СИСТЕМА НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ, ИХ ФУНКЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СИСТЕМА НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ, ИХ ФУНКЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Заворыкин М.А. 1
1Невинномысский Государственный Гуманитарно-Технический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Практика проведения нетрадиционных форм занятий по художественным дисциплинам, таким как «Живопись», «Рисунок», «Композиция» и так далее показывает, что эффективное и своевременное введение в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения, с последующей разработкой их обучающих функции при проведении практических занятий у студентов происходит не только в учебном процессе. Эффективность данных форм находит свое применение и при изучении специальных дисциплин, в том числе при освоении дополнительных специальных программ и специальных курсов. Причем предлагаемые программы обучения по инновационным формам занятий на специальных курсах не являются обязательными и не ограничиваются рамками одной специальности.

Так как основной сутью профессионального обучения для студентов-дизайнеров является постижение процессов созидательной и новаторской деятельности человека, закономерностей общения и способов управления индивидом и группой, приобщение к компоненту формирования научного представления об окружающем мире, а также проектирование материальных объектов. Содержание нетрадиционных форм практических знаний, с традиционными формами заданий которыми должен владеть педагог-дизайнер достаточно объемно (схема 1)

Схема 1 – Практические знания необходимые для разработки нетрадиционных форм заданий

В процессе художественной изобразительной, а точнее живописной деятельности студент приобретает навыки профессионального художника и дизайнера, а именно технологически грамотно выполнять проектируемое живописное изображение (схема 2).

Схема 2– Структура разработки и выполнения художественных произведений

Итак, основная задача дизайнера обучающегося по специальному курсу «Масляная живопись» не только проектировать и воплощать живописный проект в материал, но и формировать вкусы окружающих, их культуру. Следовательно, должна учитываться модель применения нетрадиционных форм занятий в структуре профессиональной подготовки, раскрывающая этапы творческого процесса при создании живописного произведения. В тоже время искусство масляной живописи, являющейся основной живописной техникой находится в пограничной зоне изобразительного искусства, а так же наук о мировой художественной культуре, художественной эстетики и представляет собой интегративную область знаний, которую можно разделить на определенные циклы дисциплин, включающие в себя отдельные узловые вопросы цветоведения и колористки, живописи, пленера, рисунка. Проработка образовательных курсов отраслевой подготовки в условиях введения нетрадиционных образовательных форм ведения занятий, осуществляется в форме проектной деятельности, под которой можно понимать целенаправленные действия по разработке и воплощению замысла, а в конечном результате - созданию живописного произведения, с подбором, как заимствованных знаний, так и собственных. Данные умения и навыки, полученные в результате практической деятельности, с включением нетрадиционных форм передачи знаний должны в первую очередь решать проблему использования в дальнейшей собственной творческой деятельности этих знаний, умений и навыков на практике. Умение подготовить студента в рамках изучения художественных дисциплин, и так же способного конкурировать на рынке идей и новейших изобразительных технологий, возможно только при высоком уровне разработки и ведению в образовательный процесс нетрадиционных форм занятий.

Итак, в условиях разработки и введения в образовательный процесс нетрадиционных форм занятий субъектами педагогической изобразительной деятельности выступают как студенты, так и преподаватели, объектом – произведение, выполненное в технике масляная живопись. Обучение по спецкурсу «Масляная живопись» включает в себя систему получения профессиональных знаний, умений, навыков в сфере изобразительного искусства, живописи, рисунка. Это знания теоретических основ, положений и современных методов технического выполнения. Необходимо в результате обучение и закрепление знаний по колористическим закономерностям, формообразованию объектов предметной среды, изучение пластических свойств цвета и формы у материалов. В результате изучения спецкурса «Масляная живопись» необходимо определение основ и правил содержания и методики организации, проведения профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства, в том числе и живописи.

Нетрадиционные формы занятий при введении их в образовательный процесс у педагога-дизайнера должны подразделятся на ряд специфических видов деятельности (схема 3).

Схема 3– Виды деятельности педагога при организации спецкурса

При организации спецкурса необходимо определить количественный состав группы. Для эффективного процесса обучения он должен не превышать количество человек в подгруппе, а именно 6-10. Так же необходимо выявить их подготовительный уровень. А именно, сколько учащихся имеют начальную школу (изостудии, художественные школы) и студенты, получившие образование в средних общеобразовательных учреждениях и изучавшие изобразительное искусство и мировую художественную культуру. Состав студенческих групп, в которых проводились исследования, имеет разно уровневую подготовку. Выявлены три уровня изобразительной подготовки: на уровне средней муниципальных образовательной школы, художественной школы, средне-специального учреждения.

В образовательных учреждениях, типа художественных школ, изобразительная подготовка осуществляется до 9 класса. Таким образом, и среди выпускников школ выявляются различные уровни подготовки, уже в силу того, что программы по изобразительной подготовке различны. Степень художественной подготовленности студентов начального курса определяется способностями, но не навыками и умениями.

Содержание программы позволяет студентам понять, что кроме внешнего впечатления от живописного вида важна и так называемая коммуникативная механика, образный строй произведения требующая знаний законов общения и умений живописи, как искусства, профессионального их применять. Необходимость данного курса объясняется значимостью представлений о живописи в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. Знание техники живописи и живописи в рамках изучения мировой нетрадиционных форм занятий. Особенностью курса является его практическая направленность. Спецкурс «Масляная живопись» содержит базовые живописные основы, на которые опирается преподаватель в развитии у студентов нетрадиционных форм занятий. Они включают в себя целостное представление о роли и месте живописи в современной культуре, изучение действенности изобразительных средств на человека. Важным аспектом также является систематизация и углубление знаний студентов по данному предмету с целью активного применения приобретенных навыков в практической деятельности. Знание эстетических норм и следование художественному и культурному наследию позитивно влияет на формирование нетрадиционных форм занятий человека. Возникает потребность в изучении и реализации живописи и живописных средств как системы знаков и форм регулирования человеческого общения, получения практических рекомендаций по созданию художественного образа, которые берут свое начало в работе со специальной литературой, подборе и систематизации изобразительного материала, работа с аналогами. Таким образом, предварительная теоретическая и практическая работа в рамках изучения спецкурса, является базой для дальнейшей деятельности направленной на разработку и введения в образовательный процесс нетрадиционных форм занятий. Как следствие, для достижения максимальной эффективности поставленных целей в рабочую программу «Масляная живопись» были включены курс лекций и практические занятия нетрадиционных форм.

Реализация программы спецкурса «Масляная живопись» предполагает открытость и многофункциональность: каждый из участников может себя реализовать и как художник и как искусствовед, потому как знания, полученные в результате изучения программы спецкурса включают в себя освоение не только новых техник, но и стилей живописи и мирового художественного искусства в целом. Участие в выставочной деятельности предполагает выявление не только различных уровней учащихся, но и их профессиональных способностей и направленности. Так же этот вид деятельности способствует выявлению талантливых студентов, стимулирует их творческий рост, и как следствие и профессиональную адаптацию в современных условиях, обмен опытом, повышение значимости и престижа творческой профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. -238 с.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -М.: Просвещение, 1981.-239 с.

3. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. -506 с.

4. Дункер К. Психология продуктивного творческого мышления: Сб. переводов / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: искусство, 1982. - 212 с.

Просмотров работы: 84