ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Васильева С.С. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время тема лидерства является ключевой во многих сферах жизни человека. Обществу нужны компетентные и активные специалисты, способные принимать самостоятельные решения, брать за них ответственность, работать в разных командах, принимая на себя различные роли; лидеры и организаторы, способные предложить нестандартные идеи и вести за собой других. Тема развития лидерских качеств является актуальной, особенно для психолого-педагогического направления, когда выпускники должны уметь работать с разными категориями детей и молодежи, использовать современные технологии работы.

Задача подготовки конкурентоспособных кадров лежит, прежде всего. В основе учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Начиная с первого, курса студентам предлагаются проблемные группы («Познай себя» и др.), научные кружки, проблемно-проектные семинары и т.д. Уже с первого курса важно начинать работу над проектированием своего индивидуального профессионального пути. На последующих курсах предлагаются курсы по выбору, стажировки на базе психологических центров. Система воспитательной работы предлагает студентам принять участие в различных мероприятиях, конкурсах и т.д.

Процесс выявления лидеров осуществляется уже на первом курсе, при взаимодействии с куратором студенческой группы, с целью адаптации студентов к условиям обучения в вузе и формирования здорового психологического климата в студенческом коллективе. Значительная роль в процессе выявления лидеров отводится тестированию и методу социометрии, который включает вопросы, затрагивающие основные сферы жизнедеятельности студенческого коллектива. Важное значение в системе выявления социально активных студентов имеет внеучебная деятельность в комплексе разнообразных мероприятий. Активные студенты могут проявить себя на творческой практике, участвуя в подготовке и организации мероприятий, посвященных «Дню знаний». Знакомству студентов друг с другом способствует участие в учебе студенческого актива, которая направлена на адаптацию студентов-первокурсников, распределению их по направлениям деятельности студенческого актива, включению в различные коллективы и т.д. Таким образом, немаловажным потенциалом развития лидерских качеств обладает студенческое самоуправление. Далее работа со студентами-лидерами представляет собой деятельность по развитию лидерских качеств, осуществляемую как посредством обучения, так и актуализацией полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Движение в данном направлении необходимо с учетом актуальных потребностей молодых людей. Например, значительным потенциалом развития лидерских качеств обладает проектная деятельность. Сначала студент может быть просто участников проекта, потом отвечать за определенное направление проекта или разработать свой собственный проект, набрать и обучить команду проекта и т.д. Данный вид деятельности вызывает у студентов значительный интерес. Вся система потребностей и стремлений в студенческом возрасте упорядочивается и интегрируется формирующейся системой представлений, убеждений, взглядов на окружающую действительность, т.е. мировоззрением. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в поступках человека, деятельности, его поведением и накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы. Именно на данном возрастном этапе оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, представляющей собой стремление к реализации собственных возможностей и способностей, умение взять на себя ответственность, быть активным субъектом деятельности. для студента важно проявить свою индивидуальность, развить профессионально важные качества, наметить индивидуальную траекторию профессионального саморазвития и самообразования. Знание возрастных и социально-психологических особенностей личности студента позволяет находить реальные возможности их учета в условиях современного обучения в высшей школе.

Для будущего педагога-психолога важно хорошо знать свою индивидуальность, чтобы потом способствовать развитию индивидуальности учащихся, виды деятельности психолога, владеть не только традиционными, но и инновационными технологиями, знать и учитывать в своей работе социально-психологические особенности современных детей и т.д.

Вследствие этого, создание психолого-педагогических условий, способствующих становлению личности и индивидуальности, готовой принять на себя роль лидера – одна из основных задач в системе высшего образования.

На факультет психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого было проведено анкетирование студентов 1 курса. Студенты-первокурсники отмечают, что лидер - это "человек, за которым хотят идти другие люди, который в трудной ситуации может взять всё в свои руки, а так же способный сплотить коллектив и т.д". По мнению студентов, лидер должен обладать такими качествами, как: ответственность, уверенность, харизматичность, трудолюбие, стрессоустойчивость, терпение, доброта и др. По мнению опрашиваемых, лидером становятся, ведь лидерские качества формируются в течение жизни. Многие студенты хотели бы стать лидером, объединять людей и развивать в них новые качества. Они считают, что благодаря этому можно приобрести важный жизненный опыт в общении и взаимодействии с людьми. По мнению студентов, развитию лидерских качеств способствует учебно-воспитательный процесс вуза. Особенно отмечается участие студентов в таких мероприятиях, как: «День знаний», «Учеба студенческого актива», добровольческие акции и т.д.

Просмотров работы: 119