Учитель не должен разделять учеников на хороших и плохих, умных и глупых. Такая классификация часто приводит к тому, что отличники становятся изгоями, двоечники — лидерами, а хорошисты — серой массой. Доминирующие личности в детском коллективе, как правило, действуют по законам улицы — кто сильнее, тот и прав. Отсюда появляются не только психологические конфликты, но и физические разборки, которые редко заканчиваются позитивно и безболезненно.
Профессиональный учитель должен вовремя почувствовать нарастающий конфликт среди учащихся и постараться решить его без внедрения родителей, завуча и директора.
Обязательно доверительное взаимоотношение, учащихся с учителями – уважение личности школьника.
Отношения учителя и ученика строятся на доверии, поэтому учитель не должен обещать своим подопечным рассмотрение конфликта в индивидуальном порядке, а после предавать огласке все нюансы происшествия. При потере доверия между учеником и учителем возможно систематическое нарушение дисциплины, потому что ребенок больше не испытывает уважения к своему наставнику.
Учитель не должен бояться хвалить учеников за оценки. Похвала действует на ребенка, как глоток воды в пустыне. Но и излишняя похвала может стать причиной лени и безразличия к остальным предметам, в которых ученик преуспевает не так успешно. Хороший учитель способен пробудить интерес школьника ко всему учебному процессу сразу. Отношения учителя и ученика становятся диалогом лишь в том случае, если каждый участник диалога охотно поддерживает беседу, но учитель не должен строить этот диалог исключительно с одним учеником. Обретение контакта со всем коллективом — это призвание, которое оценивается детьми безоговорочно.
Отношения учителя и ученика должны быть крепкими, но необходима разумная дистанции. Индивидуальный подход к каждому ребенку — это талант, но им наделен не каждый учитель.
Ребенок кодирует в памяти позитивный образ учителя, поэтому не боится быть активным на уроках и свободно чувствует себя на перемене, и самое главное- не ждать благодарности, быть искренним с учениками, не уставать разговаривать с детьми.
Родителям не надо избегать общения с учителем. Школа — это заведение, где формируют человека. Надо быть в курсе всех событий, которые происходят в школе, но не слишком контролировать ребенка. Позволять ему чувствовать себя самостоятельным и организованным.
Приятно, когда уже взрослый человек вспоминает о своем первом учителе как о прекрасном наставнике, который сформировал его мировоззрение, пригодившееся ему на пути к успешному будущему.