эмпатия, толерантность, высока вероятность «эмоционального сгорания», во - вторых – результативность деятельности волонтёры напрямую зависит от осознанности поступков её участников.

Во второй главе «Основы волонтёрской деятельности»дано определение волонтёрской деятельности, рассмотрена история возникновения волонтёрских движений. Подробно раскрыты виды участия в волонтёрской деятельности, цели и задачи волонтёрских движений.

Законодательно проблема волонтёрства в России мало изучена. Государственная поддержка безусловно необходима и на сегодняшний день явно недостаточна. Но главный принцип волонтёрства – «Помоги другому», можно осуществлять на любом даже зачаточном уровне, что подтверждает эффективная, результативная деятельность таких организаций как «Детский проект». Изучая работу организации «Детский проект» мы можем сделать выводы, что волонтёрской деятельностью занимаются люди креативные, ответственные, альтруистичные, увлечённые. Волонтёры этой организации занимаются не разовой помощью, а организовывают долгосрочные проекты, что безусловно приносит большую пользу детям, веру в безвозмездную и реальную помощь – учреждениям, а их просветительская деятельность открывает возможность многим людям не оставаться безучастными, проявляя лучшие из своих человеческих качеств. То есть в волонтерской деятельности укрепляется гражданская позиция человека, развиваются его умения, навыки, удовлетворяется потребность в самоуважении.

В третьей главе «Эмпирическое исследование психологических особенностей людей принимающих участие в волонтёрских движениях» представлен ход экспериментальных исследований психологических особенностей людей принимающих участие в волонтёрских движениях. Прведено изучение психологических особенностей в смысложизненных ориентациях с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Проведена диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной. Проведена диагностика межличностных отношений Лири. Проведен количественный и качественный анализ полученных результатов исследований.

Средняя осмысленность жизни по всей выборке составила 108,37 баллов при стандартном отклонении 15,57. Следовательно, респонденты, набравшие по шкале менее 93 баллов, были отнесены к группе с низкой осмысленностью жизни; набравшие от 96 до 125 баллов – к группе средней осмысленности жизни, а набравшие более 123 баллов – к группе с высокой осмысленностью жизни. Таким образом, были определены три группы респондентов с различным уровнем осмысленности жизни. Сравнительные данные общей осмысленности жизни по всей выборке приведены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Показатели осмысленности жизни в трех группах

В группу с высокой осмысленностью жизни вошли 8 человек, что составляет 23% от общего числа испытуемых. В группу средней осмысленности жизни вошло 21 человек, что составляет 60% от всей выборки. Самой малочисленной группой является группа с низкой осмысленностью жизни, в нее вошло 6 человек, и это составляет 17% от общей выборки.

Проанализируем следующие субшкалы в СЖО: Цели, Процесс, Результат, Локус контроль-Я, Локус контроль-жизнь исходя из приведенной ниже гистограммы 1.

В таблице 1 приведены взвешенные баллы у волонтеров и не волонтеров.

Таблица 1.

Средние баллы субшкал у волонтеров и не волонтеров

 

Цели

Процесс

Результат

Локус контроля-Я

Локус контроля-жизнь

Волонтеры

34,32

33,89

25,89

21,79

34,11

Не волонтеры

33,53

30,84

28,21

20,58

32,68

У исследуемых волонтёров, выявлены особенности их личности.

  • Их уровень альтруизма высок, что соответствует деятельности, которой волонтёры занимаются, при этом совершенно бесплатно

  • Положительный и более высокий результат по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими.

  • Высокий уровень ориентации на труд зарегистрирован у волонтёров, которые значительно превосходят по данному показателю не волонтеров. Можно сказать, что волонтеры в большей степени ориентированы на труд, выполнение своей профессиональной деятельности, и в меньшей степени, чем не волонтеры, на получение материальных благ и вознаграждение.

  • Ориентация волонтеров на свободу - значительно превосходит аналогичный показатель среди не волонтеров. Для этих людей более важна свобода в выборе профессии, интересов, чем деньги и власть.

  • Гипотеза о том, что люди, принимающие участие в волонтёрских движениях в большей степени, чем люди, не принимающие участие волонтёрских движениях, ощущают более полную осмысленность жизни – не подтвердилась. Волонтеры не отличаются от людей, не занимающихся волонтерской деятельностью, по восприятию жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. показатель процесса жизни или интереса и эмоциональной насыщенности жизни у волонтеров не отличается от аналогичных показателей людей, не участвующих в волонтерских движениях. Общий показатель осмысленности жизни у волонтеров не отличается от аналогичных показателей людей, не участвующих в волонтерских движениях.

Дано обоснование и описание комплекса методик, который позволил определить психологические особенности людей принимающих участие в волонтёрских движениях.

С учетом психологических особенностей людей принимающих участие в волонтёрских движениях нами предложены базовые рекомендации для организаторов волонтёрских движений.

На основе проведенного исследования нами разработаны рекомендации для работы с волонтерами. Мы считаем, что организациям необходимо продумать методы поощрения волонтеров и соблюдать некоторые условия в работе с волонтёрами.

1. Не меньше одного раза в год координатор должен организовать общее собрание волонтеров и выразить благодарность по итогам работы за год. В такие моменты очень важно напоминать каждому о миссии, структуре и политике организации. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов организации, волонтер получает эффективную мотивацию.

2. Необходимо организовать работу с вновь прибывшими волонтёрами. Желательно, чтобы встречи с новичками проводились опытными волонтёрами, которые могут рассказать о разных направлениях работы. Полно и доступно описать различные формы участия. Люди часто не решаются на участие, в каком либо движении, представляя, что их вклад должен быть глобален, либо материально подкреплён.

3. Важно использовать разные формы поощрения волонтеров; например, не каждому человеку нравится, когда его хвалят в присутствии большой аудитории, вручают дипломы или дают интервью для прессы. Поощрение вместе со стимулированием делает свой вклад в создание хорошей рабочей атмосферы и повышение эффективности труда. Волонтеры должны чувствовать благодарность за свой труд. Поощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей.

Формы поощрения волонтеров включают:

- празднование Дня Волонтеров;

- поздравление с днем рождения;

- получение значка с логотипом организации;

- включение имени в доклад организации;

- приглашение волонтера на неофициальные встречи команды;

- рассылка открыток с хорошими пожеланиями;

- помощь волонтеру в повышении квалификации.

Выражение благодарности принесет желаемые результаты, если Вы помните, что необходимо:

- выражать благодарность часто;

- использовать разные формы признательности;

- быть честным;

- выражать удовлетворение человеком, а не только работой;

- соизмерять признательность в соответствии с достижениями;

- использовать одни и те же или похожие награды для одинаковых успехов;

- обращать особое внимание на те достижения, которые волонтер оценивает наиболее высоко.

Теоретическая значимость работы: в выпускной квалификационной работе рассмотрены психологические особенности людей, участвующих в волонтёрских движениях, уточнены понятия о волонтёрской деятельности, рассмотрены различные формы участия в волонтёрской деятельности.

Практическая значимость работы: в данной работе определены психологические особенности людей, участвующих в волонтёрских движениях. Результаты исследования и выбранные для исследования методики можно будет использовать в составлении методического комплекса, с целью прогноза успешности деятельности потенциальных волонтеров в работе волонтёрской группы «Детский проект».

Список литературы:

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы http://www.isovet.ru/

  2. Леонтьев Д.А. Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) http://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev

  3. Лири Т. Диагностика межличностных отношений http://testoteka.narod.ru/mlo/1/26.html

  4. Потемкина О.Ф. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере http://psycabi.net/testy/254-test-chto-vazhno-v-zhizni-metodika-diagnostiki-sotsialno-psikhologicheskikh-ustanovok-lichnosti-v-motivatsionno-potrebnostnoj-sfere-o-f-potemkinoj

  5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. 350 с.

  6. Шековой Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд. №4. 2003. С. 6-7.

Просмотров работы: 590