ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ

Голодняк Е.Н. 1
1краснодарский кооперативный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В числе важнейших предпосылок оптимального управления производством построение и использование планов и программ.

Планирование - это определение целей и задач организации на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основными элементами построения любых планов являются:

1) определение перспектив развития;

2) анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития;

3) разработка на этой основе программы мероприятий и выбор средств воздействия для достижения поставленной цели.

Необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием организации с внешней средой является бизнес-план.

Бизнес- план – это целевой, программный документ, представляющий собой систему, отраженную на рисунке 1.

 

Система бизнес-плана

 

 

Расчеты

Технико-экономические обоснования

Совокупность экономических показателей

Описание мер и действий

 

Рисунок 1 – Система бизнес-плана

Бизнес-план не только дает возможность выявить круг проблем, стоящих перед организацией при реализации своих целей в конкурентной хозяйственной среде, но и позволяет определить и обеспечить возможности решения этих проблем. В зависимости от целей инвестирования зависят типы бизнес планов, позволяющие достигать поставленной цели (рисунок 2).

Рисунок 2 – Типы бизнес-планов

Основное предназначение бизнес-плана - достижение наилучших результатов в финансово-экономической деятельности организации.

Бизнес-план выступает базисом бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами, поэтому он должен отражать существо дела и перспективы участия в нем заинтересованного лица.

Ключевые функции бизнес- плана:

- обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым организациям, а также действующим организациям при разработке ими новых направлений деятельности;

- планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнес;

- привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов.

Виды эффективности бизнес-планов представлены на рисунке 3.

 

Виды эффективности бизнес-плана

 

 

Коммерческая или финансовая

эффективность

Социально- экономическая эффективность

(оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта)

 

 

Бюджетная эффективность

(отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование федерального, регионального или местного бюджета)

 

Рисунок 3 – Виды эффективности бизнес-плана

Функции бизнес-плана можно разделить на внешние (таблица 1) и внутриорганизационные (таблица 2).

Таблица 1 – Внешниефункции бизнес- плана

Функции бизнес- плана

Содержание

Макроэкономический анализ соответствующих сфер производства

Определение стратегических тенденций развития производства

Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики

Разработка и реализация государственной политики;

разработка и реализация региональной политики

Привлечение инвестиций

Реальные инвестиции: централизованные инвестиции (государственные, региональные программы); дотации, субсидии;

финансовые инвестиции: подготовка эмиссии акций и реализации их на фондовом рынке.

Привлечение заемного капитала

Ссуды, кредиты

Установление деловых контактов, изучение целей участников

Организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов

Обоснование направлений реализации

Приватизация государственных (муниципальных) предприятий;

обоснование совместных производств с другими организациями;

обоснование использования иностранного капитала;

обоснование создания финансово-промышленных групп или вложения в них

Функция управления производством накладывает свой отпечаток на функции бизнес-плана организации и их содержание.

Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта достаточно рутинный процесс, в течение которого руководитель проекта должен быть ориентирован на следующие мероприятия:

1) проведение маркетинговых исследований с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги;

2) оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей организации требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления;

3) определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки;

Таблица 2 – Внутриорганизационные функции бизнес-плана

Функция управления

производством

Функция бизнес- плана

Содержание

Планирование и оценка деятельности

Разработка долговременных стратегий (концепций) развития;

обоснование конкретных направлений деятельности, краткосрочных её целей;

разработка тактики их достижений;прогнозирование результатов деятельности.

Оценка научно-технического, производственного потенциала.

Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования.

Оценка степени использования имеющегося потенциала.

Выявление и оценка резервов.

Разработка мероприятий по научно- техническому развитию.

Организация деятельности

Определение центров ответственности за результаты деятельности.

Анализ соответствия кадрового состава.

Анализ системы оплаты труда.

Обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей.

Переподготовка (повышение квалификации); подбор новых кадров.

Оценка существующей системы оплаты труда.

Контроль, учет производства

Контроль результатов деятельности, учет.

Определение степени и факторов риска.

Отчетность перед собственниками;

лабильность проекта производства, подготовка к внезапным изменениям.

Учет отклонений от плана, их анализ.

Разработка мероприятий по снижению риска.

Обеспечение устойчивости и живучести проекта.

4) определение поставщиков технологического оборудования и соглашения с ними условий его поставки;

5) предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога;

6) определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта.

Наиболее часто в литературе встречается мнение специалистов, что типовой бизнес-план должен содержать, как минимум, следующие разделы (рисунок 4).

 

Бизнес-план

 

 

Резюме (обзорный раздел)

 

 

Общее описание компании-инициатора инвестиционного проекта

 

 

Продукция и услуги

 

 

План маркетинга

 

 

План производства

 

 

Управление и организация

 

 

Капитал и юридическая форма организации

 

 

Финансовый план

 

 

Оценка рисков и страхование

 

 

Анализ чувствительности проекта

 

 

Охрана окружающей среды

 

 

Приложения

 

 

Резюме (краткие выводы)

 

Рисунок 4 – Основныеразделы бизнес-плана

Важно отметить, что именно краткие выводы должны в лаконичной и убедительной форме отразить сущность предлагаемого проекта таким образом, чтобы заинтересовать инвестора и убедить его в преимуществах данного проекта по сравнению с проектами конкурентов. По этой причине резюме (краткие выводы) можно назвать решающей частью бизнес-плана.

Просмотров работы: 75