ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ДЛЯ МЕНЕДЖМЕНТА ПРИГОРОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ДЛЯ МЕНЕДЖМЕНТА ПРИГОРОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

Гончарова Д.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Инженерно-экономический факультет, 38.04.02 направление «Менеджмент»: магистерская программа: Производственный менеджмент
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Использование процессного подхода является одним из важнейших направлений повышения эффективности менеджмента компаний. Внедрение процессного подхода предполагает идентификацию бизнес процессов, выделение ключевых факторов успеха, что позволит выделить приоритетные направления оптимизации внутренних процессов.

В настоящее время одной из составляющих конкурентоспособности компании является качество менеджмента. Руководители, считают свою компанию стабильной, если, четко налажена организация управления, которая в свою очередь соответствует мировым стандартам. Ответы на все вопросы находятся на поверхности, стоит лишь посмотреть, как действует и какими инструментами пользуются зарубежные и крупные российские компании. В качестве объекта исследования автором была выбрана транспортная пригородная железнодорожная компания, функционирующая в границах Новосибирской области - ОАО «Экспресс-Пригород»[5].

Важнейшим условием применения процессного подхода является идентификация бизнес-процессов. М.Хаммер и Дж. Чампи говорили, что любое изменения в бизнесе требует инновационного подхода к самому управлению на общей базе бизнес-процессов, целью которых является максимальное удовлетворение потребителей, в данном случае пассажиров ОАО «Экспресс-пригород Суть процессного подхода состоит в том, чтобы клиенту (пассажиру), можно было предоставить продукт или услугу в по оптимальной цене при сохранении качества. При этом основной задачей перевозчика становится совершенствование внутренних процессов за счет устранения лишних операций[2].

Поэтому процессный подход рассматривается, как эффективным инструмент менеджмента ОАО «Экспресс-пригорода», отвечающий современным условиям и изменениям внешней среды.

При реализации подхода на реальном предприятии, руководители сталкивают с огромным количеством барьеров и проблем. Тут должна присутствовать четкость и ясность задач, учет опыта применения процессного подхода у лидеров в данной области или в компаниях со сходными функциями, а также рекомендации экспертов по менеджменту.

Рисунок 1 – Система менеджмента качества, основанного на процессном подходе

Чтобы избежать, лишних затрат и сокращения персонала, нужно рассмотреть в чем может заключаться проблемы внедрения процессного подхода ( рис. 1) Прежде всего это:

  1. Разногласия менеджера с руководством, на счет подхода как идеологии;

  2. Отсутствие желания и возможности вносить серьезные изменения в структуру управления (например в ОАО «Экспресс-пригород»);

  3. Неумение организовать управление процессами, нехватка квалификации персонала и ресурсов которые необходимы, для оптимизации процессов.

Решение первого этапа – идентификации бизнес-процессов может быть реализована с помощью модели «Дерево функций», которая описывает функции выполняемые компанией, и встраивает их в иерархию. Бизнес-процессы (БП), которые происходят в рамках деятельности ОАО «Экспресс -пригород», можно разделить на 4 основные группы, в каждой группе есть свои опознавательные элементы:

  • основные БП, ориентированные на оказание услуг, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода;

  • вспомогательные БП, предназначенные для обеспечения выполнения основных БП и поддержания их специфических черт;

  • бизнес-процессы управления, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого БП и бизнес-системы в целом.

  • бизнес-процессы развития — это процессы совершенствования предоставляемых услуг, технологий, модификации оборудования.

После разделения БП на 4 группы, необходимо выполнить их оценку с помощью ключевых факторов успеха (КФУ) (классический подход). КФУ должны отвечать следующим требованиям:

  • являться самыми важными целями предприятия;

  • являться тем, что должно сделать предприятие, чтобы выпол­нить свою миссию;

  • как правило, начинаться со слов «мы должны» или «нам необходимо»;

  • представлять комбинацию тактических и стратегических фак­торов.

После того, как определены КФУ, необходимо осознать, что каждый фактор является необходимым условием для достижения миссии предприятия, а все факторы вместе становятся достаточными для ее достижения[3].

Миссия ОАО «Экспресс-пригород»: «Улучшение транспортного обслуживания жителей Новосибирской области, гарантия безопасных и комфортных перевозок пассажиров в пригородном сообщении»

Рисунок 2 – Ключевые факторы успеха ОАО «Экспресс - пригород»

Автором были сформулированы КФУ для выбранного объекта исследования - ОАО «Экспресс-пригород»:

  1. выполнение функции по перевозке пассажиров, сохраняя высокий уровень безопасности и надежности;

  2. использование инновационно-технологической инфраструктуры;

  3. Развитие туристических направлений;

  4. Использование разветвленной сети пассажирских участков, отлаженной системы технического обслуживания, экипировки и подготовки вагонов к перевозкам пассажиров.

  5. Использование развитой сети дистрибуции транспортных продуктов, включающих прямые и косвенные каналы продаж, в том числе и инновационные электронные каналы;

  6. Осуществление деятельности под архитектурой бренда РЖД, который обладает устойчивой и узнаваемой репутацией надежного перевозчика пассажиров [1].

Выбранные автором факторы успеха могут быть скорректированы и расширены на основании опроса экспертов в данной области и проведения интервью со специалистами компании «РЖД», ОАО «Экспресс-пригород», а также проведения анкетирования среди клиентов компании. В дальнейшем сопоставив идентифицированные бизнес процессы с выбранными КФУ можно выделить наиболее значимые БП, а также БП, которые особо нуждаются в совершенствовании.

Выделяя на данном этапе стандартные бизнес-процессы для выбранного объекта (таблица 1) и сопоставляя их с КФУ. Можно предположить, что приоритетными являются:

  • Перевозка пассажиров в пригородном сообщении.

  • Контроль качества предоставляемых услуг.

  • Стратегическое планирование.

Разработка механизма оптимизации именно выбранных бизнес процессов, позволит получить наилучший результат с точки зрения конкурентоспособности транспортной компании.

Таблица 1 - Матрица взаимосвязи бизнес-процессов и ключевых факторов успеха АО «ФПК»

 

Ключевые факторы успеха

Важность

(кол-во КФУ)

КФУ 1

КФУ 2

КФУ 3

КФУ 4

КФУ 5

КФУ 6

Б

И

З

Н

Е

С

-

П

Р

О

Ц

Е

С

С

Ы

БП 1

Перевозка людей в пригородном сообщении

+

 

+

+

 

+

4

БП 2

Контроль качества предоставляемых услуг

+

+

+

   

+

4

БП 3

Анализ рынка конкурентов

 

+

     

+

2

БП 4

Расширение новых направлений оказываемых услуг

     

+

   

1

БП 5

Продажа билетов, сервисное обслуживание пассажиров в пути

+

 

+

   

+

3

БП 6

Подготовка вагонов в рейс, формирование и экипировка

+

 

+

+

   

3

БП 7

Управление финансами

     

+

+

 

2

БП 8

Управление маркетингом

   

+

   

+

2

БП 9

Управление персоналом

+

         

1

БП 10

Стратегическое планирование

 

+

+

+

 

+

4

БП 11

Развитие компетенций по инвестиционному планированию, НИОКР

 

+

   

+

 

2

Следует отметить, что все ресурсные вложения в оптимизацию менеджмента качества следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции, это связано с тем, что деятельность по повышению и обеспечению качества продукции в рамках системы качества носит предпринимательский и инновационный характер.

Список литературы:

1 Гончарова Д.А. Общая характеристика ОАО «Экспресс-пригород» и анализ конкурентного положения компании на рынке транспортных услуг // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. – 2016.- Ч.1 (265). - С. 108-109.

2 Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. — СПб.: Издательство С.-Петер- бургского университета, 1997. — 332 с.

3 Репин В.В.Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2012. – 156 с.

4 Официальный сайт компании ОАО «Экспресс-Пригород» [Электронный ресурс] – URL: http://www.express-prigorod.ru/about/company (дата обращения: 17.12.2017).

Просмотров работы: 191