Лыжи - одно из самых древних изобретений первобытного человека. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом.
Но в ходе эволюции, данный предмет быта, приобрел «титул» спортивного инвентаря.
Во второй половине XIX столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 г. в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеров состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации - Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране.
Со дня первых соревнований в Мире прошло более 200 лет, модернизация как самого инструмента, так и подготовки (тренировок) стремительно растет. Рассмотрим методы многолетней тренировок спортсменов России. Моя работа заключается в рассмотрении сущности построения годичного макроцикла лыжников-гонщиков, имеющих звание «Мастер спорта».
Подготовительный период
Этот период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. "Фундаментом" успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Кроме этого, большое внимание уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории лыжного спорта и т.д.
Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на 3 мезоцикла:
1-й мезоцикл (втягивающий)
Весенне-летний (в соответствии с задачами тренировки его еще называют общеподготовительным). Он начинается с середины мая по конец июля.
Важнейшая задача: постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники. Втягивающий мезоцикл делится на два микроцикла втягивающий и базовый.
2-й мезоцикл (базовый)
Летне-осенний (этап предварительной специальной подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега).
Основная задача: создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время.
Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений. Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстает от кривого роста объема.
На двух первых этапах подготовительного периода лыжники принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности. Обычно уровень развития специальных качеств определяется по результатам соревнований на лыжероллерах, в беге по пересеченной местности, в смешанном передвижении (бег + имитация попеременного двушажного хода в подъемы) - все это проводится на различных стандартных дистанциях. Кроме того, уровень развития специальных качеств оценивается по результатам имитации в подъемы (на отрезках). Базовый мезоцикл делится на четыре микроцикла: Базовый микроцикл (с низкой нагрузкой объема), ударный микроцикл, базовый микроцикл (с высокой нагрузкой объема), восстановительный микроцикл.
3-й мезоцикл (ударный)
Зимний (основной специальной подготовки). Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий (времени установления снежного покрова в данной местности) и квалификации лыжников (сильнейшие лыжники выезжают на первый снег в северные и восточные районы) сроки начала зимнего этапа различны. В средней полосе он обычно начинается в третьей декаде ноября или чуть позже. Оканчивается зимний этап обычно в конце декабря - начале января с началом основных соревнований сезона. Во многом сроки зависят от календаря соревнований и квалификации лыжников.
Основная задача: развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств.
Интенсивность на этом этапе в целом значительна, но к концу подготовительного периода она не должна достигать предела, характерного для соревновательного периода. Ударный мезоцикл делится на четыре микроцикла: базовый микроцикл, ударный микроцикл, контрольно-подготовительный микроцикл, восстановительный микроцикл.
2. Соревновательный период
Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с календарным планом и программой соревнований (при многодневных стартах в лыжных гонках на различные дистанции) и направлены на создание оптимальных условий для достижения высоких результатов. В предсоревновательный мезоцикл входит три микроцикла: ударный микроцикл, контрольно-подготовительный микроцикл, восстановительный микроцикл. В соревновательный мезоцикл (ранние старты) входит: базовый микроцикл, соревновательный микроцикл, восстановительный микроцикл. В соревновательный мезоцикл (главные соревнования) входит: подводящий микроцикл, соревновательный микроцикл, восстановительный микроцикл.
Мезоциклы строятся на основе сочетания различных микроциклов, и главная задача их реализации обеспечить подготовку лыжников по этапам.
Втягивающий мезоцикл обеспечивает постепенное подведение лыжников к эффективному выполнению специфической тренировочной нагрузки - скоростно-силовой, на выносливость и т.д. Это обеспечивает высокую эффективность последующей работы.
Базовый мезоцикл обеспечивает повышение, функциональных возможностей, развитие физических качеств за счет большей по объему и интенсивности работы. Вместе с тем в этом цикле проводится большая работа по совершенствованию тактики и передвижения на лыжах (в основном периоде) и воспитанию волевых качеств (психологическая подготовка).
Контрольно-подготовительные мезоциклы закрепляют возможности лыжников в подготовке к соревнованиям. Занятия проходят в условиях, максимально приближенных к соревновательным на трассах будущих стартов.
Предсоревновательные мезоциклы направлены на устранение мелких недостатков в физической, технической и тактической подготовленности лыжников-гонщиков. Главная задача цикла - подведение лыжников к основным соревнованиям сезона.
Соревновательный мезоцикл (их количество и структура) определяется календарным планом соревнований, квалификацией и уровнем подготовленности лыжников и охватывает, как правило, период в 1-2 месяца (сроки ответственных соревнований).
3. Переходный период
Восстановительный мезоцикл
Продолжается до одного месяца имеет цель вывести лыжников из состояния спортивной формы и подвести его к новому годичному циклу подготовки хорошо отдохнувшими и сохранившими достигнутый уровень развития физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований.
Заключение
Многолетние тренировки - это огромный вклад тренеров и спортсменов. Каждый этап преодолевается постепенно. Кто-то данную ступень преодолевает с лёгкостью, а кто-то с неимоверным трудом. Следует помнить, что ни один из методов не может считаться универсальным, ни один из них не обеспечит всесторонней и специальной подготовки лыжников и не приведет к достижению высоких результатов.
В «мастерской» работе не обойтись без дробления тренировок. А если быть точнее, без грамотного построения годичного цикла лыжников-гонщиков. Данная проблема является актуальной до сих пор. Так как спортсмены приходят и уходят, а к каждому нужен индивидуальный подход, особое построение программы тренировок.
Литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник /Ашмарин. -М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Багин Н.А. Лыжный спорт (гонки). Учебное пособие для студентов-заочников ИФК/ Н.А. Багин. – Великие Луки, 1999. – 84 с.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.М. Бутин. – М.: Академия, 2000. – 368 с., ил.
4. Кобзева Л.Ф. Основы научно-методической деятельности. Учебное пособие/ Л.Ф. Кобзева. – Смоленск, 2000
5. Лыжный спорт: Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. М.А. Агроновского. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
6. Лыжный спорт: Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.Д.Евстратова, Г.Б.Чукардина, Б. И.Сергеева. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
7. Николаенко И. Г. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. Пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений/ – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 208 с.: ил.
8. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков/ В.Н. Манжосов. – М.: Физкультура и спорт, 1986.