ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОРИКИ О ЗАРОЖДЕНИИ ИДЕОЛОГИИ КОНСЕРВАТИЗМА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОРИКИ О ЗАРОЖДЕНИИ ИДЕОЛОГИИ КОНСЕРВАТИЗМА В РОССИИ

Марьюшкин С.А. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная статья посвящена изученности вопроса о зарождении консерватизма в России в отечественной историографии.

В своей монографии, “Русский консерватизм основные направления и этапы развития”, В.А. Гусев выдел три этапа развития консерватизма:

Первый этап - дореволюционный, по мнению Гусева, это ответная реакция на Великую французскую революцию, а также на то влияние, какое оказывали на Российское общество буржуазные процессы, протекающие в Западной Европе. Гусев считает, что консерватизм в России приобрёл форму политической идеологии в конце XVIII – начале XIX века. Кроме этого, Гусев в дореволюционном этапе выделяет “предконсерватизм”, истоки которого своими корнями уходят в период Московского Царства и Киевской Руси. Автор считает, что основой русского консерватизма являются идеи православия и сильного централизованного государства, а “предконсерватизм”, берёт своё начало от митрополита Киевского Илариона и концепции о Москве как “третьем Риме” инока Филофея.

Позднее Гусев уточнил свою мысль: “Иларион не знал, что он консерватор, но он выступил фундаментом русского светского консерватизма”.1 Но если исходить из данной позиции Гусева, то понятие консерватизма становится очень размытым в своих временных рамках. И до конца XVIII века можно говорить о религиозном мировоззрении и традиционализме, но не о консерватизме.

Далее Гусев выделил “непосредственных предшественников политической доктрины Н.М. Карамзина”, относя к их числу М.М. Щербатова, В.Н. Татищева, Д.И. Фонвизина.2 Также он выделяет государственно-охранительную концепцию русского консерватизма сторонниками, которой называет Н.М. Карамзина, М.О. Меньшикова, М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева, а основополагающим элементом данной концепции называет самодержавную монархию как основу российской государственности. Гусев также выделил консерватизм славянофилов (А.С. Хомякова, К.С. и И.С. Аксаковых, И.В. и П.В. Киреевских, Ф.И. Тютчева, Ю.Ф. Самарина), где центральную позицию занимали идеи православия, “самобытности России” и народности, а самодержавную монархию считали инструментальной ценностью. К славянофилам автор причислял и Д.А. Хомякова, обобщившего выводы славянофилов по вопросу государственно-политических проявлений русского культурного типа.3 Отдельно Гусев выделял консервативные взгляды Л.А. Тихомирова и К.Н. Леонтьева.

Второй этап – эмигрантский, реакция на революцию 1917 года и последующие события. В этой части Гусев рассматривал идеи И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, П.Н. Новгородцева и евразийцев.

Третий этап – современный, являющийся реакцией на события, произошедшие в России во второй половине 80-х – начале 90-х годов XX века. В качестве основных идей русского консерватизма на современном этапе, Гусев выделяет противопоставление России и Запада, идею мощного централизованного государства и отстаивание идеалов православия.

Исходя из темы данной работы, более подробно будет рассмотрен первый (дореволюционный) этап.

По аналогии с европейским “предконсерватизмом” богословов средневековья Гусев выделил русский “предконсерватизм”, относя к числу его представителей: Киевского митрополита Илариона, инока Филофея, Даниила Заточника, Иосифа Волоцкого, Ивана Пересветова, Ивана Грозного. Отношение к православию Гусев выделяет, как один из основополагающих элементов русского консерватизма, автор считает, что “русский консерватизм XIX – XX вв. опирался на тысячелетнюю традицию, которая, так или иначе, находила свое выражение в литературных памятниках Киевской Руси и Московского Царства”.4 С другой стороны, например, “находящийся под несомненным влиянием консерватизма Жозефа де Местра П.Я. Чаадаев не может быть отнесен к числу русских консерваторов, в связи с превознесением католицизма и Западной Европы в ущерб православию и России. Его можно назвать “французским консерватором русского этнического происхождения”, но не русским консерватором”.5 Гусев считал, что главные различия представителей русской консервативной мысли заключались в том, что в концепции “Православие. Самодержавие. Народность” являлось для них наиболее приоритетным, степень их антизападнических взглядов, временное положение их политического идеала (в прошлом, настоящем, будущем), универсальность их идей.

В монографии “Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика” В. Я. Гросул объясняет возникновение консерватизма, преобладанием в обществе, в период правления Екатерины II, “серьезного консервативного пласта настроений”.6 Гросул считает, что проявления консерватизма заключалось в нежелании землевладельческого дворянства уступить часть своих привилегий. Представителями консервативной мысли данного периода, по мнению Гросула, являются М.М. Щербатов и А.П. Сумароков. Выступая на историко-политологическом семинаре, Гросул отметил, что “надо искать зарождение, генезис нашего отечественного консерватизма на стыке XVIII и XIX столетия. Когда мы сами этим занимались, то от Петра I и Екатерины II его не нащупали. Кроме отдельных деятелей. И получается, что консерватизм стал оформляться только в эпоху Александра I, хотя идеи консерватизма, отдельные мыслители этого направления, конечно, присутствовали и в XVIII столетии, но консерватизма как течения, пожалуй, еще не было”.7

Временем появления консерватизма в России, как политического течения, Гросул считает период правления Александра I, считая, что тогда “консерватизм стал оформляться как политическое течение, тогда как применительно к более раннему времени можно говорить лишь об отдельных консервативных мыслителях и тенденциях”, но с оговоркой, “что некоторые материалы эпохи Павла I до нас не дошли, так что генезис консерватизма, по-видимому, корректнее отнести именно к рубежу столетий”.8

Автор выделил три направления консерватизма эпохи Александра I: церковный консерватизм (представители - Арсений Мацеевич, Платон Левшин), проявившийся “в резкой оппозиции к светской власти, к усилению светской идеологии и науки, материальному ослаблению церкви”; аристократический (представители – братья С.Р. и А.Р. Воронцовы), суть которого заключалась “в необходимости обеспечения за аристократическим дворянством максимальной власти”;9 и русский мистицизм, упомянутый Гросулом, в связи с деятельностью Библейского общества и министра духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицина, без разъяснения сути данного направления. Кроме того, Гросул причисляет к представителям консерватизма членов императорской семьи: великого князя Константина Павловича, вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну, великую княгиню Екатерину Павловну, считая её руководителем или “во всяком случае, одного из руководителей “русской консервативной партии” и примкнувших к ней: Ф.В. Ростопчина, Н.М. Карамзина, А.Б Куракина, А.А. Аракчеева. Также в качестве представителей русского консерватизма Гросул называет С.Н. Глинку, Г.Р. Державина, А.С Шишкова, Д.П. Рунича, М.Л. Магнитского, А.А. Беклешева.

А.Ю. Минакови представил свою типологизацию направлений русского консерватизма в первой четверти XIX века. Минаков выделил следующие направления: церковное, православно-самодержавное, русско-националистическое, масонское, католическое и дал им подробную характеристику.

К представителям церковного консерватизма относятся митрополит Серафим (Глаголевский), митрополит Платон (Левшин) и архимандрит Фотий (Спасский), последнего Манаков выделяет как самого яркого представителя данного течения. Минаков характеризует данное направление консерватизма, как сторонников самодержавной власти, за исключением действий власти, несущих, по их мнению, угрозу церкви. С данным направлением консерватизма было близко связано православно-самодержавное течение, имевшее светский характер. В качестве его представителей Минаков называет М.Л Магнитского (с 1819 года) и А.С. Шишкова (с 1803 года). Они имели свою точку зрения по целому ряду вопросов, таких как вопрос о национальном образовании, о самодержавной монархии, взаимоотношения государства и церкви, самобытностями русской культуры, цензуры, внешней политики. Кроме того, одной из основ их взглядов был культурный национализм. Минаков также причислил к представителям данного течения Н.М. Карамзина за созданный им в 1811 году “наиболее полный и разработанный консервативный проект первой четверти XIX века” - “Записка о древней и новой России в е политическом и гражданском отношениях”.10 Карамзин в своём труде кратко изложил историю России, но более подробно рассмотрел периоды царствования Екатерины II и Павла I, дал критическую оценку первым годам царствования Александра I и описал общественные настроения в данный период.

Во взглядах русско-националистических консерваторов преобладали: специфически-националистическая риторика и неприятие всего французского, так как для них это было синонимично всему революционному и либеральному. Минаков выделяет Ф.В. Ростопчина, как самого яркого представителя данного направления.

Еще одним направлением, выделенным Минаковым, в русском консерватизме первой четверти XIX века был масонский консерватизм. По мнению Минакова его ярчайшими представителями являлись П.И. Голенищев-Кутузов и О.А. Поздеев. Они признавали господствующую роль православной церкви, так как она была одним из государственных инструментов, также они были сторонниками жесткого контроля общественной жизни, антиреволюционной и антилиберальной изоляции. В данном направлении прослеживались и националистические тенденции. Представителем данного направления Минаков считает Д.П. Рунича, так как он осуждал реформы Петра I, считал, что Европа разложилась благодаря рационалистической философии и России должна преобразовать её и всё человечество, поскольку русский национальный дух позитивно отличается от всех остальных народов мира.

Последим, выделенным Минаковым, направлением консерватизма является “католический” консерватизм. Данное направление сформировалось под влияние идей Жозефа де Местра. Их взгляды заключались в следующем: неприятие идей просветителей, экуменизма и либерализма, они хотели введения церковного образования, несмотря на то, что они были сторонниками монархии, они осуждали самодержавную монархию в России, также они крайне враждебно относились к православной церкви и желали обратить Россию в католичество.

Историк В.Ф. Мамонов выделил три этапа становления консерватизма в России. Оговорившись, что “отдельные элементы консервативной доктрины и консервативной политики встречаются в России уже во времена Петра I, если не раньше”11, первый этап Мамонов относит к периоду царствования Екатерины II, начиная с созыва Уложенной комиссии. В качестве примеров проявлений консерватизма, Мамонов называет выступления консервативно настроенной оппозиции в Уложенной комиссии, отрицательно настроенной по отношению к екатерининскому правительству, деятельность М.М. Щербатова и реакцию общества и правительства на Великую французскую революцию.

Второй этап, по мнению Мамонова, это период правления Павла I, являющийся попыткой “практического осуществления в России весьма любопытной консервативной утопии, автором которой был император Павел I”.12 Несмотря на то, что никаких теоретических разработок Павел I не оставил, Мамонов выделяет этот период, поскольку он являлся реакцией на либеральный курс Екатерины II и революцию во Франции. Также Мамонов отмечает, что именно в этот период сформировались как идеологи и политики такие люди, как Аракчеев, Шишков, Ростопчин и что их мировоззрение, является результатом специфики данной эпохи.

Третий этап – 1801 – 1812 годы. В этот период консерватизм в России смог справиться с кризисом, вызванным изменением политического курса в начале царствования Александра I, а “формирование его как течения общественно-политической мысли в основном завершилось”.13

Многие историки, говоря об истоках русского консерватизма, связывают их с периодом правления Петра I. Одним из наиболее ярких представителей, отстаивающих данную точку зрения, является Г.И. Мусихин. Автор считает, что ни эпоха Просвещения, ни Великая французская революция не вызывали столь негативную реакцию русских консерваторов как реформы Петра I, которого “консерваторы обвинили в узурпации власти и в отказе от патриархальных и христианских ценностей монархизма”.14 Также Мусихин утверждает, что первая полноценно сформулированная реакция на реформы, появилась лишь в период царствования Екатерины II со стороны М.М. Щербатова. Но многие труды Щербатова не были опубликованы, и они не могли повлиять на взгляды современников, поэтому их следует рассматривать как предконсервативные.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что версия зарождения консерватизма в России (а точнее, предконсерватизма) на рубеже XVIII – XIX веков наиболее близка к истине, хотя становление консерватизма как идеологии следует отнести к эпохе Александра I.

Список литературы

Монографии

  1. Гросул В.Я. Итенберг Б.С. Твардовская В.А. Шацилло К.Ф. Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 440 с. -ISBN:5-89826-027-7.

  2. Гусев В. А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. — Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2001. — 235 с. - ISBN 5-6600-0532-7.

  3. Мамонов В.Ф. К вопросу о зарождении консерватизма в России.// Российский консерватизм: теория и практика: сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГУ, 1999.с.3-с.26. – ISBN 975-5-7271-0173-2.

  4. Минаков Ю. А. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2011. – 560 с. - ISBN 978-5-9273-1841-4.

  5. Мусихин Г.И. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). - СПб.: Алетейя, 2002. – 255 с.ISBN: 5-89329-498-X.

Периодические издания

  1. Гросул В. Я. Консерватизм истинный и мнимый // Россия в условиях трансформаций.Вестник Фонда развития политического центризма. Вып. 2 (№23). - М.: ФРПЦ, 2000. - С. 29-38.

Интернет ресурсы

  1. Гусев В. А. Русский консерватизм // Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт: Материалы международной научной конференции. Самара, 26-29 апреля 2002 года. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://conservatism.lib.vsu.ru/?req=/page/searchAdv.html (13.02.2017).

1Гусев В. А. Русский консерватизм // Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт: Материалы международной научной конференции. Самара, 26-29 апреля 2002 года. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://conservatism.lib.vsu.ru/?req=/ru/page/period/search/ (13.02.2017);

2Гусев В. А. Русский консерватизм : основные направления и этапы развития. — Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2001. — С.35.

3Гусев В. А. Русский консерватизм : основные направления и этапы развития. — Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2001. — С. 43.

4Гусев В. А. Русский консерватизм : основные направления и этапы развития. — Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2001. — С. 25.

5Гусев В. А. Русский консерватизм : основные направления и этапы развития. — Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2001. — С. 39.

6 Гросул В.Я. Итенберг Б.С. Твардовская В.А. Шацилло К.Ф. Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. –С.20.

7Гросул В. Я. Консерватизм истинный и мнимый // Россия в условиях трансформаций. Материалы. Вып. 2. М., 2000. С. 31.

8 Гросул В.Я. Итенберг Б.С. Твардовская В.А. Шацилло К.Ф. Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. –С37.

9 Гросул В.Я. Итенберг Б.С. Твардовская В.А. Шацилло К.Ф. Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. –. С.41.

10Минаков Ю. А. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2011. – С. 84.

11 Мамонов В.Ф. К вопросу о зарождении консерватизма в России.// Российский консерватизм: теория и практика: сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГУ, 1999 - С. 9.

12 Мамонов В.Ф. К вопросу о зарождении консерватизма в России.// Российский консерватизм: теория и практика: сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГУ, 1999 - С. 13.

13 Мамонов В.Ф. К вопросу о зарождении консерватизма в России.// Российский консерватизм: теория и практика: сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГУ, 1999 - С. 18.

14Мусихин Г.И. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). - СПб.: Алетейя, 2002. – С 63.

Просмотров работы: 219