Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями.
По мнению О.С. Ахмановой, А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева, В.К. Харченко, А.М. Шахнаровича, С.Н. Цейтлина образной является иносказательная речь, связывающая с называнием предмета ряд представлений, вызывающих эмоциональные переживания.
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин подчеркивают выражение в образе обобщенного содержания и его оттенков, развития эмоциональной выразительности речи.
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской, М.М. Кониной определена необходимость проведения специальной работы, направленной на овладение способами выражения в слове определенного художественного содержания.
В трудах Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Р.Г. Казаковой развитие образности речи рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства.
Образность речи – наличие в ней изобразительности, наглядности, «картинности» при обозначении предмета, признака, действия словом или другой языковой (речевой) единицей, например, словосочетанием или предложением [2, с. 60].
На занятиях изобразительной деятельности дошкольники знакомятся с многообразием литературных произведений, их жанровыми и специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.
По мнению С.Л. Рубинштейна, «развитие образности – важная характеристика связной речи, необходимое условие для построения контекста новыми речевыми средствами». «Проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, … так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли» [14, с. 32].
Все формы образности речи – метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Образная речь формируется, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
В создании грамматического строя речи в плане образности особенную роль играет овладение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании. Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов), роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков, их роль в построении связного высказывания.
Ребенок может воспринимать художественный образ живописного произведения и соотносить это восприятие с созданием словесного образа, который он передает в собственном сочинении. Здесь речь идет не о прямом описании или рассказе по содержанию картины (что часто наблюдается в практике работы дошкольных учреждений), а о восприятии образа произведений, будь то пейзаж, натюрморт или жанровая картина, и о дальнейшем осмыслении его, умении передать свои впечатления в словесном творчестве.
Характеристика разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, пейзаж, жанровая и историческая картина, портрет) дается для того, чтобы подчеркнуть, какие специфические особенности каждого жанра доступны пониманию дошкольников (сюжет, композиция, колорит). Картина раскрывает перед ребенком новое содержание, будит новые впечатления и ассоциации, развивает воображение.
Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется четкая структура, содержатся разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения). Ребята не только могут составить рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, но и замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.
Дети могут выполнить творческие задания, целью которых является:
уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;
включение в диалог персонажей новых действий и передача импровизированного диалога с новыми интонациями;
выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;
придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
соединение сюжетов произведений разных жанров;
подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
драматизация наиболее интересных отрывков произведений;
развитие отдельных сценических навыков, исполнение реплик героев;
рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;
соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.
Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности. Все это, по мнению Л.В. Таниной, способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений [16, с. 136].
Таким образом, по мнению различных авторов (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Л.В. Таниной, Е.В. Савушкиной, Е.Н. Судаковой, А.В. Белошистой), развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются:
воспитание любви и интереса к художественному слову;
развитие «чувства языка»;
формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;
воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;
формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;
развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);
развитие умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи;
воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;
формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.
Однако, несмотря на достаточную разработанность проблемы развития образной речи дошкольников, большинство педагогов акцентируют свое внимание на разнообразных произведениях художественной литературы. О значении произведений изобразительного искусства для развития образности речи детей дошкольного возраста некоторые авторы упоминают лишь вскользь, другие – отмечают их важное значение скорее для эстетического, нежели речевого, воспитания дошкольника, и только некоторые авторы отмечают, что при восприятии художественного образа произведений живописи происходит развитие словесного творчества дошкольников (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).
На наш взгляд, роль изобразительного искусства в формировании образной речи дошкольников недооценена в современной педагогике.
В современном обществе особое значение придается умению связно и образно излагать мысли. Это способствует как успешности коммуникативной деятельности, так и успехам в обучении и в профессиональной деятельности. Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что основы образной речи закладываются в дошкольном детстве. Задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, при этом на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Образность речи – наличие в ней изобразительности, наглядности, «картинности» при обозначении предмета, признака, действия словом.
Старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.
Литература:
Лихачев, Б.Г. Теория эстетического воспитания /Б.Г. Лихачев. – Прогресс, М.: 2012.
Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада /Т.С. Комарова. – 2-е издание. М.: Просвещение, 2014.
Ожерельева О.В. Искусство в дизайнерском творчестве детей. Радужная палитра. Методические материалы для дополнительного образования детей. Борисоглебск. 2012. С. 218. Ил. 40.
Ушинский К.Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2015.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 160 с.