ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Дашкова И.В. 1
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время способность человека самостоятельно работать и субъективно мыслить дает возможность задействовать свой личностный потенциал для решения разного рода задач, дает толчок к развитию современного общества и общекультурного фундамента образования.

Работодателям требуются выпускники, которые не станут ждать четких рекомендаций и инструкций от начальства. Им нужны работники со сложившимся опытом в проектировании и конструировании, работники, способные сами принимать оперативные решения, инициативные, готовые к стрессовым ситуациям и умеющие из них выходить.

Каждое предприятие стремится к тому, чтобы их производство устойчиво развивалось. И для этого персонал, который работает на этом предприятии и выполняет работу, влияющую на качество изготавливаемой продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием и навыками. Другими словами, работник должен быть профессионально компетентен, а сама организация должна определить наличие необходимой компетентности.

Современные выпускники должны соответствовать ряду профессиональных и непрофессиональных требований, например:

1. Иметь единое и полное восприятие окружающего мира и ощущения единства с ними, а также полное понимание процесса и результата деятельности.

2. Владеть технологиями принятия оптимальных решений, умениями приспосабливаться к различным изменениям, предсказывать развитие течения той или иной ситуации в ходе работы.

3. Уметь самостоятельно находить необходимую информацию в справочной литературе, анализировать ее и на основе полученных знаний принимать решения и т.д.

Компетентностный подход на первое место ставит не то, как проинформирован студент, а то, как он умеет решать возникшие трудности и проблемы в той или иной ситуации. С позиции компетентстного подхода основным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций.

При обучении в техническом ВУЗе у студента на разных этапах образовательной деятельности формируются разные компетенции. Например, в первых семестрах студенты изучают общенаучные дисциплины, такие как физика, химия, философия, история, иностранный язык. В ходе изучения этих дисциплин у них формируются навыки обучения и самостоятельной работы. Студенты учатся работать в коллективе, терпимо относясь к общесоциальным и национальным различиям людей. Учатся использовать основы полученных знаний в различных сферах деятельности. У обучающихся появляются способности к самоорганизации и самообразованию, способности к правильному изложению собственных мыслей в устной и письменной речи при общении с людьми и для решения поставленных задач и целей.

На следующем этапе начинается изучение общепрофессиональных дисциплин, в частности, материаловедения, инженерной графики, метрологии, основ проектирования и конструирования. У студентов появляется умение применять основополагающие законы по дисциплинам естественных наук в профессиональной деятельности, умение использовать методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Студенты начинают владеть основными способами и средствами принятия, содержания и обработки информации. У них появляется способность решать простые задачи в профессиональной сфере их деятельности на основе информационной и библиографической культуры с использованием информационно-коммуникативных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Они начинают осознавать основное свойство и назначение информации в процессах развития современного мира.

На последнем этапе обучения в ВУЗе преподают специальные дисциплины. После их изучения студенты могут принимать участие в действиях по составлению научных отчетов по проделанной работе и во введении полученных результатов исследований в нужную профессиональную область. Так же могут быть способны участвовать в работах над инновационными проектами, используя основные методы исследовательской практики. У обучающихся появляются умения выполнять первоначальные экономические и технические обоснования проектных решений, умения выполнять патентные исследования для обеспечения патентной чистоты новых проектных решений, умения применять методы контроля качества объектов и изделий в области профессиональной деятельности, проводить анализирование возможных причин нарушений технологических процессов и подготавливать мероприятия для их предотвращения. Студенты должны быть способны разрабатывать технологическую и производственную документацию, применяя для этого современные инструментальные средства, способны обеспечить техническое оснащение рабочих мест с размещением технологического оборудования. Они должны уметь выбирать основные и вспомогательные материалы и способы осуществления ключевых технологических процессов, должны уметь использовать методы стандартных испытаний по нахождению физических и механических свойств и технологических показателей применяемых материалов и готовой продукции. Так же студенты могут быть способны организовывать работу небольшой группы рабочих, уметь составлять техническую документацию и подготавливать отчеты по унифицированным формам. Должны уметь проводить оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, должны получить умения в составлении заявок на закупку технологического оборудования, оснастки и запасных частей, подготавливать техническую документацию на ремонт и утилизацию оборудования.

В заключении можно сделать вывод, что компетентность является очень важным фактором, который влияет на качество работы и полученные результаты. В любой сфере деятельности будет востребован и особенно ценен именно тот сотрудник, который полностью обладает необходимыми профессиональными компетенциями в данной области.

Список литературы

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 15.03.01 Машиностроение (уровень бакалавриата): приказ от 03.09.2015 № 957 // Вестник образования. — 2011. — № 4. — С.10-77. — // Администратор образования. 2011. № 5. С.32-72.

  2. Пономарева О. С., Майорова Т. В. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. — 2014. — № 2 (46). — С. 82–87

  3. Пономарева О. С. Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/32/931/ (дата обращения: 14.12.2017)

Просмотров работы: 191